Дополнительная общеразвивающая программа "Логика для дошколят"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Логика для дошколят"
Автор: Марина Валерьевна Самохина

Частное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «ЖАРКИ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» Составила:Самохина Марина Валерьевна воспитатель первойквалификационной категории г. Новосибирск2023г.Пояснительная записка.Программа разработана в соответствии:
  • с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования).
  • Также при разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
  • Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • МР 2.4.0259-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. Главный государственный санитарный врач РФ 28.09.2021
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • Распоряжение Правительство Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Закон Новосибирской области от 22.12.2020 № 41-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области"
  • Устав ЧДОУ «Детский сад «ЖАРКИ» г. Новосибирска и другие документы федерального, регионального, муниципального и локального уровней.
  • Программа дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» направлена на развитие у дошкольников 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) сенсорных и мыслительных способностей: сообразительности, логичности, гибкости ума; мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, абстрагирования; навыков самоконтроля и самооценки.Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приёмы, в том числе и игровые. Игры, насыщенные логическим и математическим содержанием решают задачи, способствующие ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.Актуальность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» основывается на том, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в детском саду, а затем и в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету – математике, за счет стандартной «сухой и скучной» методики обучения. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется детям недоступным.Отличительная особенность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» в том, что занятия проводятся в игровой форме, через решение занимательных задач, старинных головоломок, числовых курьёзов, лабиринтов.Целью программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» является формирование у детей интереса к изучению математики, развитие умственных способностей, смекалки, сообразительности. Развивать умения самостоятельно, осуществлять поиск способа решения, творческое и пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи:1) Формирование приёмов умственной деятельности: анализ (выделение присущих фигуре признаков), сопоставление (нахождение отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщение (выделение закономерности, на основе которых построен ряд фигур), абстрагирование.2) Развитие умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения, обучение частичному планированию поиска в уме.3) Формирование сенсорных и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения геометрических фигур.4) Формирование способности абстрактно понимать числа, подготовка к вычислительной деятельности, знакомство с арифметическими действиями сложения и вычитания.5) Обучение дошкольников решению простых текстовых арифметических задач — научить находить то арифметическое действие, которым они решаются.6) Формирование элементов измерительной деятельности, способствующих развитию наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления, активизирующих причинное мышление и развитие глазомера.7) Формирование навыков самоконтроля и самооценки.Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет в течение 3-х лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в средней группе по 20 минут, в старшей группе по 25 минут, в подготовительной к школе группе по 30 минут.Каждое занятие состоит из нескольких частей: подача нового материала, повторение и закрепление пройденного с помощью дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности дошкольника.Программа составлена с учётом реализации знаний в разных видах деятельности: «Познавательное развитие» (ФЭМП и Ребенок и окружающий мир), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Методы и приемы обучения, используемые в работе соответствуют возрастным особенностям детей. На занятиях по логике используется: художественное слово, происходит развитие монологической и диалогической речи, используются сказки – загадки, рассказы – головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, шуточные задачи в стихах.По итогам реализации программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» ожидаются следующие результаты: – умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, работать по правилу и по образцу; умеет договариваться, согласовывать действия совместно со сверстником, контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки;– может продолжить заданную закономерность;– производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;– устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева–направо, вверху–внизу, впереди– сзади, близко– далеко, выше–ниже, раньше–позже, вчера–сегодня–завтра. Ориентироваться в последовательностивремён года;– сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги,шагов и т.д.);– распознавать изученные геометрические фигуры среди предложенных, распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности;– объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;– ориентироваться в пространстве относительно себя или предмета;– читать план пространства на основе замещения и моделирования, определять своё место на плане.Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Логика для дошколят» являются открытые занятия, выставки, викторины, соревнования — КВНы.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Логика для дошколят» включает занимательный математический материал, который можно классифицировать, выделив в нём условно 3 группы: математические развлечения, математические игры-головоломки и задачи, развивающие логические (дидактические) игры и упражнения.Математические развлечения: ребусы, шарады, кроссворды, числовые курьёзы, лабиринты.Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов). Математические игры-головоломки: «Танграм», «Стомахион», «Пентамино», «Гексатрион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Монгольская игра», математические квадраты, «Волшебный круг», «Куборо», старинные головоломки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.Развивающие логические игры: «Блоки Дьёныша», «Палочки Кюизнера», «Кубики Никитина». Математические игры смоделированы на математическое построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения) необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи.Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Занимательные упражнения и игры обеспечивают разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.Формы и методы совместной работы с родителями по программе дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» разнообразны: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного развивающего материала.Учебно-тематический план работыдополнительной образовательной программы «Логика для дошколят»Средняя группа (4-5 лет)Цель: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие.Задачи:
  • способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств
  • упражнять детей в счете на слух
  • побуждать детей к называнию предметов и их свойств
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности , внимания
  • формировать первоначальный интерес к познанию
  • воспитывать отзывчивость и желание помогать попавшим в беду
  • Логические задачи на смекалку , упражнения:(«Наведи порядок на кухне», «Составь узор», «Назови одним словом», «Подбери по величине», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось», «ЛОТО», «Подбери фигуру», «Длинное-короткое», «Широкое-узкое», «Три квадрата », «Игра с обручем», «Ищи и находи», «Узнай и запомни», «Построй картинку из палочек» и т.д., «Палочки Кюизнера»)Старшая группа (5-6 лет)Цель:формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.Задачи:
  • Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
  • Совершенствовать произвольное внимание, память.
  • Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
  • Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
  • «Признаки предметов и отношения»:
  • Цвет: Игры на классификацию, систематизацию, называние, логические задачи по математике с использованием карточек-символов.Форма: Игры на различение, называние, систематизацию. Игры с использованием блоков Дьенеша и карточек-символов: «Угощение медвежат», «Рассели жителей»Количество: Игры на различение, сравнение, систематизацию, игра-конструирование с палочками Кюизенера «Разноцветные вагончики», игра-моделирование: «Назови улицы нашего города»
  • «Логические задачи на смекалку, упражнения»:
  • «Составление фигур из треугольников и квадратов» (Игра «Забавные палочки», задания: «Конфета», «Лодочка», «Домик»)«Преобразование фигур» (Игра на развитие образного мышления: «Узнавалки», игры-задания: «Подбери подходящую картинку», «Собери из частей», составление Петрушки из геометрических фигур)«Головоломки»(«Палочки Кюизнера », задания: «Танк», «Воздушный змей», занимательные вопросы, загадки – шутки).«Логические задачи на поиск недостающих фигур»(Игра «Лишняя фигура», «Лабиринты», «Найди фигуру», игра «Отгадай фигуру по загадке» (Блоки Дьенеша), игровое упражнение «Сравни две фигуры»)
  • «Игры на развитие логических приемов мышления»
  • «Игры на нахождение закономерностей. Умозаключения»(Д/и «Продолжи ряд», «Найди закономерность», логические задачи на рассуждение, д/и «Закончи предложение»)«Игры на сравнение, обобщение» (Д/и «Назови одним словом», д/и «Чем похожи и чем отличаются», «Расставь по порядку» , упражнение «Понятие по порядку»)«Игры на классификацию, анализ-синтез» (Игры: «Раздели предметы на группы», «Назови одним словом», д/и «Художники» (блоки Дьенеша), игровые задания: «Побери смысловые пары», «Найди всех бабочек», «Какой предмет лишний»)«Задачи – шутки» (Сказки – шутки « Оригинальное пари», «Сколько лет бабушке», игра: « Попробуй — отгадай», задачи в стихах.)
  • «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»
  • «Танграм»(Силуэты: «Заяц», «Гусь», «Домик». Фигура из двух наборов)«Пифагор»(Силуэты: «Грибок», «Домик», «Ракета», «Ёлка», «Кораблик» )«Монгольская игра»(Силуэты: «Жираф», «Котёнок»«Динозавр», «Закладка»)«Колумбово яйцо»(Фигуры птиц, зверей, морских животных)«Куб-хамелеон»,«Уголки»(Фигуры по собственному замыслу)«Куборо»(Простые фигуры, построение фигур по рисунку, создание фигур по основным параметрам, создание фигур по геометрическим параметрам)
  • «Сказки-загадки, рассказы-головоломки»
  • «Из истории математики»(История цифр. Игра «Солдаты на посту» , «Белочка и краски», «Шарики для спортсменов», «По порядку становитесь»)«Считаем вместе»(Д/и на закрепление порядкового счета «Бусы» ,«Сказка про нуль», «Спор цифр», игра «Думай, считай, отгадывай». Ребусы.)«Приключения в городе математических загадок»(Игра «Математический калейдоскоп»)
  • «Числа и операции над ними»
  • «Счёт до шести» (Порядковые числительные)гры «Рассеянный художник», «Мальчики», «Чудесный мешочек», «Сколько», «Считай – не ошибись»)«Счет в пределах первого десятка»(Игры: «Какой цифры не стало», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей»)«Сложение и вычитание в пределах 10»(Игры: «Примеров много – ответ один», «Цепочка», «Сколько вместе», «Волшебные домики»)«Состав чисел первого десятка»(Игры «Торопись, да не ошибись», «В одном дворе», «Лестница, ведущая к замку», «У меня зазвонил телефон», «Мудрый филин»)
  • «Величины, элементы измерительной деятельности»
  • «Разные размеры предметов» (Упражнения «Кто самый……», игра «Чья коробочка», «Кто первый»)«Величина, длина, линейное измерение»(Упражнения с использованием нестандартных измерительных единиц. Измерение верёвкой или ниткой.)
  • «Ориентировка в пространстве»
  • «Ориентировка на объектах предметного окружения.»(Направления от себя, от другого лица, от любых предметов, упражнения «Займи место», игра «Разноцветные шаги»)«Ориентировка в пространстве листа»(Графические диктанты)«Карта и план.»(Игра «В поисках сокровищ», составление план – карты детского сада)Итоговое занятие(Интеллектуально-познавательная викторина «Юный эрудит»)Подготовительная группа (6-7 лет)Цель:формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.Задачи:
  • Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
  • Совершенствовать произвольное внимание, память.
  • Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
  • Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
  • «Головоломки»
  • Устные. Используются загадки, логические задачки, шарады.Механические. Это различные пазлы, кубики, пятнашки и т.д.Предметные. Для игры используются обычные предметы быта.Печатные. Это наглядные пособия, нарисованные или распечатанные: ребусы, кроссворды, судоку, крестики-нолики и др.Геометрические. Игра с использованием форм окружающих предметов. «Вьетнамская игра»(Силуэты животных, птиц, насекомых)«Волшебный круг»(Силуэты человека, птиц, ракеты)«Пентамино»(Силуэты животных, техники , букв)«Игры на передвижение, перестановку»(Силуэты животных, техники , «Игра-головоломка по 4»,«Составь слоника», «15») «Куборо»(Простые фигуры, построение фигур по рисунку, создание фигур по основным параметрам, создание фигур по геометрическим параметрам, создание фигур по заданному контуру, умственное упражнение, экспериментируем с направлением движения, временем и набором кубиков, опыты с ускорением шарика, соревнования )
  • «Занимательная математика»
  • «Игры, способствующие усвоению шашечной и шахматной игры» (Игры: «Мельница», «Болотуду», «Сиджа», «Турецкие шашки»)«Волшебные клеточки»(Движение по клеточкам. «Учимся писать») «Шифровка»(Игра «Точки – подружки», «Звёздочки – снежинки», «Ищем звёзды») «Математические задачки в стихотворной форме»«Задания на сообразительность»(упражнение «Вопрос-ответ»)«Игры со счетными палочками»(Составление заданной фигуры из определенного количества палочек, изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек)
  • «Арифметические лабиринты»
  • «Чётные — нечётные»(Числа по порядку в пределах 20.)«Лабиринты на сложение» в пределах 20 (Закрашивание.Занятие-играИндивидуальные карточки. Карандаши.)«Лабиринты на вычитание» в пределах 20 (Закрашивание.Индивидуальные карточки. Карандаши.)«Волшебные картинки» в пределах 100(Игра «Умный художник. Фломастеры)
  • «Словесные логические игры»
  • «По дорожке слов»(Игра «Поймай слог». «Цепочка слов», «Анаграммы», «Ребусы»)«Чудесные превращения» (Словообразование)«Почитай-ка»(«Слово-предложение»)«Запутанные поговорки» («Стихотворная каша»)«Составь рассказ» (Схемы Опорных слова.)«Словесные загадки»(загадки с ответами)Работа с родителями:1.Участие в родительских собраниях. Темы: «Что такое занимательный математический материал», «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей». Познакомить родителей с программой логике в каждой возрастной группе.2.Показ итоговых занятий в конце года.3.Семинар — практикум для родителей тема: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»4.Индивидуальные беседы с родителями об умениях и навыках их детей.5.Мастер- класс для родителей и педагогов на тему: «Головоломки и логические игры».Список литературы:
  • Агеева С.И. «Обучение с увлечением», 1994 год.
  • Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество», 1984 год.
  • Александрова Э., Лёвшин В. «В лабиринте чисел», 1997 год.
  • Волина В. «Праздник числа», 1993 год.
  • «Дети у истоков математики»,1994 год.
  • Истомина Н..Б., Муртазина Н.А. «Готовимся к школе», 2003 год.
  • Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», 1996 год.
  • Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 1985 год
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.)
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Н. Пылаева, Т.Ахутина «Школа внимания», 2005 год.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Столяр А.А. «Давайте поиграем»,1991 год.
  • Тайлер Д., Ги Р. «Размеры».
  • Фидлер М. «Математика уже в детском саду», 1981 год.
  • ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  • " Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Юдин Г. «Заниматика», 1995 год.
  • Новинки периодической печати.
  •  Конец формы