Проектная деятельность как эффективный метод развития познавательных способностей детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как эффективный метод развития познавательных способностей детей
Автор: Кирзиенок Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48»Проектная деятельность как эффективный метод развития познавательных способностей детейСоставитель: Кирзиенок Н.В.Воспитатель высшей квалификационной категории.2023г.«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…»Д.А. МедведевС каждым годом все выше становится планка уровня развития познавательных способностей детей и их умственного развития.На сегодняшний день, очевидно, что современных детей следует учить, по-другому.Стремление к познанию мира заложено в ребёнке с самого рождения, и очевидно, что его нужно развивать, пробуждать интерес к окружающему миру различными средствами.Это, безусловно, приводит к тому, что появляется необходимость находить и применять более интересные и эффективные средства обучения и воспитания, которые будут служить развитию познавательных способностей детей. Одним из многообещающих методов является метод проектирования. Смысл деятельности при помощи проектов заключен в том, что она помогает связать полученные знания с реальной жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, побуждает выполнять действия самостоятельно, планировать свою работу, доводить ее до желаемого результата, проявлять инициативу и творческие способностиС самого рождения ребёнок является исследователем того мира, в который он попадает. Для него всё впервые: ветер, снег, смех и слезы. Все хорошо знают, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не сможет найти ответы на интересующие его вопросы – ему приходят на помощь педагоги.Проектная деятельность направлена на исследование всевозможных ситуаций, а не на прохождение уже готового пути. Именно поэтому воспитатель, работающий с детьми по исследовательским проектам, сам должен являться творческой личностью и по натуре – исследователем.В ходе организации проектной деятельности в дошкольном учреждении педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.Проблема осознания понятия «Технология проектирования».Воспитателям необходимо понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? Отличие ее в том, что педагог не дает готовые и до конца раскрытые знания, которые детям остается только принять и усвоить. Он не показывает детям правильный способ действия, а наоборот предлагает воспитанникам некую тему, слишком сложную для того, чтобы ее можно было сразу раскрыть в один этап по уже знакомому алгоритму.Проблема взаимоотношений ребенка и воспитателя в процессе проектной деятельности.Из носителя знаний и информации, всезнающего педагога, воспитатель должен превратиться в организатора поискового процесса, помощника и коллегу по поиску решения проблемы, нахождению необходимых знаний и информации из всевозможных источников.Проблема: «Для чего нужно внедрять в воспитательно-образовательный процесс проектную деятельностьСегодняшняя жизнь каждый день сталкивает нас с непонятными, многозначными, плохо определяемыми проблемами, которые не имеют готовых решений. Выход состоит в том, чтобы самостоятельно найти решение проблемы, чему и способствует проектная деятельность.Проблема определения роли детей в проектной деятельности.Педагоги должны понимать, что проекты позволяют детям проявлять себя. Проектная деятельность, позволяет индивидуально каждому или в группе, попробовать свои силы, показать свои знания, публично представить достигнутые результаты.Проблема определения роли воспитателя в проектной деятельности.Проект – это интегративное средство обучения, развития, и воспитания, которое позволяет выработать и развить специфические навыки и умения исследования и проектирования; учит применению на практике полученных знаний в различных ситуациях; способствует освоению и использованию наиболее приемлемой технологии представления продукта проектной деятельности.Проблема заинтересованности детей в работе над проектомПроблема мотивации детей, которая будет стимулировать неисчерпаемый источник идей для самостоятельной творческой деятельности. Для этого, в начале, необходимо педагогически грамотно ознакомить с проектом и заинтересовать новой темой.Проблема определения долей нового и изученного в проекте.Педагоги должны понять и принять, что в начале работы над проектом, дети должны иметь начальные знания, умения и навыки. Готовую новую информацию для воспитанников в процессе реализации проекта педагог может дать, но в очень малом количестве и только в момент необходимости. В остальных случаях воспитатель должен подтолкнуть детей на путь самостоятельной добычи материала.Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.