Концертная деятельность детского хореографического коллектива


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Концертная деятельность детского хореографического коллектива
Автор: Наталья Викторовна Исляева

«Государственное профессиональное образовательное учреждение»«Новокузнецкий педагогический колледж»Концертная деятельность детского хореографического коллектива.Дипломная работаВыполнила: Исляева Наталья ВикторовнаСпециальность 44.02.03 педагогика дополнительного образованияНаучный руководитель:преподаватель профессионального модуляЛевченко Жанна ДмитриевнаНовокузнецк, 2021СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение……………………………………………………………2
  • Цель и задачи концертной деятельности…………………………...4
  • Особенности создания концертных программ любительских хореографических коллективов…………………………………..5
  • Формы концертно-исполнительской деятельности………….……..6
  • Концертный номер как основа создания концертной
  • программы…………………………………………………………..9
  • Заключение……………………………………………………………11
  • Список литературы…………………………………………………...12
  • ВВЕДЕНИЕКонцерты хореографических коллективов являются составной частью духовной жизни общества, они играют большую и очень важную роль в жизни коллектива и нужны как исполнителям, получающим возможность продемонстрировать плоды кропотливой работы за определенный промежуток времени, так и зрителям, которые могут дать оценку этой работы.Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним учебным и репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. Тем более, хореографические композиции - это один из наиболее зрелищных видов концертных номеров, пользующихся у публики неизменной популярностью. Поэтому неотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях, проектах, фестивалях и конкурсах. Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса.Концерты - это демонстрация итогов работы хореографа, концертмейстера, обучающихся. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость.Как отмечает В.М. Коновалов, концертное выступление – это конечный результат репетиционной работы коллектива, выраженный в исполнении перед публикой музыкальных произведений. Автор считает, что выступление на сцене всегда связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива [26, с. 21]. Концертная деятельность – это очень важный этап работы творческого коллектива, который имеет большое значение для творческого роста самого коллектива и его участников. Это результат и смысл его деятельности. Концертная деятельность, по мнению В.М. Коновалова, - это постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Для любого творческого коллектива, в том числе и любительского, концертная деятельность просто необходима. Но важно понять, как эта деятельность будет развиваться в данном коллективе, и как коллектив будет развиваться в этой деятельности.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗанятия танцами, как правило, направлены на развитие физических и эстетических способностей ребенка. Учебный процесс достаточно утомительный и монотонный, поскольку приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. Но если ребёнок знает, что всё, что он делал в зале во время учебного процесса, будет иметь результат в виде выхода на сцену, занятия превращаются в праздник и ожидание концерта, фестиваля, конкурса и т.д. У детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию, в коллективе появляется здоровая конкуренция.Для выступлений на сцене педагог готовит специальные танцевальные номера на определённую тематику, исходя из возрастных физических и психологических особенностей детей конкретного возраста, а также пройденного учебного материала.Совместные выходы на концерты, а также поездки на фестивали и конкурсы с детьми помогают сплотить и сдружить детский коллектив, помогают наладить взаимоотношения воспитанников и педагога, лучше узнать друг друга. У детей формируются навыки поведения в обществе, они становятся более общительными, находят новых друзей, расширяют образовательный кругозор, повышают культурный, нравственный и эстетический уровни развития.Концертное выступление - ответственный момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой.Публичные выступления погружают детей в особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждает интерес, позволяют увидеть значимость своих танцевальных занятий, укрепляют и расширяют кругозор.ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ.Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и складывается из количества концертных выступлений за определенный период или весь период творческой деятельности такого коллектива. Концертные программы любительских коллективов востребованы обществом, так как решают ряд важнейших социальных функций, среди которых: - вовлечение населения в процесс непрерывного художественного просвещения средствами искусства; - включение личности в создание ценностей художественной культуры - утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха - последовательное формирование эстетических чувств и идеалов; - стимулирование социально-культурной активности личности; - возрастание роли индивидуального фактора при выборе видов любительской деятельности, форм организации досуга; - установка на самопроявление и самоопределение, то есть больше на личностный контакт с искусством на любительском уровне, чем на совместное коллективное творчество. Кроме этого концертная деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций искусства: - просветительская, удовлетворяет познавательный интересе аудитории (выражается через содержание концертов, знакомит с выдающимися деятелями, хореографами, исполнителями, композиторами); - пропагандистская, отличается направленностью на определенное направление искусства (в нашем случае на хореографию); - гедонистическая, призвана доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие. В концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждый концерт должен нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При выборе концертного репертуара нужно делать акцент на человеческие ценности, добродетели, на связь искусства с реальной жизнью, чувствами человека. При этом необходимо подбирать материал так, чтобы он отвечал и художественным требованиям и был понятен аудитории, для которой он предназначен. Концертное выступление в жизни хореографического коллектива – это очень ответственный момент. Представление публике конечного результата проделанной репетиционной работы – это качественный показатель всей деятельности педагога (организационной, учебно-творческой. воспитательной) и самих учащихся. По выступлению судят о динамике развития коллектива, о его сильных и слабых сторонах, о творческом стиле, о технических и художественных возможностях коллектива, о самобытности и оригинальности, о правильности подбора репертуара… Это своего рода точка отсчета, срез, которые помогают в дальнейшем наметить путь развития коллектива. Для артистов хореографического коллектива большое значение имеет творческий контакт со зрительской аудиторией. Выступления на публике вызывают у исполнителей особое психологическое состояние, которое определяется радостью, эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, переживанием, гордостью, пробуждает интерес. Теплый прием зрителей на концерте вызывает положительное отношение к занятиям хореографией у участников, позволяет увидеть им значимость своих занятий танцевальным искусством, укрепляют и расширяют их кругозорФОРМЫ КОНЦЕРТНО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКонцертНеотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях: отчетных концертах, концертах, приуроченных к определенной дате, проектах, фестивалях, конкурсах.Участие в концертах, посвящённых каким-либо датам, событиям и мероприятиям позволяет коллективу регулярно исполнять хореографические номера и приобретать опыт выступлений на публике, развивать актёрское мастерство, чувствовать сценическую площадку (владеть понятиями «кулисы», «задник», «авансцена», «рампа»), наращивать свой танцевальный потенциал.Участие в концертах иного статуса позволяет юным танцовщикам обрести эмоциональную и физическую свободу, придаёт им уверенности для последующих выступлений уже в других формах сценической деятельности. Ответственным моментом в жизни коллектива являются отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Традиционно Дом творчества организует их два раза в год - зимой (перед новым годом) и весной (в конце учебного года). Концерт проходит празднично в актовом зале с большим количеством гостей, в число которых входят родители, бабушки, дедушки наших артистов и, конечно, педагоги. Дети подходят к этому значимому событию с большой ответственностью, ведь в зале сидят главные зрители - их близкие.В отчетных концертах представлен весь репертуар коллектива, работа над которым идет на протяжении всего учебного года. Нужно выстроить очередность танцевальных номеров таким образом, чтобы показать все разнообразие и, при этом, не утомить зрителя. На концертах такого рода необходимостью является быстрая смена костюма, а для этого каждый участник должен знать, где он находится и когда следует его надевать. Поэтому важно в течение года приучать детей к самодисциплине, ответственному отношению к реквизиту, сценическому костюму.Концертная программа должна быть разнообразной и подчеркивать индивидуальность данного коллектива. Танцевальный и музыкальный материал, драматургия концерта - всё должно «работать» на имидж коллектива.Еще одна форма концертной деятельности - выездные концерты в районы области, особенностью которых является «пропаганда своего искусства» в стороннем учреждении.Важно подчеркнуть, что концертное выступление помогает более точно выявить способности, динамику развития учеников, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает выдержку, творческое воображение и артистизм. Для успешного выступления наиболее значимыми являются психологические состояния: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность. Оно помогает сплотить коллектив, и, следовательно, улучшить творческую дисциплину участников.ФестивальУчастие в фестивале, особенно высокого уровня всегда является праздником. С одной стороны, фестиваль - это не конкурс, здесь нет соревнования между хореографическими коллективами, а с другой стороны, когда на фестивале присутствуют коллективы высокого уровня - это накладывает определённую ответственность за свой коллектив, за степень его подготовки. На фестивале участники обмениваются профессиональным опытом (особенно ценно это для преподавателей), имеют возможность увидеть различные танцевальные направления, новые подходы к преподаванию тех или иных дисциплин, знакомятся с творчеством других коллективов. Атмосфера на фестивале более свободная, чем на конкурсе. Среди фестивалей хореографии особое место занимает открытый фестиваль-конкурс творчества детей и молодежи «Рождественская сказка», который традиционно проходит в Доме детства и юношества «Факел» и собирает лучшие детские профессиональные и любительские коллективы города Томска. Творческие объединения «Улыбка» и «Созвездие» были неоднократно отмечены призами и дипломами.КонкурсКонкурс - это самая сложная форма концертно-исполнительской деятельности как для детей, так и для педагога. Если на концертах и фестивалях выступление коллектива оценивает публика, то на хореографическом конкурсе присутствует компетентное жюри, состоящее из профессионалов. К подбору репертуара на конкурс следует относиться очень внимательно, в хореографии даже есть такое понятие как «неконкурсный номер».Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям: драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, техническое наполнение, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Дети всегда очень волнуются при подготовке к конкурсу и тем более перед выступлением. Не стоит ругать детей перед выходом на сцену, если вдруг что-то не получается и разладилось, вряд ли за короткое время можно будет что-то поправить, а настроение и эмоциональная составляющая будут безнадёжно испорчены. Наоборот, нужно приободрить и вселить в танцовщиков уверенность, что всё будет в порядке и у ребят буквально «вырастут крылья за спиной». Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности сплачивают детский коллектив. Ребята придумывают определённые ритуалы для привлечения удачи, самостоятельно репетируют за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу и настроиться эмоционально на танцевальный номер.КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫКачество концертной программы, концерта во многом зависит от качества входящих в него номеров. Концертный номер – это отдельное сценическое действие (со своей завязкой, кульминацией и развязкой), которое завершено композиционно, уравновешено во всех частях, ограничено в пространстве и времени и оставляет у зрителей (слушателей) впечатление о целостном художественном произведении. К особенностям концертного номера относится: место, действие, время и образ, которые взаимосвязаны между собой. При этом место и время воспринимаются как физические параметры, которые по форме образуют факторы структуры номера. При этом концертный номер рассматривается не только как неотъемлемая часть концерта, но и как основа технологии его постановки, основа всего сценического действия. Собственно из концертных номеров и эпизодов складывается целое художественное произведение, которое зритель воспринимает в общем. Оно осуществляется по законам сценической режиссуры. Исследователь Ю. Дмитриев дает следующее определение: «Номер – отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства». Известное выражение «Его величество номер!», сохраненное в воспоминаниях Н. СмирногоСокольского, образно подчеркивает, что без эстрадного номера нет эстрадного искусства.Понятие «номер» родилось первоначально как решение чисто организационных проблем. Номер был написан крупными арабскими цифрами на картоне и вставлялся в деревянную рамку из-за кулис во всех дореволюционных эстрадных театрах. Зрители смотрели на номер и в программку, где находили соответствующий номер и его исполнителя. Все было просто и понятно. Каждый исполнитель вызывался на сцену за кулисами по своему номеру. Сегодня им также пользуются для определения жанра «вокальный номер» или «танцевальный номер» и т.д. Отметим еще одну специфическую особенность концертного номера – это кратковременность. Так как концерт состоит из определенного количества номеров, которые в общем должны уложиться в хронометраж всего концерта, то длительность каждого номера, входящего в концерт, строго регламентируется. При рассмотрении концертного номера с точки зрения художественного произведения, он приобретает эстетическое значение. В этом случае место и время имеют двойное толкование: структурное и художественное.Как эстетическая величина категория действие соединяет место и время, одушевляет их, наполняет содержанием образованную ими форму. Понятие «место» прежде всего, обозначает сценическую площадку, на которой разворачивается действие. Место, где проживается концертный номер, тоже имеет свое влияние на восприятие зрителем сценического действия. Когда сцена качественно подготовлена, поставлены декорации, продуман свет и другие сценографические эффекты, место становится на одну ступеньку по важности с другими величинами: с действием и временем. То есть, чем больше внимания мы уделяем той или иной величине, тем больше ее значение в обще сложности, и тем лучше будет результат – впечатление зрителя. Категория «действие» - эстетическая. Она включает в себя художественный материал концертного номера сопоставимый предлагаемым обстоятельствам, в которых действует актер. С художественной точки зрения, действие наиболее гибко и подвергается изменениям, вызванным внешними и внутренними причинами, определяющимися как особенностями творчества отдельного артиста, так и особенностями зрительского восприятия. Категория «время» считается наиболее постоянной. Это определенный заранее период (в физическом смысле) существования актера на сцене. Категория времени – это стержень номера, который связан с местом и действием. Время структурно образует «основу» концертного номера, где одним из важнейших факторов является наличие ритма. Ритм исходит от категории «времени» и становится одним из способов организации номера и с точки зрения литературного построения и с точки зрения исполнительского мастерства. Эти две стороны составляют два уровня, которые заложены в основу концертного номера:- первый – заложен в основе концертного материала; - второй – заложен в актерском исполнении.Исследователи выделяют три условных типа ритмической конструкции: фронтальный, стрежневой и восходящий. Для фронтального ритма свойственна эмоциональная атака в развитии темы. Построение повествования может быть алогично, пунктирно. На первый план выступает событийность, а уже на втором плане – образ или сценический характер персонажа. Наиболее распространенным считается стержневой тип. Иногда этот тип называют традиционным. Он представляет собой основу (стержень), на которую(ый) нанизываются эпизоды. В этом случае образ персонажа или исполнителя выходит на первый план. Через них раскрывается тема, выражается конфликт повествования, вокруг них строится драматургия номера. Восходящий тип развивается от завязки к кульминации и развязке (по драматургическому закону). Раскрытие сюжета здесь происходит по принципу логических рассуждений, либо фабульными ходами. Восходящий тип чаще всего можно встретить в эстрадном рассказе, в монологе, фельетоне. Второй уровень ритма заложен в актерском исполнении. Авторский и актерский ритмы взаимодействуют между собой в самых разных, порой очень неожиданных вариациях. Они могут совпадать между собой, могут накладываться друг на друга, могут противопоставляться друг другу, идти параллельно или пересекаться… Ритм исполнителя зависит от понимания актером материала и может использоваться как художественный прием для выявления, усиления нужного смыслового значения. Исполнительский ритм – инструмент для создания определенного художественного образа, который выявляет мастерство и индивидуальность исполнителя.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонцертная деятельность даёт возможность детскому хореографическому коллективу показать свою творческую работу перед широкой публикой, а фестивали и конкурсы помогают сравнить её с творческими достижениями других коллективов. Концертно-исполнительскую деятельность следует обязательно планировать, выступления не должны мешать учебно-образовательному процессу детей.Концертные, фестивальные и конкурсные планы, как правило, составляются на полугодие или год, с учетом основных праздников, знаменательных дат, конкурсных программ, обязательных отчетных концертов и степени подготовленности воспитанников коллектива. К организации и проведению любого выступления, независимо от того, выступает коллектив с большой программой на сцене или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Обязательно следует отмечать положительные моменты. Успешное выступление, тепло встреченное публикой, формирует положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Безусловно, это укрепляет у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством и расти творчески. Нельзя выходить на сцену с недоученными или неотрепетированными танцевальными номерами. Надо обращать внимание на недостатки, а сценические неудачи обсуждать и анализировать вместе с детьми с целью их устранения в дальнейшей творческой деятельности. Это помогает развитию самоконтроля, мышления, выявляет слабые стороны каждого исполнителя. Очень полезно записывать выступления на видео, а потом совместно просматривать с участниками коллектива. На наглядном примере легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть недостатки.Таким образом, основные формы концертной деятельности помогают, прежде всего, активизировать учебный процесс, в результате чего происходит формирование сценической, а через это и личностной уверенности у обучающихся.В заключении следует подчеркнуть, что концертная деятельность - это важная составляющая творческой жизни детского хореографического коллектива. Превращение выступления на сцене в средство воспитания, придание ему педагогического смысла - одна из главных задач. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - это то, для чего коллектив выходит на сцену, то, для чего проводятся все занятия и репетиции. Благодаря успешным выступлениям коллектива, участию в фестивалях и конкурсах укрепляется творческая и профессиональная репутация детского хореографического коллектива.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива. Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - c. 118-120. [Электронный ресурс] www.moluch.ru2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. Переработанное. И доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.3. Концерт [Электронный ресурс]. URL // .4. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная» / Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // 5. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL //