Использование сказок при формировании у младших школьников нравственных понятий "добро" и "зло".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сказок при формировании у младших школьников нравственных понятий "добро" и "зло".
Автор: Иванова Екатерина Александровна

Статья на тему: «Использование сказок при формировании у младших школьников нравственных понятий «добро» и «зло».Учитель начальных классов: Иванова Екатерина Александровна.Период детства – это время, когда происходит формирование человека, становление его как личности. В эту пору у ребенка накапливается багаж знаний об окружающем его мире, о нравственных нормах; формируются привычки. У младших школьников происходит образование нравственных навыков, получение нравственного опыта, что способствует нравственному самоопределению и становлению самосознания ребенка. Проблема нравственного воспитания детей – одна из актуальных проблем современной педагогики детства. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сформулированы задачи развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, способности к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В начальной школе ребенок наиболее восприимчив к получению различной информации извне. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свои эмоции, учится выражать их, у него формируется самооценка и способность анализировать происходящие вокруг него события с позиции прививаемых ему ценностей и взглядов. Доказано, что период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития представлений о нравственности. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию как личности: становление произвольного внимания, возникновение самооценки и развитие самосознания. Учитывая эти и другие возрастные особенности, такие как эмпатия, подражательный характер поведения, отзывчивость, чувствительность и внушаемость педагог может повлиять на формирование положительных нравственных качеств личности. Именно в младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль - ученик, усваиваются правила поведения в обществе, осваиваются новые нравственно-значимые чувства, такие, как справедливость, долг, ответственность, сострадание.Образовательная организация представляет основную в формировании нравственных качеств ребенка. Воспитывать их необходимо в процессе диалога, доброжелательного общения и сотрудничества, по другому ровным счетом ничего не удастся.Большое разнообразие методов и приемов обеспечивает учителю возможность планировать и эффективно реализовать деятельность по формированию нравственных ориентиров обучающихся. Подбирая методы и приемы, педагогу необходимо учитывать несколько условий: цель и актуальные задачи воспитания; возрастные и индивидуально-личностные особенности обучающихся; особенности социальной среды обучающихся (отношения в семье, в детском коллективе); уровень профессионального мастерства учителя (выбираются те методы, которыми учитель владеет на практике); планируемые результаты применения выбранных методов и приемов. Можно сказать, что методы и приемы воспитания нравственных качеств – это педагогический механизм, выполняющий функции организации процесса нравственного воспитания и совершенствования личности ребенка.Основная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные представления, нравственные чувства и нравственное сознание. В этом немаловажную роль играют сказки, которые способствует формированию определенных нравственных ценностей и идеалов.В нравственном воспитании детей очень велико значение сказки. Сказка формирует у ребенка представления о добре и зле, о счастье, о справедливости, о любви, о красоте, учит сочувствию и сопереживанию, заставляет задуматься о том, что есть хорошо, а что плохо. В своей игре ребенок использует уже знакомые сказочные сюжеты, примеряя на себя образ героя, закрепляя при этом его модель поведения, перенося ее в реальную жизнь и руководствуясь ей во взаимодействии с миром. Особенности характера главного героя позволяют ребенку вжиться в образ персонажа, погрузиться в его переживания, провести аналогии с собой, пережить вместе с ним захватывающие приключения. От того, какие сказки ребенок читал в детстве, зависит его дальнейшее формирование как личности.