«Приёмы формирования навыков смыслового чтения в 5-8 классах во внеурочной деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приёмы формирования навыков смыслового чтения в 5-8 классах во внеурочной деятельности»
Автор: Абдрахманова Ольга Викторовна
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в 5-8 классах во внеурочной деятельности«Без чтения нет настоящего образования, - говорил А. И. Герцен, - нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания». Действительно, чтение – базовый компонент образования, в котором необходимо рассматривать методики обучения чтению, опираясь на самые современные научные данные. Отсюда цель деятельности учителя русского языка и литературы можно определить так: создание условий, необходимых для обучения стратегиям смыслового чтения и работа с текстом не только на уроках литературы и русского языка, но и во внеурочной деятельности . В своей практике удалось использую различные приёмы работы с текстами , которые соответствуют следующим этапам работы с текстом : дотекстовый, текстовый , послетекстовый.При изучении биографии писателя предлагаю преобразование материала в таблицу «знаю — хочу знать — узнал» . « Мозаика» . Каждый ученик получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.Составление конспекта, тезисного плана по схеме.(Детство, образование, начало творческого пути, основные произведения, интересные факты)Кроме того, на дотекстовом этапе использую такие приёмы :«Мозговой штурм», «Глоссарий», «Батарея вопросов». Эти приёмы направлены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению, развивают мыслительную деятельность обучающихся .На текстовом этапе целесообразными приёмами считаю «Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)», «Бортовой журнал», «Чтение про себя с пометками». Эти приёмы помогают ученику читать текст более вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.На послетекстовом этапе использую приёмы следующие : «Верные - неверные утверждения», «Синквейн», «Дырявый текст».Правильная организация внеурчной деятельности через занятия по программе «Формирование навыков смыслового чтения как одного из метапредметных результатов» способствует развитию таких метапредметных умений и навыков как- умение работать с текстом как художественным, так и научным;- умение правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;- формирование первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности;- умение взаимодействовать в творческой группе.