Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях
Автор: Наталья Викторовна Исляева
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях в объединении дополнительного образованияВ настоящее время стандарты образования требуют от школы воспитания самостоятельной, конкурентоспособной личности. Руководители ВУЗов, профессиональных колледжей и лицеев так же хотят видеть среди выпускников школ таких молодых людей, которые имеют определённый багаж знаний, систему накопленных знаний и умений, полученных в результате собственной непрерывной познавательной, исследовательской и, главное, самостоятельной деятельности.Таким образом, мы можем говорить о необходимости перманентного образования. С точки зрения философии это педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта. Исследования, проводимые в этой области, показали, что ученик достигает лучших результатов и достаточно долгое время находится на пике успешности в том случае, когда осваивает что-то новое самостоятельно, а не получает знания в готовом виде. Ещё большей успешности он достигает тогда, когда осознаёт, что это новое знание тем или иным образом связано с реальной его жизнью. И в определённый момент знание переходит в умение, которое на протяжении всей жизни, так или иначе, включается в общую систему универсальных действий.Все мы помним замечательную мудрость: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эти слова наиболее точено отражают форму построения современного занятия. Главная задача педагога – выработать такой стиль преподавания, чтобы значительная часть знаний добывалась самим учащимися через самостоятельную работу, и, по возможности, работа эта должна быть творческой.Как это осуществить на практике? Во-первых, надо научить учащихся самостоятельно работать со специальной литературой (справочниками, словарями, энциклопедиями, тематическими сборниками, технологическими картами и т.п.). Во-вторых, научить рациональной организации умственного труда. Здесь также мы имеем возможность научить анализу специальной литературы; поиску, обработке и систематизации нового материала при чтении такой литературы; отбору и переработке информации; рациональному использованию времени.На занятиях дополнительного образования такую работу целесообразно осуществлять в практической части. Педагог дополнительного образования может убедить детей, что можно работать и лучше, нежели когда-то ранее. Это не значит, что работать надо напряжённо. Это значит, что работать надо рационально. На собственном примере учитель может показать, что добиться наилучших результатов можно и при наименьшей затрате сил. Стоит лишь рассказать учащимся о том, как правильно организовать рабочее время, рабочее пространство, рассказать о степени самостоятельности выполнения того или иного задания, о формировании желания достичь поставленной цели.При организации самостоятельной работы на занятии педагог должен помнить, что каждый обучающийся – индивидуальность. Это значит, что каждый из них обладает собственными умственными возможностями, собственным творческим потенциалом. При этом нельзя всем предъявить одинаковые требования. Каждый из обучающихся должен справиться с посильной ему задачей. Это не значит, что мы должны завышать или занижать требования. Здесь педагогу необходимо умение определять уровень способностей учащихся, степень их готовности к самостоятельной работе. В соответствии с этим педагог разрабатывает разноуровневые задания, определяет индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. И работая постоянно, таким образом, учитель получит возможность постепенно увеличить плотность урока, повысить уровень сложности выполняемого задания для конкретного учащегося. А всё это создаёт ситуацию успеха для обучающихся. Ученик в такой системе обучения понимает, что от занятия к занятию он становится более успешным, способным справиться с более сложной задачей, что придаёт ему уверенность, мотивирует на успех, способствует развитию творческого потенциала.Для развития творческих способностей учащихся на занятиях необходимы различные формы работы. Например:1. Создание собственного проекта (проект-результат исследования, проект – отчёт о практической работе и пр.)2. Самостоятельное изучение темы с точки зрения истории (Например: «История зарождения текстильной промышленности», «История аппликации», «История создания кукол в народной культуре разных народов» и т.д.)3. Написание рефератов и докладов как малых форм исследовательской деятельности.4. Подготовка и проведение мастер-классов самими учащимися (трансляция собственного опыта в области кулинарии, вышивки, росписи по ткани, вязании и т.п.)Чтобы процесс формирования самостоятельности у учащихся привёл к определённым результатам, работа должна быть планомерной и системной, а не от случая к случаю. Педагог должен организовывать постоянный контроль над работой обучающихся, делать своевременные выводы об успешности каждого отдельного ученика, планировать дальнейшую работу. Кроме того, учитель должен понимать, что оценка работы учащегося должна быть объективной.Поскольку педагог находится в рамках современного урока, он должен использовать современные методы и технологии обучения. Наши ученики живут в эпоху телевидения, Internet и различных гаджетов. Это нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому приоритетными становятся информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях их применения мы можем организовать самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, даём ему возможность самостоятельно отбирать и анализировать информацию, прогнозировать собственную оценку степени освоения материала.Для решения задачи по воспитанию самостоятельной личности, обладающей некоторым багажом знаний, необходимо создать особую среду обучения. Она должна включать в себя различные учебно-методические материалы, тренажёры и тесты.ФГОС нового поколения предусматривают изучение некоторого объёма информации самостоятельно. Поэтому роль педагога заключается в чёткой, регламентированной организации самостоятельной работы учащихся, которая занимает ведущее место в современной системе образования. Эффект такой работы зависит, безусловно, и от степени собственной заинтересованности обучающихся в достижении определённого результата, от степени его мотивации к изучению конкретного предмета, от устойчивости мотивации. Здесь требуются и знания педагога в области психологии. Педагог должен настроить обучающегося на то, что самому учащемуся важно выполнить эту работу, т.к. она способствует его расширению кругозора, развитию эрудиции, творческого потенциала, эрудиции, саморазвитию. Понимая это, каждый обучающийся захочет двигаться вперёд и применять свои накопленные знания в повседневной жизни и в дальнейшем обучении по окончании школы.