"Глагол как часть речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Глагол как часть речи"
Автор: Габдулина Муршидя Айсяевна
Тема урока: "Глагол как часть речи". Цель:Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола.Развивать навыки выделения глагола как части речи, точного употребления глаголов в речи.Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к родному языку.Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, мультимидийный пректор, компьютер.Ход урокаI Орг. момент. Актуализация знаний. Введение в тему.Вот звонок нам дал сигналПоработать час насталТак что время не теряемИ работать начинаем..Девиз урока: (слайд 2)“Учись, смекай, активным будьИ к знаниям откроешь путь!”Запишем в тетради число, классная работа.Сегодня на уроке мы будем: ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.(СЛАЙД 3)1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.2. Словарная работа.На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.Прочитать слова, записанные на доске, выбрать нужную букву для каждого словарного слова. (учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками.)Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.III. Работа по теме урока. Стихотворение (слайд 4)Что без меня предметы?Лишь названия.А я приду-Всё в действие придёт.Летит ракета.Люди строят здания.Цветут сады.И хлеб в полях растёт.Я свою задачу вижу в том,Чтоб сказать о действии любом,И счастливый мой удел таков -В речи быть одним из главных слов.Работа с текстом стихотворения:Найдите в стихотворении главное слово (глагол)Чем является глагол в русском языке? (частью речи)Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)Сформулируйте тему урока (ответы детей)Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая... кровь языка.” А.Югов.(Мнения учащихся)Каким образом можно оживить эти предметы? (слайд 5)Собачки ...(бегут) записываем. (СЛАЙД 6)Орёл ...(летит) записываем. (СЛАЙД 7)Рыбки...(плавают) записываем. (СЛАЙД 8)- С помощью какой части речи вы оживили картинки?34. Работа в группах.Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены. (слайды)Летит огневая стрела,Никто её не поймает:Ни царь, ни царица,Ни красна девица.Ответ: Молния. (СЛАЙД 9)Раскинут ковёр,Рассыпан горох,Ни ковра не поднять,Ни гороху собрать.Ответ: Звезды на небе (СЛАЙД 10)Между гор, между долБежит белый конь.Ответ: Ручей. (СЛАЙД 11)Что вверх корнем растёт?Ответ: Сосулька. ( СЛАЙД 12)Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (СЛАЙД 13)Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед) (СЛАЙД 14)Составьте из слов загадку (на доске)(Каждое слово на отдельной карточке.)- Запишите в тетради.Белое покрывало всю землю покрывало.- Грамматическая основа предложения...- В чём сходство и различие этих слов? (по вопросу) Одинаковое произношение, но разное значение.- Каким членом предложения является глагол?- В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)- Произнесите предложение так, чтобы глагол употреблялся в другом времени.(Класс использует сигнальные карточки при ответах детей)ЗаданиеЗапишите в тетрадь с вопросом1 глагол – в прошедшем времени1 гл. – в настоящем времени1 гл - в будущем времени.6. Физминутка ....7. Стихотворение.Если в лес пришёл ...,Свежим воздухом ...,Бегай, ... и ....Только, чур, не ....,Что в лесу нельзя ....,Даже очень громко ....,....... зверюшки,.... с лесной опушки.Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,- Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)Для проверки (СЛАЙД 15)- Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (СЛАЙД 16) (это глаг. Неопределённой формы)- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)- Чему учит нас это стихотворение?9. Давайте вернёмся к началу урока. (слайд 3)- В каком времени употреблены эти глаголы? (будущее)- Что мы с вами делали? (думали, рассуждали, слушали, наблюдали. – это уже прошедшее время.)IV. Итог урока. Итак, расскажите о глаголе: (слайд 17)глагол – это....отвечает.......обозначает....изменяется по........в предложении бывает.....делает нашу речь...... V. Рефлексия.Я узнал о.....Я научился....Я смогу....Мне было трудно....Домашнее задание. Составить 5 предложении с глаголами