Устройство нивелира и работа с ним


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Устройство нивелира и работа с ним
Автор: Лыткина Оксана Вагинаковна

Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
Балашовский техникум механизации сельского хозяйства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока-практикума
по дисциплине Основы геодезии и картографии
на тему:
Устройство нивелира и работа с ним
Подготовила: Лыткина О.В.
Балашов 2022 г.
Аннотация
На методическую разработку урока практикума,
на тему:
Устройство нивелира и работа с ним
Дисциплины: Основы геодезии и картографии
Автор: Лыткина О.В.
Учебное заведение: ГАПОУСО Балашовский техникум механизации сельского хозяйства
Объём работы- 22
Содержание
Методическаяразработка Устройство нивелира и работа с ним рекомендуется для проведения урока-практикума по работе с прибором. В разработке рассматриваются следующие вопросы: классификация нивелиров по степени точности; устройство нивелиров и нивелирных реек; методика измерений превышений на станции технического нивелирования.
Оглавление
стр
Предисловие
3
Основная часть
5
Заключение
15
Литература
16
Приложение
17
1.Предисловие
Целью подготовки и проведения открытого занятия по дисциплине Основы геодезии и картографии является развитие опыта сотрудничества преподавателя и студентов, внедрение инновационных форм обучения, использование активных методов обучения согласно требованиям ФГОС СПО.
Для реализации поставленной цели выбран вид занятия урок усвоения новых знаний на тему Устройство нивелира и работа с ним.
Урок проводится в рамках раздела Понятие о геодезических съемках, изучаемого студентами специальности 21. 02. 04. Землеустройство согласно календарно-тематическому плану дисциплины Основы геодезии и картографии. Урок усвоения новых знаний позволяет использовать разнообразные методы работы, способствующие закреплению пройденного материала и изучению новых знаний.
Выбранная тема занятия важна для будущих специалистов землеустроителей и геодезистов в целях формирования профессиональных компетенций, подготовки конкурентоспособных всесторонне развитых специалистов.
Ни одно из современных строительств не обходится без геодезических работ, которые предшествуют, сопровождают и завершают процесс строительства. Геодезические работы на строительной площадке относятся к числу первоочередных в общем комплексе изысканий. На основе полученного в результате съемки топографического плана крупного масштаба разрабатывается генеральный план строительной площадки, на котором проектируют здания, сооружения, транспортные пути, инженерные сети и др. Не менее важное значение приобретает топографический план при проектировании строительного генерального плана, на котором намечают весь комплекс вспомогательных и временных зданий и сооружений.
Топографический план служит, кроме того, исходным материалом для составления рабочих чертежей вертикальной планировки, архитектурно-строительных чертежей зданий, сооружений и различных инженерных сетей.
Для перенесения проектов зданий и сооружений на местность используют геодезическую основу, созданную на строительной площадке в виде полигонометрической сети или строительной сетки. От пунктов геодезической основы разбивают на местности положение главных осей зданий и сооружений.
По окончании строительства производится геодезическая съемка для изготовления чертежей, на основе которых составляется исполнительный генеральный план завершенного строительного объекта. С помощью контроля, производимого геодезическими методами, могут быть обнаружены и устранены строительные дефекты. Недооценка геодезических работ на строительной площадке приводит к задержке строительства, переделкам и снижению его качества.
Результатом моего урока является повышение мотивации к обучению, развивается самостоятельность, обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность; формируются навыки и умения учебно-практической деятельности.
Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории.
Подобные формы уроков очень нравятся студентам, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и практический подход, высказать свою точку зрения, обмениваться мнениями. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, вследствие чего урок проходит для студентов быстро и незаметно. После таких уроков студенты, как правило, испытывают эмоциональное и творческое удовлетворение.
2. Основная часть
Ход занятия.
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
1.1 Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности.
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Средства: презентация (СЛ1)
Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала.
Здравствуйте. Мы рады вас видеть.Надеюсь, что наша работа будет успешной, так как сегодня наш урок, будет необычным, это будет урок - практикум.
Сегодня работать на уроке надо так, чтобы ваша работа доставила радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно понимать, что полученные знанияпригодятся вам в течение дальнейшей работы. А теперь за работу.
1.2 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия
Форма организации: фронтальная
Приёмы: подводящий диалог
Средства: презентация (СЛ2)
Преподаватель:Вы знаете, что перед тем как начать строительство зданий и сооружений, линейных сооружений, а также к любому построенному зданию подходит масса коммуникаций, необходимо провести измерения. Чтобы вырыть траншею под заданным уклоном, нужен постоянный контроль нивелирования под проектную отметку.
Как вы думаете, какова тема и цель нашего занятия?
Студентыформулируют темуУстройство нивелира и работа с ним.
Студентыформулируют цели урока.
II.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
2.1 Повторение ранее изученного материала
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Приемы: привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения
Средства: презентация (СЛ3)
Преподаватель: Подумайтеонеобходимости измерения участков земной поверхности и составления плана местности. Какова важность этих работ?
Послушайте слова о людях, выполняющих геодезические измерения:
Геодезист почетный труд,
Весьмирвтвоихруках!
Река,иозеро,ипруд,
Идажеоблака!
Ты чертишь суши и моря.
Ты создаешь мечту,
И гордо сбросив якоря
Рисуешь красоту!.
Все нужно проектировать сверху вниз, за исключением фундамента, с которого нужно начинать - данное высказывание принадлежит ученному Алану Перлису. Как вы думаете с какого процесса можно начать проектировать строительство?
Студенты:Нивелирования
Преподаватель: Что вам известно онивелировании, его методах и способах?
Студенты:Нивелирование– процесс геодезических измерений для определения превышения точек одной над другой и высот точек над уровнем моря.
Методы нивелирования:геометрическое, тригонометрическое, гидростатическое, барометрическое, механическое, стереофотограмметрическое.
Геометрическое нивелирование является основным методом, и выполняется двумя способами: из середины и вперед.
Актуализация знаний, подведение к проблеме
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Методы: беседа
Средства: презентация (СЛ4);сообщение.
Преподаватель: Сегодня мы с вами рассмотрим устройство нивелира и работу с ним.
Что же такое нивелир? Как давно люди пользуются данным прибором?
Давайте прослушаем выступление студента с информационным сообщением об истории развития нивелирования.
Все официальные источники первое описание нивелира связывают с именами Герона Александрийского, ученого из Древней Греции, и Марка ВитрувияПоллиона, архитектора из Древнего Рима. Их труды относятся к началу нашей эры. Два сообщающихся сосуда, наполненные жидкостью – так выглядел первый в истории человечества нивелир. Это простейшее устройство только в 1609 году усилиями Галилея было превращено в прибор со зрительной трубой. В 1611 году Кеплер, а в 1674 году Монтенари установили на трубу сетку из нитей для дальномерных работ. Однако оптические нивелиры появились лишь в середине XIX века после того как в1857 г. в мастерской АмслераЛаффона построен нивелир с перекладным уровнем. Тогда они нашли свое практическое применение. Апофеозом развития оптического нивелира считается высокоточный прибор русского геодезиста Гедеонова, изготовленный им в 1890 году. Эти приборы стали широко использоваться в строительстве, инженерных изысканиях и топографо-геодезических работах. Начиная со второй половины XIX века, нивелиры постоянно совершенствовались силами ученых и специалистов различных стран мира. Швейцарский геодезист Г. Вильд (1877–1951) предложил внутреннюю фокусировку в зрительной трубе, контактный уровень, оптический микрометр и инварные рейки.
Обсуждение понятия нивелира.
Нивелир – геодезический прибор, с помощью которого определяют превышения точек одной над другой и высоты точек.
Междисциплинарные коммуникации
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Сегодня науроке будем с вами рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить, работать с презентацией,проводить измерения, обрабатывать журнал нивелирования.Полученная информация будет вам полезна для всеобщего развития и при изучении следующих дисциплин и профессиональных модулей: Землеустройство, Инженерная графика, ПМ 01 Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра,ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (по профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах).
Вопросы для беседы:
1. Как вы считаете, актуальна ли тема нашего урока? Если да, то почему, если нет, то тоже почему?
2. Какие вопросы по данной теме вас интересует больше всего? Назовите их.
(Прослушивание ответов студентов)
III. Промежуточная рефлексия:
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Приёмы: обсуждение, комментирование.
Преподаватель: для закрепления материала выполните задание №1 в рабочих тетрадях(см.приложение). Составьте синквейн с использованием основных понятий данной темы.
Проверка и обсуждение ответов студентов
IV. Этап реализации образовательных задач, организация деятельности.
4.1. Изучение нового материала
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Методы: проблемно поисковый, самостоятельная работа, визуализация учебной информации, практическая работа.
Приёмы:объяснение, исследовательская работа, работа в рабочейтетради, демонстрация, анализ информации.
Средства: проблемные вопросы, рассказ,сообщение, комплект – практикум КПЭ, презентация (СЛ5-20)
Преподавательобъявляет тему и план занятия.
План темы:
1.Устройство нивелира
2.Работа с нивелиром.
Вопрос № 1.
Преподаватель: Основной метод нивелированияэто (геометрическое нивелирование( метод определения превышений путем взятия отсчетов по вертикальным рейкам при горизонтальном луче визирования. Геометрическое нивелирование выполняют, используя нивелир и нивелирные рейки. Нивелир – прибор, в котором визирный луч приводится в горизонтальное положение. Отсчеты берут по шкалам устанавливаемых вертикально нивелирных реек. Оцифровка шкал на рейках возрастает от пятки рейки вверх. Если на пятке рейки расположен ноль шкалы, то отсчет по рейке равен расстоянию от пятки до луча визирования.
Преподаватель: Вчем заключается разница способов геометрического нивелирования?
Студенты:При нивелированиивпереднивелир устанавливаютнад точкой Атак, чтобы окуляр трубы был на одной отвесной линии с точкой.
Нивелир устанавливаютпосрединемеждуточкамиА и В, а наточках А и Вставятрейкис делениями. При движении от точки A к точке B рейка в точке А называетсязадней ( З), рейка в точке В –передней ( П ).
Преподаватель: Нивелиры классифицируются по точности и по конструкции. По точности нивелиры выпускают:
- высокоточные – нивелир Н-05 имеет погрешность не более 0.5мм на 1км хода;
- точные – нивелиры Н-3, Н-3Л, Н-3К, Н-3КЛ – дают погрешность не более 3мм на 1км хода;
-технические – нивелиры Н-5, Н-10, Н-10КЛ – не более 10мм на 1км хода.
По конструкции нивелиры всех типов выпускаются в двух исполнениях: с цилиндрическим уровнем и с компенсатором. Если нивелир с компенсатором, к названию прибора добавляется буква К, например, Н-3К.
Все перечисленные выше нивелиры относятся к оптическим приборам. В настоящее время выпускаются и находят широкое применение лазерные и цифровые (электронные) нивелиры. Тем не менее, наиболее широко используется на строительной площадке нивелир базовой модели Н-3, поэтому в дальнейшем рассмотрим его устройство и работу с ним(рис.1).
УСТРОЙСТВО НИВЕЛИРА И НИВЕЛИРНЫХ РЕЕК.
Рисунок 1. Устройство нивелира
1 – Корпус цилиндрического уровня
2 – Мушка и визир для грубой наводки
3 – Закрепительный винт зрительной трубы
4 – Наводящий - микрометренный винт
5 – Пружинящая пластина
6 – Подъёмный вит
7 – Подставка – трегер
8 – Круглый уровень
9 – Элевационный винт
10 –Подставка
11 –Винт фокусировки трубы
12 –Юстировочные винты круглого уровня
13 – Зрительная труба
НИВЕЛИРНЫЕ РЕЙКИ
Нивелирные рейки изготавливаются из деревянного бруска двутаврового сечения толщиной 2-3 см, длиной 4м, 3м, 1.5м. 1.2м и короче, складные и цельные (рис.2). Основная шкала (черная сторона) состоит из чередующихся черных и белых сантиметровых делений. Счет делений ведут от нуля, совмещенного с основанием рейки, называемого пяткой. На дополнительной шкале (красная сторона) начальный отсчет выражается определенным числом. Разность отсчетов по основной и дополнительной шкалам рейки должна оставаться всегда постоянной, что служит контролем правильности снятия отсчетов по рейке на станции.
Во время работы рейки ставят на башмаки (рис.2.г), костыли (рис.2,в)или деревянные колья.
При работе с нивелирами применяются нивелирные рейки трех типов:РН-0,5(для высокоточного нивелирования),РН-3(для точного нивелирования) иРН-10(для технического нивелирования). Назначение реек – фиксировать вертикальные расстояния от нивелируемых точек до горизонтального визирного луча (путем взятия так называемых отсчётов по рейкам).
Рис.2. Нивелирные рейки
а – рейка РН-10;
б – инварная рейка РН-05 в поле зрения трубы;
в – костыль;
г – башмак.
Какой инструмент используют для установки нивелира на местности?
Студенты:Штатив.
Преподаватель:Штативслужит для установки нивелира на высоте, соответствующий росту наблюдателя. Нивелир комплектуется малогабаритным раздвижным металлическим штативом ШР-140. Ножки штатива шарнирно соединены с головкой. Болтами регулируют плавность вращения ножек в шарнирах. Высоту штатива изменяют выдвижением ножек и фиксируют винтами. Наконечники ножек углубляют в грунт, нажимая ногой на их упоры.
Нивелир закрепляют на штативе становым винтом. При транспортировании ножки вдвигают до упора, закрепляют винтами и стягивают ремешком. Ремень служит для переноски штатива на плече или за спиной.
Преподаватель: для закрепления материала выполните задание №2 в рабочих тетрадях(см.приложение). Назовите основные части нивелира.
Проверка работы студентов
Вопрос №2.
Преподаватель: Изучив нивелирный комплект, рассмотрим работу с ним.
Просмотр видеоролика
Преподаватель: А теперь переходим к практической части нашего урока – работу с нивелиром (табл.1).
Таблица 1 - Технология выполнения геометрического нивелирования.
Действия
Задание
Технология выполнения задания
1 шаг
Внимательно ознакомьтесь с заданием.
Вспомните технологию выполнения геометрического нивелирования.
2 шаг
Установка нивелира в горизонтальное положение.
Установите необходимую высоту штатива и разместите штатив на земле.
Используя становой винт, плотно закрепите нивелир на штативе.
Подъемными винтами А,В,С установите пузырек в центр.
3 шаг
Наведение и фокусировка
Сетка нитей: Наведите зрительную трубу на рейку, используя прицел (визир). Вращая окуляр добейтесь четкого изображения сетки нитей.
Наведение: Вращайте кремальеру вперед или назад на рейку до тех пор, пока не появится отчетливое изображение рейки в центре поля зрения.
4 шаг
Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).
Наведите на переднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Наведите на заднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Произведите вычисление.
5 шаг
Измерение расстояния нивелиром
Возьмите отсчет по верхней и нижней дальномерным нитям и расстояние меду прибором и рейкой вычислите по формуле: (отсчет по верхней нити – отсчет по нижней нити)*100. Проведите контроль расстояния рулеткой.
4.2 Применение новых знаний и способов действий
Форма организации: фронтальная
Метод: визуализация учебной деятельности
Приём: консультирование, корректировка деятельности
Средства: презентация (СЛ 21)
Преподаватель: Используя технологию выполнения работы с нивелиром, выполните задание №3 (см. приложение)
Задание №3: Определить превышение между двумя точками при помощи нивелира. Произвести контроль правильности определения превышений. Данные записать в журнал.
Проверка работы студентов
4.3 Динамическая пауза
Форма организации: фронтальная
Приём: динамическая пауза
Средства: комплекс упражнений
Преподавательпредлагает выполнение комплексных физических упражненийвыполнение упражнений на мышцы глаз, спины, кистей рук.
V. Этап выявления степени освоенности образовательных результатов
5.1 Решение проблем при нивелировании
Форма организации: индивидуальная
Методы: проблемно поисковый, самостоятельная работа.
Приёмы:объяснение, работа в рабочей тетради, демонстрация, анализ информации.
Средства: проблемные вопросы, презентация (СЛ22)
Преподаватель: Подведемитоги нашего урока -практикума. Вам предлагается побыть в роле экспертов и предложить решение проблем при нивелировании (табл.2). Выполните задание №4. (см. приложение)
Таблица 2– Ошибки при нивелировании
№п/п
Проблемы
Предложения по решению
1
Приборные ошибки
2
Ошибки округления отсчета по рейке
3
Ошибки вызванные внешними условиями
5.2Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Методы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа, визуализация учебной информации.
Приёмы: работа в рабочейтетради, демонстрация, анализ информации
Средства: презентация (СЛ23); нивелирный комплект
Преподаватель:Давайте узнаем, на каком расстоянии удалён наш прибор от рейки.Какими способами можно это сделать?
Студенты предлагают варианты.
5.3 Анализ ответов, комментарий
Форма организации: фронтальная
Метод: беседа
Приёмы: комментирование
Преподаватель анализирует ответы, отмечает положительные результаты, указывает на основные недочёты, ошибки, комментирует
VI.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
6.1 Смысловая рефлексия
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Приёмы: блиц-опрос по рефлексии, самооценка деятельности
Преподаватель:
Предлагаются вопросы, на которые обучающимся предлагается ответить письменно:
Какую задачу ставили на занятии?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Где можно применить новые знания?
Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
6.2 Эмоциональная рефлексия
Форма организации: индивидуальная
Приём: Кубик Блума
Средства: кубик Блума, презентация (СЛ 24-25)
Преподаватель:Длявыполнения нивелирования важно исходить изцелостногопонимания этого процесса. Сейчас я предлагаю использовать Кубик Блума, с помощью которого мы ответим на вопросы, используя ключевые слова нашего урока и отражающие всю суть нашего занятия.
Обучающиеся отвечают на попавшиеся вопросы.
VII. Подведение итогов занятия
Форма организации: фронтальная
Методы: беседа
Приёмы: формулирование общего вывода, оценка успешности
Преподаватель: Давайте вернемся к словам ученногоАлана Перлиса, который говорил, что начинать нужно с фундамента, а значит с нивелирования, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:
Что такое нивелир?
Какие основные части нивелира и как давно его применяют?
Как работать с нивелиром?
Ответы студентов: Определение нивелира, его устройство и порядок работ.
Преподаватель:В ходеурока к какому выводу мы пришли?
Ответы студентов: мы пришли к выводу, что если всё выполнять в правильной последовательности и выполнять контроль измерений, то строительство будет без погрешностей.
Преподаватель подводит общий итог по проведённому уроку. Оценивает выполнение целей и задач занятия, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу.
VIII.Этап информации о домашнем задании
Форма организации: фронтальная
Метод: беседа
Приёмы: комментирование
Средства: рабочая тетрадь
Преподаватель дает информацию о д/з, мотивирует его выполнение. Оценивает понимание студентами содержание и способы выполнения домашней работы. Предлагает написать сообщение на тему: Роль нивелирования в строительстве.Желает успешного выполнения
IX. Заключительный этап занятия
Средства: презентация (СЛ26)
Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии
Заключение
Уроки практикумы очень интересны для студентов, так как несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам предшествует очень большая, кропотливая работа: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Большим плюсом таких уроков является то, что они побуждают слабых студентов принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия в работе.
Такая форма проведения урока дает возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому материалу, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. На уроке практикуме каждый студент имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. В данной работе были применены нестандартные формыобучения и воспитания, которые способствуютразвитиюинтереса у студентов к изучаемому предмету, а также их профессионализму, благоприятному климату, ориентируют на коммуникацию.
Организация таких уроков подводит студентов к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации студентов. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, игровые моменты, разрешение проблемных ситуаций, снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Кравченко, Ю. А.Геодезия: учебник / Ю.А. Кравченко. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 344 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105828-2. - Текст: электронный. -
URL:
Кузнецов, О. Ф.Основы геодезии и топография местности: Учебное пособие / Кузнецов О.Ф., - 2-е изд., перер. и доп. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2017. - 286 с.: ISBN 978-5-9729-0175-3. - Текст: электронный. - URL:
Гиршберг, М. А. Геодезия: задачник : учеб. пособие / М.А. Гиршберг. — Изд. стереотип. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: ]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102814-8. - Текст : электронный. - URL:
Дополнительные источники:
Практикум по геодезии : учебник/ под ред. Г. Г. Поклада.-М.: Академический Проект, Трикста, 2011.-488 с.
Библиотека гостов и нормативных документов Режим доступа:
Приложение
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Балашовский техникум механизации сельского хозяйства
Рабочая тетрадь практической работы Устройство нивелира и работа с ним
Студента: гр. Зм -21
Ф.И.О._________________
Руководители:
Лыткина О.В.
Балашов
2022
Показатели технологической карты урока-практикума
Тип урока-практикума:Теоретико-экспериментальная работа
Вид урока практикума:Проблемно - поисковая
Актуальность работы:Геодезические работы на строительной площадке относятся к числу первоочередных в общем комплексе изысканий. На основе полученного в результате съемки топографического плана крупного масштаба разрабатывается генеральный план строительной площадки, на котором проектируют здания, сооружения, транспортные пути, инженерные сети и др.
Проблема:Профессиональное практическое образование и воспитание студентов находится на низком уровне. Чтобы ошибок при измерении, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни при строительстве, современный человек должен обладать профессиональными практическими знаниями и типом мышления.
Цель:Развивать техническое мышление, техническую речь, используя геодезическую терминологию. Ориентировать студентов на необходимость изучения геодезических инструментов, воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.
Задачи:
Изучить устройство нивелира;
Научиться работать с нивелиром;
На основании урока практикума сделать вывод о важности нивелирования, научится решать геодезические проблемы.
Методы, используемые в исследовательской работе: рассказ преподавателя, разрешение проблемных ситуаций,сообщение студента,анализ точек зрения студентов, демонстрация,познавательно-проблемное изложение материала, дискуссия,методвизуализации учебной информации.
Средства, используемые на уроке практикуме: презентация,комплект – практикум КПЭ, таблицы, видеоролик, нивелир, нивелирная рейка, штатив.
Использованная литература:
Кравченко, Ю. А.Геодезия: учебник / Ю.А. Кравченко. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 344 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105828-2. - Текст: электронный. - URL:
Практическая значимость работы:урок - практикум об устройстве нивелира и работе с ним, подготовленная презентация могут быть использованы для геодезического образования и воспитания на уроках, внеаудиторных мероприятий техникума.
Подготовительная часть
Задание № 1Составить синквейнпо теме нашего урока(табл.1), используя пример
Таблица 1 - Синквейн
Синквейн – это в переводе с английского пять строк:
Пример
Вариант студента
строка 1 – имя существительное,
Природа
строка 2 – 2 прилагательных,
Необычная, богатая
строка 3 – 3 глагола,
Любуемся, обсуждаем, фотографируем
строка 4 – фраза со смыслом,
Красивые места остаются в нашей памяти
строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока.
Чудо
Основная часть урока практикума
Задание №2:Изучите основные части и детали нивелира. Напишите названия пронумерованных на рисунке 1 основных частей и деталей нивелира. Наименование частей занести в таблицу 2.
Рисунок 1. Нивелир Н-3
Таблица 2 – Наименование частей нивелира
№ п/п
Наименование частей
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Задание №3: Изучивтехнологию выполнения геометрического нивелирования (табл.3): определить превышение между двумя точками при помощи нивелира;произвести контроль правильности определения превышений. Данные записать в журнал нивелирования (табл.4).
Таблица 3 - Технология выполнения геометрического нивелирования.
Действия
Задание
Технология выполнения задания
1 шаг
Установка нивелира в горизонтальное положение.
Установите необходимую высоту штатива и разместите штатив на земле.
Используя становой винт, плотно закрепите нивелир на штативе.
Подъемными винтами А,В,С установите пузырек в центр.
2 шаг
Наведение и фокусировка
Сетка нитей: Наведите зрительную трубу на рейку, используя прицел (визир). Вращая окуляр добейтесь четкого изображения сетки нитей.
Наведение: Вращайте кремальеру вперед или назад на рейку до тех пор, пока не появится отчетливое изображение рейки в центре поля зрения.
3 шаг
Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).
Наведите на переднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Наведите на заднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Произведите вычисление.
4 шаг
Измерение расстояния нивелиром
Возьмите отсчет по верхней и нижней дальномерным нитям и расстояние меду прибором и рейкой вычислите по формуле: (отсчет по верхней нити – отсчет по нижней нити)*100. Проведите контроль расстояния рулеткой.
Таблица 4 - Журнал нивелирования

станции

точек
Отсчеты по рейке
Превышение
Среднее
превышение
задний
передний
1
1








2





Заключительная часть
Задание № 4Итоги нашегоурока практикума.Вам предлагается побыть в роле экспертов и предложить решение проблем при нивелировании. Заполните таблицу5.
Таблица 5 - Ошибки при нивелировании
№п/п
Проблемы
Предложения по решению
1
Приборные ошибки
2
Ошибки округления отсчета по рейке
3
Ошибки вызванные внешними условиями
21