Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий
Автор: Екатерина Александровна Мизенина
«Создание проблемных ситуаций на уроках математики» (мастер – класс) Ход мастер-классаВыскажите свою точку зрения. Какой предмет на ваш взгляд является самым трудным для учащихся? Русский язык? Математика? Литературное чтение? ИЗО? (прикрепите магнит возле выбранной вами карточки) слайд 1Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).- Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей. - Давайте вернёмся к началу встречи, когда каждый из вас определил самый трудный учебный предмет в школе для обучающихся.(ответы : большинство назвали «математика»)- Как вы думаете с чем это связано? В чём проблема?Помашите рукой. Кто любил в школе = математику? Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики? Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)Китайская притча, гласит: Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.Китайцы считают математику высшей наукой – ее основы должен знать каждый… там нет разделения на сильных и слабых учеников – есть способные и не очень… а научить должны всех (как и мы!!!!) Впервые я узнала о новаторстве в методике начального обучения встретив учебник математики Л.Г.Петерсон, в очередной раз убедилась: создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться. Когда я работала в сельской местности, в отличие от городской, родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогического обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны. В начале педагогической деятельности постоянно задавала себе вопросы:- Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей? - Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?- Как максимально развить способности каждого ребенка?- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке? слайд 2 Из многочисленных проблем жизни самая «человеческая» - это проблема выбора. На первом плане стоял мотив «мне самой должно быть интересно». Таким образом, с 2013 учебного года обучение учащихся я осуществляю по УМК « Школа 2100». ».Было страшно начинать , но любопытство и стремление сделать рывок вперёд взяли верх, так как данная программа соответствует всем требования ФГОС второго поколения. Разработана программа на основе дидактических принципов деятельностного метода обучения.Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.слайд 3Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми. Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим!слайд 4 Я хотела бы сегодня поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе технологии проблемного обучения на уроках математики. слайд 5, 6 В отличии от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят действительно «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок буде защищен от стрессов.слайд 7 Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся- создаёт проблемную ситуацию - осознаёт противоречия- организует размышление над проблемой - формулирует проблемуи её формулировкой - выдвигают гипотезы- организует поиск гипотез - проверяют гипотезы в эксперименте- организует проверку гипотез - анализируют результаты, делают выводы- организует обобщение результатов - применяют полученные знанияи применение полученных знаний слайд 8, 9 Типы проблемных ситуацийПроблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний.Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. слайд 10 Приёмы создания проблемной ситуации « с удивлением» « с затруднением»Противоречивые факты, точки зрения 1) задание невыполнимо вообщеРазные мнения учеников 2) задание не сходное с предыдущимПротиворечие между житейскими и научными фактамислайд 11 Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Математика, 2 класс. слайд 12Учитель показывает слайд, где сравниваются числа .Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики:! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему сравнили числа не верно? Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.слайд 14 Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" Прием 1.Я предложила задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. Математика, 2 класс. слайд 15Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще. Прием 2. Учитель(т.е я) дала практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.Учитель: слайд 18-19 Математика Учитель: Сравнение площади фигур на глаз (На доске изображение разных фигур) А каким способом вы сейчас сравниваете площади ? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. НУченики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.) Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти площади равны ? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать? Ученики: Сравнить фигурыУчитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.) Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Сравнение площадей фигурслайд 20Приём 3. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. На уроке математики по теме: «Метр». Я прошу двух учеников измерить длину нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14.Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный ответ или вспомнить мультфильм, как измеряли удава.Предлагаю варианты творческого подхода к созданию проблемных ситуаций на уроках математики.1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.Пример №2. Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий3.Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.Пример №1 Тема «Периметр прямоугольника» Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника)4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.Пример №1 Тема «Площадь квадрата»К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы. Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)5. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение. 6.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известно8. Создание проблемных ситуаций с использованием задач с недостающими данными, нереальными, лишними. 1 класс Давайте потренируемся.Практическая работа в группах(3)Работа в группахЗадания по группамОпределите достоинства и недостатки проблемного обучения: (обоснуйте, дополните)Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.Развивает мыслительные способности учащихся.Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.Развитие внимания, наблюдательности учащегосяАктивизация познавательной деятельности, мышленияВоспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, нестандартности мышленияОбеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельноПреподаватель должен хорошо владеть материалом, постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерствоНеобходимо научиться формулировать проблемные вопросы и учителю, и учащимся Предъявляет высокие требования к учителю. Это касается не только его культуры, интеллекта, но и той нравственной атмосферы, которая непроизвольно возникает и должна поддерживаться. Усвоение становится творческимСамостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности.Высокий интерес к предметамРазвитие продуктивного мышления Вывод:Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.