Дополнительная общеразвивающая программа "Логика для дошколят"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Логика для дошколят"
Автор: Марина Валерьевна Самохина
Частное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «ЖАРКИ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» Составила:Самохина Марина Валерьевна воспитатель первойквалификационной категории г. Новосибирск2023г.Пояснительная записка.Программа разработана в соответствии:с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). Также при разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;МР 2.4.0259-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. Главный государственный санитарный врач РФ 28.09.2021Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”Распоряжение Правительство Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»Закон Новосибирской области от 22.12.2020 № 41-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области"Устав ЧДОУ «Детский сад «ЖАРКИ» г. Новосибирска и другие документы федерального, регионального, муниципального и локального уровней. Программа дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» направлена на развитие у дошкольников 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) сенсорных и мыслительных способностей: сообразительности, логичности, гибкости ума; мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, абстрагирования; навыков самоконтроля и самооценки.Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приёмы, в том числе и игровые. Игры, насыщенные логическим и математическим содержанием решают задачи, способствующие ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.Актуальность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» основывается на том, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в детском саду, а затем и в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету – математике, за счет стандартной «сухой и скучной» методики обучения. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется детям недоступным.Отличительная особенность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» в том, что занятия проводятся в игровой форме, через решение занимательных задач, старинных головоломок, числовых курьёзов, лабиринтов.Целью программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» является формирование у детей интереса к изучению математики, развитие умственных способностей, смекалки, сообразительности. Развивать умения самостоятельно, осуществлять поиск способа решения, творческое и пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи:1) Формирование приёмов умственной деятельности: анализ (выделение присущих фигуре признаков), сопоставление (нахождение отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщение (выделение закономерности, на основе которых построен ряд фигур), абстрагирование.2) Развитие умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения, обучение частичному планированию поиска в уме.3) Формирование сенсорных и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения геометрических фигур.4) Формирование способности абстрактно понимать числа, подготовка к вычислительной деятельности, знакомство с арифметическими действиями сложения и вычитания.5) Обучение дошкольников решению простых текстовых арифметических задач — научить находить то арифметическое действие, которым они решаются.6) Формирование элементов измерительной деятельности, способствующих развитию наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления, активизирующих причинное мышление и развитие глазомера.7) Формирование навыков самоконтроля и самооценки.Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет в течение 3-х лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в средней группе по 20 минут, в старшей группе по 25 минут, в подготовительной к школе группе по 30 минут.Каждое занятие состоит из нескольких частей: подача нового материала, повторение и закрепление пройденного с помощью дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности дошкольника.Программа составлена с учётом реализации знаний в разных видах деятельности: «Познавательное развитие» (ФЭМП и Ребенок и окружающий мир), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Методы и приемы обучения, используемые в работе соответствуют возрастным особенностям детей. На занятиях по логике используется: художественное слово, происходит развитие монологической и диалогической речи, используются сказки – загадки, рассказы – головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, шуточные задачи в стихах.По итогам реализации программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» ожидаются следующие результаты: – умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, работать по правилу и по образцу; умеет договариваться, согласовывать действия совместно со сверстником, контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки;– может продолжить заданную закономерность;– производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;– устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева–направо, вверху–внизу, впереди– сзади, близко– далеко, выше–ниже, раньше–позже, вчера–сегодня–завтра. Ориентироваться в последовательностивремён года;– сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги,шагов и т.д.);– распознавать изученные геометрические фигуры среди предложенных, распознавать известные геометрические фигуры среди объектов окружающей действительности;– объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;– ориентироваться в пространстве относительно себя или предмета;– читать план пространства на основе замещения и моделирования, определять своё место на плане.Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Логика для дошколят» являются открытые занятия, выставки, викторины, соревнования — КВНы.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Логика для дошколят» включает занимательный математический материал, который можно классифицировать, выделив в нём условно 3 группы: математические развлечения, математические игры-головоломки и задачи, развивающие логические (дидактические) игры и упражнения.Математические развлечения: ребусы, шарады, кроссворды, числовые курьёзы, лабиринты.Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов). Математические игры-головоломки: «Танграм», «Стомахион», «Пентамино», «Гексатрион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Монгольская игра», математические квадраты, «Волшебный круг», «Куборо», старинные головоломки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.Развивающие логические игры: «Блоки Дьёныша», «Палочки Кюизнера», «Кубики Никитина». Математические игры смоделированы на математическое построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения) необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи.Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Занимательные упражнения и игры обеспечивают разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.Формы и методы совместной работы с родителями по программе дополнительного образования по развитию логического мышления «Логика для дошколят» разнообразны: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного развивающего материала.Учебно-тематический план работыдополнительной образовательной программы «Логика для дошколят»Средняя группа (4-5 лет)Цель: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие.Задачи: способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойствупражнять детей в счете на слухпобуждать детей к называнию предметов и их свойствсоздать условия для развития логического мышления, сообразительности , вниманияформировать первоначальный интерес к познаниювоспитывать отзывчивость и желание помогать попавшим в бедуЛогические задачи на смекалку , упражнения:(«Наведи порядок на кухне», «Составь узор», «Назови одним словом», «Подбери по величине», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось», «ЛОТО», «Подбери фигуру», «Длинное-короткое», «Широкое-узкое», «Три квадрата », «Игра с обручем», «Ищи и находи», «Узнай и запомни», «Построй картинку из палочек» и т.д., «Палочки Кюизнера»)Старшая группа (5-6 лет)Цель:формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.Задачи:Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.Совершенствовать произвольное внимание, память.Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.«Признаки предметов и отношения»: Цвет: Игры на классификацию, систематизацию, называние, логические задачи по математике с использованием карточек-символов.Форма: Игры на различение, называние, систематизацию. Игры с использованием блоков Дьенеша и карточек-символов: «Угощение медвежат», «Рассели жителей»Количество: Игры на различение, сравнение, систематизацию, игра-конструирование с палочками Кюизенера «Разноцветные вагончики», игра-моделирование: «Назови улицы нашего города»«Логические задачи на смекалку, упражнения»:«Составление фигур из треугольников и квадратов» (Игра «Забавные палочки», задания: «Конфета», «Лодочка», «Домик»)«Преобразование фигур» (Игра на развитие образного мышления: «Узнавалки», игры-задания: «Подбери подходящую картинку», «Собери из частей», составление Петрушки из геометрических фигур)«Головоломки»(«Палочки Кюизнера », задания: «Танк», «Воздушный змей», занимательные вопросы, загадки – шутки).«Логические задачи на поиск недостающих фигур»(Игра «Лишняя фигура», «Лабиринты», «Найди фигуру», игра «Отгадай фигуру по загадке» (Блоки Дьенеша), игровое упражнение «Сравни две фигуры»)«Игры на развитие логических приемов мышления»«Игры на нахождение закономерностей. Умозаключения»(Д/и «Продолжи ряд», «Найди закономерность», логические задачи на рассуждение, д/и «Закончи предложение»)«Игры на сравнение, обобщение» (Д/и «Назови одним словом», д/и «Чем похожи и чем отличаются», «Расставь по порядку» , упражнение «Понятие по порядку»)«Игры на классификацию, анализ-синтез» (Игры: «Раздели предметы на группы», «Назови одним словом», д/и «Художники» (блоки Дьенеша), игровые задания: «Побери смысловые пары», «Найди всех бабочек», «Какой предмет лишний»)«Задачи – шутки» (Сказки – шутки « Оригинальное пари», «Сколько лет бабушке», игра: « Попробуй — отгадай», задачи в стихах.)«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»«Танграм»(Силуэты: «Заяц», «Гусь», «Домик». Фигура из двух наборов)«Пифагор»(Силуэты: «Грибок», «Домик», «Ракета», «Ёлка», «Кораблик» )«Монгольская игра»(Силуэты: «Жираф», «Котёнок»«Динозавр», «Закладка»)«Колумбово яйцо»(Фигуры птиц, зверей, морских животных)«Куб-хамелеон»,«Уголки»(Фигуры по собственному замыслу)«Куборо»(Простые фигуры, построение фигур по рисунку, создание фигур по основным параметрам, создание фигур по геометрическим параметрам)«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»«Из истории математики»(История цифр. Игра «Солдаты на посту» , «Белочка и краски», «Шарики для спортсменов», «По порядку становитесь»)«Считаем вместе»(Д/и на закрепление порядкового счета «Бусы» ,«Сказка про нуль», «Спор цифр», игра «Думай, считай, отгадывай». Ребусы.)«Приключения в городе математических загадок»(Игра «Математический калейдоскоп»)«Числа и операции над ними»«Счёт до шести» (Порядковые числительные)(Игры «Рассеянный художник», «Мальчики», «Чудесный мешочек», «Сколько», «Считай – не ошибись»)«Счет в пределах первого десятка»(Игры: «Какой цифры не стало», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей»)«Сложение и вычитание в пределах 10»(Игры: «Примеров много – ответ один», «Цепочка», «Сколько вместе», «Волшебные домики»)«Состав чисел первого десятка»(Игры «Торопись, да не ошибись», «В одном дворе», «Лестница, ведущая к замку», «У меня зазвонил телефон», «Мудрый филин») «Величины, элементы измерительной деятельности»«Разные размеры предметов» (Упражнения «Кто самый……», игра «Чья коробочка», «Кто первый»)«Величина, длина, линейное измерение»(Упражнения с использованием нестандартных измерительных единиц. Измерение верёвкой или ниткой.)«Ориентировка в пространстве»«Ориентировка на объектах предметного окружения.»(Направления от себя, от другого лица, от любых предметов, упражнения «Займи место», игра «Разноцветные шаги»)«Ориентировка в пространстве листа»(Графические диктанты)«Карта и план.»(Игра «В поисках сокровищ», составление план – карты детского сада)Итоговое занятие(Интеллектуально-познавательная викторина «Юный эрудит»)Подготовительная группа (6-7 лет)Цель:формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.Задачи:Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.Совершенствовать произвольное внимание, память.Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.«Головоломки»Устные. Используются загадки, логические задачки, шарады.Механические. Это различные пазлы, кубики, пятнашки и т.д.Предметные. Для игры используются обычные предметы быта.Печатные. Это наглядные пособия, нарисованные или распечатанные: ребусы, кроссворды, судоку, крестики-нолики и др.Геометрические. Игра с использованием форм окружающих предметов. «Вьетнамская игра»(Силуэты животных, птиц, насекомых)«Волшебный круг»(Силуэты человека, птиц, ракеты)«Пентамино»(Силуэты животных, техники , букв)«Игры на передвижение, перестановку»(Силуэты животных, техники , «Игра-головоломка по 4»,«Составь слоника», «15») «Куборо»(Простые фигуры, построение фигур по рисунку, создание фигур по основным параметрам, создание фигур по геометрическим параметрам, создание фигур по заданному контуру, умственное упражнение, экспериментируем с направлением движения, временем и набором кубиков, опыты с ускорением шарика, соревнования )«Занимательная математика»«Игры, способствующие усвоению шашечной и шахматной игры» (Игры: «Мельница», «Болотуду», «Сиджа», «Турецкие шашки»)«Волшебные клеточки»(Движение по клеточкам. «Учимся писать») «Шифровка»(Игра «Точки – подружки», «Звёздочки – снежинки», «Ищем звёзды») «Математические задачки в стихотворной форме»«Задания на сообразительность»(упражнение «Вопрос-ответ»)«Игры со счетными палочками»(Составление заданной фигуры из определенного количества палочек, изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек) «Арифметические лабиринты»«Чётные — нечётные»(Числа по порядку в пределах 20.)«Лабиринты на сложение» в пределах 20 (Закрашивание.Занятие-играИндивидуальные карточки. Карандаши.)«Лабиринты на вычитание» в пределах 20 (Закрашивание.Индивидуальные карточки. Карандаши.)«Волшебные картинки» в пределах 100(Игра «Умный художник. Фломастеры)«Словесные логические игры» «По дорожке слов»(Игра «Поймай слог». «Цепочка слов», «Анаграммы», «Ребусы»)«Чудесные превращения» (Словообразование)«Почитай-ка»(«Слово-предложение»)«Запутанные поговорки» («Стихотворная каша»)«Составь рассказ» (Схемы Опорных слова.)«Словесные загадки»(загадки с ответами)Работа с родителями:1.Участие в родительских собраниях. Темы: «Что такое занимательный математический материал», «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей». Познакомить родителей с программой логике в каждой возрастной группе.2.Показ итоговых занятий в конце года.3.Семинар — практикум для родителей тема: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»4.Индивидуальные беседы с родителями об умениях и навыках их детей.5.Мастер- класс для родителей и педагогов на тему: «Головоломки и логические игры».Список литературы:Агеева С.И. «Обучение с увлечением», 1994 год.Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество», 1984 год.Александрова Э., Лёвшин В. «В лабиринте чисел», 1997 год.Волина В. «Праздник числа», 1993 год.«Дети у истоков математики»,1994 год.Истомина Н..Б., Муртазина Н.А. «Готовимся к школе», 2003 год.Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», 1996 год.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 1985 годНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.)Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.Н. Пылаева, Т.Ахутина «Школа внимания», 2005 год.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"Столяр А.А. «Давайте поиграем»,1991 год.Тайлер Д., Ги Р. «Размеры».Фидлер М. «Математика уже в детском саду», 1981 год.ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)" Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Юдин Г. «Заниматика», 1995 год.Новинки периодической печати. Конец формы