«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе».
Автор: Морозова Надежда Митрофановна

Консультация для педагогов на тему:«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе».  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».В.А. Сухомлинский.        Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно вдошкольном возрасте формируются основныенравственные качества ребёнка.В Постановлении Правительства в одном из пунктов указывается на развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу, флагу и гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества.    В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.     Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.     В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.     Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине.      Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.     Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.В нашем детском саду планируется и ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и       основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются: -   Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему селу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.  -  Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного  отношения к представителям других национальностей.  Система и последовательность патриотической работы.             Главной целью нашего детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом,  способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.              В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются  задачи  эстетического и нравственного, физического, трудового воспитания, формирование бережного отношения к природе.       Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.Целесообразно начинать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.Место, где впервые ребенок осознает себя человеком, членом семейного общества - это семья. Формирование нравственно-патриотических чувств детей эффективно в тесной связи с семьями воспитанников. Заметить прекрасное и восхититься. Получить радость от общения с родными и ощутить свою значимость.Сколько радости, гордости, любви и тепла в совместных праздниках педагогов д/сада, воспитанников и их родителей. В совместном творчестве детей и родителейедь сколько замечательных праздников проводится в нашем д/саду!Детский сад, где ребенок чувствует себя, как дома. Здесь его маленькая семья. Его ждут друзья, интересные дела, веселье, игры, забавы, труд. И забота о пернатых друзьях. И это тоже – Родина.Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим  детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором живут, видеть красоту улиц любимого города. В этих целях педагогами проводятся, экскурсии: в парк, пожарную часть, в Храм. Подводим детей к пониманию того, что наш город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. В каждой группе есть патриотические уголки, символика.Без прошлого нет будущего. Мы чтим память героев. Очень много в д/саду уделяется этой тематике. Беседы, чтение произведений, лэпбуки. Экскурсии к памятникам, возложение цветов. Акции «Окна Победы», запись видеороликов с детьми, читающими стихи о войне, фото детей с портретами героев - предков…Уже несколько лет в нашем д/саду действует музей «Русская изба».    Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Народные праздники, п/игрыхороводы. Большое место в нашем д/саду,  в приобщении детей к народной культуре,   занимают  народные праздники: «Святки», «Масленица», «День Земли», - традиции,  п. н./игры,  хороводы. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.   Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.А с./р.  игры? Какая роль отведена им в решении данной проблемы?Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения  или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.          При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.    Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.