ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Маслова Алла Ивановна
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
ХХХ Летние олимпийские игры в Лондоне 2012 года. Как связать тему моего доклада с церемонией открытия этого грандиозного праздника? Что поразило меня, как человека, педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Государственный флаг страны был поднят под исполнение гимна глухонемыми детьми. А сколько детей на инвалидных колясках принимало участие в открытии на поле! Эти дети с достоинством представляли свою страну, они были частью своей страны, её полноценными гражданами. Современное общество отказывается от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Опыт моей работы связан с обучением ребёнка по коррекционно- развивающей программе VIII вида (1 вариант) в общеобразовательном классе. Речь идёт об инклюзивном образовании (включенное образование) - обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Благодаря интеграции, дети с ограниченными возможностями здоровья, посещая ближайшую массовую школу, смогут не разлучаться с семьей на длительное время, как это бывает, когда ребенок учится в специальной школе-интернате, находящейся, как правило, на большом расстоянии от места жительства. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.
С чего начинается работа учителя с ребёнком с ОВЗ в общеобразовательном классе? Учитель должен знать, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому для успешного обучения ребёнка с ОВЗ важно определить адекватную для него модель интеграции, а для этого необходимо обеспечение тщательной психолого-медико-педагогической диагностики с целью выявления уровня его психофизического и речевого развития. Первое, с чего начинается работа учителя - педагогическое наблюдение за ребёнком с ОВЗ. Мои педагогические наблюдения за поведением и учебной деятельность ребёнка с ОВЗ показали: ребенок уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает.
У ребёнка низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка, диагностика показывает низкий уровень готовности к школьному обучению. Он не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом.
Учитель видит, что ученик не усваивает программный материал 1 класса, к работе привлекается школьный психолог и логопед: проводится психолого-педагогическая диагностика, ребёнок с родителями проходит медицинскую комиссию. Благодаря работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума для ученика с ОВЗ составляется свой собственный образовательный маршрут, подбирается оптимальный вариант индивидуального подхода. С согласия и в сопровождении родителей, ребёнок с особыми образовательными потребностями направляется на ПМПК. Решением психолого-медико-педагогической комиссии определяется модель интеграции и коррекционно-развивающая программа для данного ребёнка.
Я убеждена что, эффективное инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Для изучения основ специальной психологии и коррекционной педагогики и освоения специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к нестандартному ребенку. я прошла курсы повышения квалификации по теме Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. В результате обучения по данному курсу я выяснила, что работа с детьми с ОВЗ основывается на следующих принципах инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
9. Все обучающиеся должны быть успешными.
10. Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
Для детей, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VIII вида, имеющих умственную отсталость, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, разрабатывается индивидуальный учебный план, составляются рабочие специальные коррекционные программы и индивидуальное расписание уроков. Учителем ведётся отдельно журнал, в котором фиксируется прохождение программного материала и результативность обучения данного ребёнка. Учебно-тематический план составляется согласно программе и Базисного учебного плана. Рабочие программы, которыми я руководствуюсь в обучении ребёнка с ОВЗ, составлены на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Данные программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Программы определяют содержание предметов и коррекционных курсов, а также последовательность изучения материала по годам обучения. Программа под редакцией В.В. Воронковой предусматривает девятилетний срок обучения. Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. По окончании основной школы выдаётся свидетельство установленного образца. С данной информацией учитель обязательно знакомит родителей ребёнка с ОВЗ.
Перед учителем встаёт вопрос: Как организовать урок в общеобразовательном классе, включив в него ребёнка с ОВЗ? Работая с ребёнком с ОВЗ, важно помнить, что он нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Поэтому я, как педагог, обучающий ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном классе , при составлении общего плана для класса тщательно продумываю включение в него блоков-заданий для ребёнка с ОВЗ. Считаю целесообразно проводить на уроке дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока траекторию деятельности детей с ОВЗ, находящихся в классе с детьми нормы.
В своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями я применяю специальные методики, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:
1. Поэтапное разъяснение заданий.
2. Последовательное выполнение заданий.
3. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
4. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
5. Близость к учащемуся во время объяснения задания, так как контакт глаз усиливает внимание.
Важно помнить, что для ребёнка с особыми образовательными потребностями необходима перемена видов деятельности, чередование занятий и физкультурных пауз, предоставление дополнительного времени для завершения задания, стараюсь организовать работу на компьютерном тренажёре. Для работы с ребёнком с ОВЗ на уроке использую листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Использование наглядности - это один из эффективных приёмов обучения ребёнка с ОВЗ. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, заставляют ученика мыслить, делать самостоятельные открытия. На своих уроках использую зрительные наглядности (таблицы, схемы, рисунки, графические диктанты).
Для того, чтобы ребёнок с ОВЗ ощущал себя успешным, необходимо индивидуальное оценивание ответов.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, технология дифференцированного обучения, технология деятельностного обучения. Проблемно-исследовательские и информационные технологии, метод проектов, ведение ученического Портфолио.
Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. На уроке всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы ребёнок через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебного процесса я стараюсь исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Приведу пример создания проблемной ситуации при изучении ребёнком с ОВЗ темы по математике Деление на 3 равные части. Учитель, предлагает ученику решить задачу в стихах: Два бельчонка маму- белку ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка 6 шишек принесла. Разделила на двоих. Сколько каждому из них? Используя яркую наглядность и счетный материал, ученик практически выполняет деление на 2 равные части и убеждается, что при делении числа 6 на 2 равные части получается 3.Учитель продолжает дальше. Обрадовались бельчата, прижали орешки к себе. Только видят, стала мама грустной. Поняли бельчата, что обидели свою маму. Решили они разделить орешки так, чтобы и маме досталось угощение. Помоги бельчатам. Ребёнок с ОВЗ с удовольствием включается в решение проблемной задачи, ему хочется, чтобы мама благодарно улыбнулась. В данном случае обучение построено по принципу воспитывающей направленности.
Благодаря тому, что класс оснащен компьютером с проекционным аппаратом и экраном, в своей работе ребёнком с ОВЗ применяю информационные технологии. Учитывая многообразие форм работы на уроке, стараюсь использовать компьютер не только при фронтальной работе, но и при индивидуальной, групповой работе, а также в качестве средства контроля знаний учащихся. Так при обобщении и систематизации знаний в рамках темы Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными и безударными гласными я использую ЭОР (Приложение) .
Для активизации познавательной деятельности на стадии закрепления изученного материала, при подготовке к контрольной работе использую элементы методики КСО (коллективного способа обучения автора В. Дьяченко). Считаю обязательным включение в такой вид деятельности ребёнка с ОВЗ. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде писал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился. Результат коллективного способа обучения: среди детей устанавливаются дружеские отношения; отличники не вызывают зависти и вражды со стороны более слабых, сильные ребята в процессе урока постоянно помогают слабым, строго с них спрашивая, добиваются правильного ответа, тем самым обеспечивают усвоение пройденного материала.
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Опыт моей работы показывает, что успешное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе зависит от правильно организованного в школе психолого-медико-педагогическое сопровождения. Служба социально-психологического сопровождения (социальный педагог, психолог, логопед), функционирующая в нашей школе, осуществляет психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса и его участников, способствует сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогов и родителей, отслеживает динамику развития ребёнка, получающего коррекционную помощь, активно взаимодействует с его семьёй, проводит мониторинг результативности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
Важнейшей задачей, стоящей перед учителем является формирование у родителей детей с нормальным развитием гуманного отношения к людям с особыми потребностями, формирование у родителей детей с особенностями в развитии доверчивого отношения ко всем участникам образовательного процесса. Для решения данной задачи в классе проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации по по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, просмотры и обсуждение фильмов международного фестиваля Кино без барьеров и другие. Тематика родительских собраний: Что такое инклюзивное образование?, Детская агрессия. Причины, Обсуждение Инклюзивное образование: за и против, Толерантность – дорога к миру.
Говоря об инклюзивном образовании, важно помнить, что ребёнок в ОВЗ должен быть включён во все мероприятия класса, школы (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии). Я стараюсь организовать так учебно - воспитательную работу в классе, чтобы ребёнок с ОВЗ был равноправным членом детского коллектива. Мой ученик с удовольствием участвует в конкурсах Зимняя фантазия, в конкурсе творческих работ, посвященных Дню матери, Зелёная планета, С любовью и заботой к животным зоопарка, Покормите птиц зимой. Зная, что ребёнок с удовольствием рассказывает стихи наизусть, ученик с ОВЗ был включен в группу, работающую над проектом Недаром помнит вся Россия про день Бородина, ответственную за направление Стихи, рассказы об Отечественной войне 1812 года.
Результаты коррекционно-развивающего обучения говорят об успешности обучения ребёнка с ОВЗ. Обучение по коррекционно-развивающей программе VII вида показало, что ученик с ОВЗ стал стремиться работать с классом, выполнять задания, предлагаемые учителем. Работает медленно, требования учителя всегда выполняет, при индивидуальной работе с учителем проявляет доброжелательность, результаты учебной деятельности улучшаются. Благодаря обеспечению условий инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, ребёнок научился правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; писать под диктовку тексты с известными орфограммами научился применять правило проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов знает название и последовательность чисел от 1 до 1000; выполняет письменное сложение и вычитание (в столбик) двузначных и трёхзначных чисел; знает таблицу сложения однозначных чисел (в пределах 20) и соответствующие случаи вычитания на уровне автоматизированного навыка; знает таблицу умножения и деления однозначных чисел; показывает положительную динамику в развитии темпа чтения В общении ребёнок - добрый, ласковый, отзывчивый. Проявляет уважительное отношение к учителю, правила для учащихся не нарушает. Без уважительных причин учебные занятия не пропускает. В школе ребёнку нравится, настроение жизнерадостное. Ребёнок любит занятия физкультуры, собирать пазлы, рассматривать книги, лепить, рисовать и раскрашивать, выполнять развивающие задания на компьютере, активно участвует в жизни школы и класса
Таким образом, при создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях по месту жительства необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. При определении адекватной для ребенка модели интеграции необходимо обеспечение тщательной психолого-медико-педагогической диагностики с целью определения уровня его психофизического и речевого развития.
2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ должно быть комплексным и иметь коррекционно-развивающую направленность.
3. Продуктивность образовательной интеграции в значительной мере зависит от квалификации кадров и их специальной подготовки в области коррекционного образования.
4. Административное обеспечение учителя учебными планами и программами, адекватными уровню развития детей, обучаемых в общеобразовательном учреждении (классе), рекомендованными ПМПК.
5. Создание в общеобразовательных учреждениях надлежащих условий, рекомендованных ПМПК, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, находящихся в общеобразовательных классах.
Создание данных условий будут способствовать интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями и реализации возможностей предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. Учитель, обучающий в общеобразовательном классе ребёнка с ОВЗ, в основу своей работы должен положить принцип Не снизойти до ребёнка, подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого человека, который всегда поможет, всё объяснит и всё поймёт.
Литература
1. Грозная, Н. А. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт [Текст] / Н. А. Грозная // По материалам Международной конференции Инклюзивное образование: перспективы развития в России .
2.Инклюзивное образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: инклюзивное_образование. - Загл. с экрана.
3.Инклюзивное образование в России. Постановка вопроса [Электронный ресурс] / Режим доступа: special/
4. Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области от 07.12.2010 г.
5. Малофеев, Н. Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст]/ Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001.- С. 8 – 13.
6. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] // под ред. А. В. Рязановой, Д. В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011 – 80 с.
7. Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике [Текст]/ Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
8. Никитина, М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития [Текст]/ М. И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. ст. – СПб., 1997.- Ч. 2. – С. 152.
9. Шашель, И. А. Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника [Электронный ресурс] / Режим доступа: . - Загл. с экрана.
Приложение
Табл.1 Перечень используемых на данных уроках ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Какие гласные нужно проверять
(№193753)
ЭОР
Практический информационный
Иллюстрация
Алгоритм проверки безударных гласных
(№193579)
ЭОР
практический
Анимация
Парные согласные в корне слова
( 193765)
ЭОР
Практический
контрольный
Интерактивное задание
Гонки
(№193394) Поиск слова с безударной гласной
ЭОР
практический
Анимация
HYPER13PAGE HYPER15
7