"С чего начинается любовь к Родине?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "С чего начинается любовь к Родине?"
Автор: Николаеску Алла Анатольевна


С чего начинается любовь к Родине?
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Понятие патриотическое воспитание детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к историческому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть смелыми и мужественными, выносливыми и сильными, уважительными по отношению к окружающим.
Сегодня героизм понимается очень хорошо и не сводится к официально названным именам, как это было в советский период, когда предполагался определенный перечень имен героев. Поэтому современному ребенку не всегда просто без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей, а где-бессмысленная авантюра. Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь, на мой взгляд, целесообразно использовать семейную историю и впечатления ребенка от того, что его окружает: прогулки в городе и за городом (наша природы, ландшафт местности и т.д.); рассказы об истории малой Родины, улицы, отдельных зданий; рассказы о предках, живших на территории в разные исторические периоды, их быте, об их участии в трудовых и военных событиях нашего народа в разные периоды истории.
С чего же начинается Родина для младшего школьника? С места где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Начиная работу, я продумываю, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерные черты для нашего города. Я рассказываю детям о том, чем славен наш город, о его истории, традициях нашего народа, характерных для нашей местности, о достопримечательностях, памятниках; знакомлю детей с народными промыслами и народными умельцами нашего региона.
Я согласна с утверждением М. Г. Яновской о том, что воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город-частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.).
Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.
Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.
Люди берегут и охраняют природу.
Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Моей основной целью является формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма и гордости за свою страну.
Достижение этой цели является возможным через решение следующих задач:
Формировать черты характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны.
Углублять знания о Родине, своем родном крае.
Пробуждать желание знакомиться с историей своей семьи.
Углублять знания об истории, традициях, культуре, святыни России.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, готовность к защите Родины.
В патриотическом воспитании младших школьников используем следующие формы работы:
Классные часы.
Беседы, викторины.
Деловые игры.
Встречи с ветеранами войны и труда.
Смотры-конкурсы, выставки.
Соревнования.
Уроки мужества и гражданственности и др.
Детей следует знакомить с символикой России и края, в котором мы проживаем: с флагом, гимном, гербом.
Большое место в работе с детьми отвожу экскурсионной работе, которая обладает широким спектром средств по всем направлениям воспитания, повышения общего уровня культуры, согласованностью действий, особенно между школой и семьей. Это — одна из наиболее популярных массовых форм работы, имеющая как познавательное, так и воспитательное значение.
При организации экскурсии определяю ее цели и план проведения. При проведении экскурсий стараюсь привлекать к работе с детьми специалистов-экскурсоводов, которые могут заинтересовать воспитанников своим выступлением. Так мною были организованы следующие экскурсии: По дорогам Победы, в музей Воинской славы, к монументу Победы, Символы Победы, экскурсия к Вечному огню. Такое построение работы позволяет привлечь к воспитательной работе родителей.
Я уверена, что изучение истории государства и пробуждение интереса к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины-города и края, в котором живет учащийся, возникновения трепетного отношения, которое человек испытывает при виде родных мест, дорогих ему людей.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения ценностно - смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, обществу, другим людям, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных и нравственных идеалов, ценностных установок.
В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Начиная с первого класса, я включаю в работу задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в Азбуке под редакцией Горецкого В. Г. дети начинают знакомиться с изучением истории родного края, своей страны, узнают историю возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Обязательно знакомимлю детей с государственными символами нашей страны, что они означают, откуда появились.
Изучая тему Полезные ископаемые, в учебнике по окружающему миру Мир вокруг нас, автор Плешаков А.А., мы гордимся, что наша страна, сёла богаты полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! В учебнике для 2-го класса мы изучаем темы Достопримечательности города Москвы и Санкт-Петербурга, История Московского Кремля. Создаём с детьми проекты, например Мой город – Великий Новгород.
Уроки провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за чудесные города нашей страны, путешествуя по которым, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника.
Отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребёнка. Поэтому считаю необходимым участие родителей в воспитательном процессе. Для этого привлекаю их к подготовке и проведению воспитательных мероприятий в классе.
Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сёстрам, с любви к родному дому, где человек родился и вырос. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения и традиции своей семьи, создают собственный герб. Весь собранный материал учащиеся размещают в своих портфолио в разделе Я и моя семья.
Ко дню пожилого человека дети делают открытки с пожеланиями своим бабушкам и дедушкам. В канун новогодних праздников готовят подарки для членов своей семьи, а так же украшения для школы.
Работая над сплочением и развитием детского коллектива, вырабатываем правила поведения в школе. В классе есть органы самоуправления: мэр и его помощники, которые следят за порядком в классе, ухаживают за цветами и т.д. Создаём свои традиции: поздравляем с Днём рождения, с праздниками День защитника Отечества, 8 марта, День Матери, Масленица и другими. Посещаем музеи, театры, библиотеки. Отмечаем окончание учебного года, где подводим итоги прошедшего и загадываем желания на будущий год.
Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания провожу анкетирование:
- на знание символики края, страны 78%
- на знание истории города, села 85%
Мой опыт показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот горячо любит Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни наших учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что наши ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Литература
Я – гражданин России. // Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2006.-160 с. – ( Педагогика. Психология. Управление.)
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М. В. Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006.
Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е. А. Воронова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 с. – ( Сердце отдаю детям).
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И. А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.
М.Г.Яновская. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания /М.Г. Яновская. – Москва : Просвещение, 1986. – 160 с.