«Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА»
Автор: Бределева Елена Михайловна


План индивидуальной работы над темой по самообразованию
Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА
на 2019-2024гг
Цели работы над темой:
- расширение кругозора обучающихся;
- совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование порядка морфемного, фонетического, синтаксического разборов.
- развитие умения воспринимать текст, анализировать и создавать его.
Задачи:
внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
вовлечение во внеурочную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Предполагаемый результат:абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 9 класса; повышение качества преподавания предмета; разработка и апробирование дидактических материалов; разработка и проведение открытых уроковпо русскому языку и литературе; обобщение опыта по исследуемой теме; доклады, выступления на заседанияхШМО, РМО.
Приоритеты моего самообразования
продолжить работу по составлению дидактического материала;
опубликовать свои поурочные разработки в сети Интернет;
регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей.
Основные направления деятельности:
изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
применение полученных теоретических знаний на практике.
Этапы работы над темой
Этап
Содержание
Сроки
Форма представления
Диагностический
Анализ затруднений - Постановка проблемы изучение литературы по проблеме Комплексный анализ текста как форма работы на уроке русского языка в среднем звене; - обзор в Интернете информации; - изучение ФГОС и внедрение в учебный процесс; - изучение опыта педагогов по представленным материалам на личных веб - страницах - посещение открытых уроков коллег
2019-2020
- выступление с планом работы над темой на заседаниях ШМО;
- выступление на школьных семинарах;
- изучение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения;
- изучение ФГОС
Прогностический
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.
2019-2020
-корректировка рабочей программы и конспектов уроков;
- организация проектной деятельности учащихся;
- участие учащихся в олимпиадах и конкурсах
Практический
Внедрение опыта работы, направленного на решение поставленных задач. Открытые мероприятия. Корректировка работы.
2019-2024
- курсы повышения квалификации;
- посещение мероприятий коллег и участие в обмене опытом;
- самоанализ своей деятельности;
- разработка дидактических материалов
Обобщающий
Подведение итогов. Проведение открытого мероприятия по русскому языку Самоанализ своей педагогической деятельности.
2022-2024
Прохождение аттестации на высшую категорию
Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.
2024
Творческий отчёт
Практический выход: выступления на заседаниях школьного методического объединения учителей, педсоветах школы, территориальных семинарах, участие в профессиональных конкурсах, публикации.
Изучение литературы по теме:
1. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Ленанд, 2016. - 408 c.
2. Вараксин, Л.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: сборник упражнений / Л.А. Вараксин. - М.: Флинта, 2016. - 208 c.
3. Вараксин, Л.А. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: сб. упражнений / Л.А. Вараксин. - М.: Флинта, 2016. - 184 c.
4. Демидова, К.И. Современный русский литературный язык: Учебное пособие / К.И. Демидова, Т.А. Зуева. - М.: Флинта, 2008. - 320 c.
5. Лыткина, О.И. Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие / О.И. Лыткина, Л.В. Селезнева, Е.Ю. Скороходова. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
6. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл/: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. — М.: Дрофа, 2004.
7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М., 2006.
8. Кусова, М.Л. Комплексный анализ текста при изучении русского языка в школе // Филологически класс. - 2005. - № 3. - с. 13.
9. Программа курса Русский язык. 5–9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 2-е изд. – М.: ООО русское слово – учебник, 2013. – 64 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
10. Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: ФГОС / Е.Л.Ерохина. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Экзамен, 2016. – 95, [1] c. (Серия Учебно-методический комплект).
11. Бабкина М.В. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой Русский язык для 5,6,7,8,9 классы общеобразовательных организаций / М.В. Бабкина. – М.: ООО Русский язык – учебник, 2014. – 208 с. – (Инновационная школа).
12. Русский язык: учебник для 5,6,7,8,9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова; под.ред. Е.А. Быстровой. – 3-е изд. – М.: ООО Русское слово – учебник, 2014. – 208 с.: ил. – (Инновационная школа).
Введение.
Существуют определенные проблемы воспитания и образования нынешнего поколения. В первую очередь, это быстрое получение информации через Интернет с помощью гаджетов - отсюда вытеснение процесса чтения, снижение уровня духовно-нравственного воспитания, ограниченное общение со сверстниками, уменьшение категории одаренных детей и увеличение детей, испытывающих трудности в обучении. В связи с этим требуется новый, отвечающий времени подход в воспитании и образовании учащихся. Системно-деятельностный подход как основа стандартов нового поколения во многом призван решить задачу современной системы образования, которая заключается не в передаче объёма знаний учителем ученику, а в том, чтобы, опираясь на духовное развитие личности, научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания. Системно-деятельностный подход призван акцентировать внимание на основных результатах обучения и воспитания в аспекте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся: способность ребенка к саморазвитию через освоение нового социального опыта; совокупность всех видов действий учащегося, способных обеспечить его культурную, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Обозначенные выше проблемы современного образования и воспитания сказываются и на подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, цель которой проверить у выпускников уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В связи с этим каждый учитель должен определить для себя наиболее эффективные формы работы для подготовки учащихся к ГИА.
Изучив методическую литературу, ознакомившись с опытом коллег, я пришла к выводу о том, что комплексный анализ текста является одной из самых эффективных методик подготовки учащихся к экзамену. Комплексная работа с текстом является одним из оптимальных способов работы с текстом на уроке, поскольку позволяет развивать у учащихся ключевые предметные компетенции, соответствует новым ФГОС по русскому языку, так как воплощает деятельностный подход, превращая каждого ученика в исследователя и открывателя языковых явлений. Особенно эффективным представляется использование данной методики в свете новых ФГОС, в основе которых лежат понятия компетенции и компетентности.
Актуальность выбранной темы особенно ясно видна при практическом проведении данного вида анализа на уроках русского языка в 5 – 11 классах. Учащиеся не всегда способны взглянуть на текст как на единое целое, увидеть взаимосвязи стиля и лексики, тематики текста и его синтаксиса, увидеть проблему и отношение к ней автора. Особенно трудным бывает анализ языковых средств, использованных писателем для придания тексту большей выразительности. В экзаменационных работах 9 и 11 классов большое количество заданий построено на умении работать с текстом. Следовательно, необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка вполне очевидна.
Поэтому цель данной работы – показать актуальность данного вида деятельности, описав некоторые способы проведения комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом.
Основная часть.
Комплексный анализ текста - это интересный и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Пробуждая интерес школьников к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности.
Комплексному анализу текста могут быть подвержены тексты любой стилистической принадлежности, в том числе и художественные. Данный вид анализа предполагает целостное рассмотрение текста как самой крупной языковой единицы в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Работа с текстом позволяет учащемуся проявить свои знания и формирует умение ориентироваться в языковом материале. Комплексный анализ текста на основе системно-деятельностного подхода – это своеобразная исследовательская работа, которая позволяет учащимся показать не только полученные теоретические знания, но и языковое чутье, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Проводиться этот вид анализа может в устной и письменной форме. Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе самостоятельной работы, исследуя текст, таким образом, у них формируются все УУД. Следовательно, комплексный анализ текста – это метод, способный сформировать требуемые современными стандартами компетенции учащихся.
Развитие компетенций учащихся на основе комплексного анализа текста:
Языковая – на основе заданий, развивающих и формирующих знания о структуре языка (звуки, слова, словосочетания, предложения и т.д.);
Лингвистическая – на основе заданий, опирающихся на знания лингвистической терминологии;
Коммуникативная – на основе заданий, формирующих умения не только грамотно писать, но и говорить, слушать, читать (читать и понимать, что ты читаешь, писать и понимать, что ты пишешь).
Цели комплексного анализа текста:
Предметные: формирование умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения; развитие научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к итоговой аттестации;
Метапредметные: формирование навыков комплексного анализа текста, орфографической зоркости, углубление знаний учащихся о целостном восприятии языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
Личностные: формирование осознанной языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Задачи учебной деятельности, решаемые комплексным анализом текста:
овладевать грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;
анализировать тексты разных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;
уметь пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;
обогащать лексический запас.
Планируемые результаты (УУД), получаемые на основе комплексного анализа текста:
Познавательные: учащиеся выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста; извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал, умеют производить разные виды разборов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной формах; анализируют текст, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информации, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала, самостоятельно строят свои действия, вносят коррективы и дополнения, предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет достигнут результат?), оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: учащиеся используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, умеют составлять текст, представлять конкретное содержание в форме устного и письменного высказывания, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе.
Личностные: учащиеся осознают личностный смысл учения, проявляют желание учиться, признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях, знают основные принципы и правила отношения к окружающей среде, ориентируются в особенностях социальных и семейных отношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств, гражданского патриотизма, способны уважать личность и ее достоинства.
При комплексном анализе текста можно выделить несколько этапов:
Первый этап. После прочтения текста предлагаются задания для его осмысления. Например: доказать, что данный отрывок является текстом, перечислить признаки, доказывающие, что это текст; определить тему текста, основную идею; подобрать заголовок, который раскрывает или тему отрывка, или же основную идею; каждый заголовок аргументировать; определить стиль и тип речи, выбор стиля и типа речи нужно доказывать.
Следует обратить внимание на трудные задания. Например: лексические и грамматические средства связи предложений в тексте (это и лексические повторы, это и синонимы, и антонимы, это и местоимения и наречия; это и способы связи предложений в тексте и другие). Первая часть экзамена в 9 классе (изложение) требует понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с владением трех способов сжатия текста. Поэтому на данном этапе необходимо научить учащегося видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения, научить разделять главную и второстепенную информацию и помочь овладеть всеми приемами сжатия текста. Можно предложить такие задания: назвать количество микротем, определить тему и основную мысль каждого абзаца, выделить опорные слова и выражения, аргументировать главную и второстепенную информацию; сжать абзац, записать свой вариант сжатия текста и проанализировать. Обучение сжатию и развертыванию небольшого объема должно быть постоянным видом работы при комплексном анализе текста.
Второй этап. На данном этапе проводится орфографический и пунктуационный разборы текста. Учащийся должен знать морфему с орфограммой, понимать, почему он употребляет тот или другой знак препинания. Без осознанного употребления знаков препинания практически невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – орфографической зоркости.
Третий этап. На заключительном этапе проводится языковой анализ текста. В эту часть можно включать все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический); характеристику средств речевой выразительности: работа со словом, его лексическим значением – это основа развития речи.
Каждый из данных этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу творчества, созданию собственного произведения в виде сочинения рассуждения. Учащиеся должны научиться доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Поэтому учитель должен научить правильному пониманию темы, формулировать свои мысли, последовательно и логично излагать материал, аргументировать свои высказывания, делать выводы и обобщения.
Таким образом, комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции; является оптимальной формой работы при подготовке к итоговой аттестации, т.к. использование в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет, систематизирует знания учащихся о языке как системе, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья.
Используя комплексный анализ текста как основной метод подготовки к итоговой аттестации, в первую очередь учитываю возрастные особенности учащихся, так как этот вид работы применяю с 5 по 9 класс. Следовательно, тексты и задания к ним подбираю не только в соответствии с возрастом учащихся, но и изучаемым учебным материалом. Предлагаю учащимся тексты разных функциональных стилей и типов речи, разных жанров. В 5 и 6 классах это тексты преимущественно художественного стиля, в 7-8 добавляются тексты публицистического стиля. В этом учебном году начала подбирать для комплексного анализа тексты писателей Вологодского края. Текст обязательно должен привлекать учащихся с эстетической и эмоциональной точек зрения. Главное – это выбор заданий для создания целостного представления о тексте и понимания авторского замысла.
Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными. Те вопросы и задания, которых избегает ученик, включаю в коллективную работу на уроках.
Все эти задания, представленные к комплексном анализе текста, в том или ином виде встречаются в КИМах ОГЭ и ЕГЭ, поэтому работа по комплексному анализу текста должна присутствовать на уроках русского языка уже с 5 класса. Для осуществления такого анализа можно привлечь рабочие тетради А.Б. Малюшкина Комплексный анализ текста.
Задания стараюсь формировать по типу ОГЭ, чтобы ко времени сдачи экзаменов эта формулировка была достаточно знакома учащимся и отработана ими. Большое внимание уделяю заданиям на формирование языковой компетенции, так как анализ экзаменационных работ показывает, что здесь у выпускников часто возникают затруднения. Такие задания учат ребят выделять основную информацию, находить в тексте ключевые слова и детали, обобщать факты. Если на уроке использую готовые дидактические материалы для комплексного анализа текста, так же у некоторых заданий меняю формулировку по типу ОГЭ.
Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания. Работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Даю обучающимся задания по типу Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы. Объясните, какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?, таким образом, ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности.
Завершающим при работе с текстом обычно является задание Подготовьтесь к выразительному чтению. Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.). Такое задание готовит учащихся к устному собеседованию (как допуск к ГИА).
3. Заключение .
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к экзаменам в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие, что особенно ценно для выпускников 9-х классов, которым нужно на экзамене сжать предлагаемый текст, сохранив при этом его специфику.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует’ развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.
Правильно организованная работа по комплексному анализу способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
При подготовке к экзамену по русскому языку умение проводить комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать полученные знания по различным разделам языкознания, но и, проведя анализ предложенного текста, осмыслить его и создать на основе его проблематики оригинальный текст. Ведь при выполнении КИМов по русскому языку учащимся необходимо проявить умение аргументированно объяснить свое понимание проблематики исходного текста, что требует систематической отработки на уроках русского языка.