Формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры
Автор: Солнцева Елена Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫПоведем речь о формировании функциональной грамотности на уроках физической культуры. Вы все уже знакомы с понятием функциональной грамотности и ее составляющими. Если забить в поисковую строчку интернет, то очень много определений, классификаций и тд. Свое выступление хочу построить практико-ориентированные методы, способы, понять что же именно на уроках физической культуры мы можем развивать, из того что пригодится в жизни, что в принципе мы понимаем под функциональной грамотностью.Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретённые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Просмотрев, много материалов по функциональной грамотности, хотелось остановиться более подробной классификации, в качестве основных: Читательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественнонаучная грамотностьФинансовая грамотностьКреативное мышлениеГлобальные компетенцииПопытаюсь расшифровать, дать более подробную классификацию тем или иным видам функциональной грамотности могут формировать на уроках физической культуры и самое важное, как и на сколько успешно они могут быть применены обучающимися после освоения тех или иных двигательных навыков и умений.Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Пример: выполнение домашнего задания по карточкам из электронной школы (инструкций по выполнению упражнений), спортивный алфавит, пословицы и поговорки про здоровый образ жизни, чтение учебников, рефератов; заполнение кроссвордов и ребусов для освобожденных.Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать применять и интерпретировать математику для решения задач разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.Пример: счет нагрузки (за собой и другими), сумму занятых мест в эстафетах, вести счет игры, подсчет ЧСС.Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.Пример: разбираться в вопросах здоровьесбережения (что помогает нам быть здоровыми), знать и соблюдать личную гигиену, иметь представление об оказании первой помощи, понимать принцип биомеханики упражнений, почему именно так надо выполнять то или другое упражнениеФинансовая грамотность – сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личностного финансового благополучия.Пример: осознанный подбор спортивного инвентаря (качество, цена, товар), использование абонементов в спортивные залы, фитнес клубы (для детей это, наверное, активное увлекательные занятия, игры, упражнения для самоорганизации), рассматривать «спорт как профессия» ( быть выдающимся спортсменом, или овладеть профессией и на основе своих знаний сохранять свое физическое здоровье), подбор рациона питания (понимание и осознание что нужно кушать и что это влияет на твое здоровье и впоследствии на твою финансовую благополучность).Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объекты ил форму, помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.Именно в рамках практической деятельности на уроках физической культуры для развития креативного мышления, более логичный и доступный способ – это подвижные и спортивные игры. Постоянно меняющиеся обстоятельства, меняются игровые ситуации. В короткий промежуток времени из многочисленных вариантов, выбрать самый оптимальный, постоянно нужно принимать решения за себя и за весь коллектив. Глобальные компетенции – это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Пример: участие в соревнованияхПочему именно этот пример актуален, который дает практический результат. Участие в соревнованиях это не только взаимодействие спортсменов на каком-то ограниченном пространстве, площадке, беговой дорожке и тд. Это развитие большого количества необходимых навыков, компетенций, которые в жизни пригодятся, постоянное межличностное общения и отношения, культура поведения и общения с другими участниками (не с твоей команды). Формирование мировоззренческих характеристик – уважение к сопернику, тренеру, судьям, болельщикам. Соревнования – это не только секунды, голы, метры и тд. Это способ, механизм, рычаги позволяют нам говорить о более широких и глобальных вещах, формирования метепредметных результатов, которые позволяют осваивать и применять полученные знания, умения и навыки в своей жизни. Именно это и есть, мне кажется самое важное для нас учителей, тренеров. Есть также огромное количество способов, которые позволяют развивать функциональную грамотность, они так же уместны и эффективны, но они не дают основного, на что направлены уроки физической культуры – двигательная активность и моторная плотность урока. Ничего такого кардинального, что заставит нас поменять, свое отношение к урокам физической культуры в этом мне кажется, нет. Новыми словами и старом. Основы теории и знаний были всегда (в процессе уроков, писали мы в своих планах). Карточки, письменные задания, ребусы, кроссворды, кластеры – имеют место быть. Все чем я поделилась с вами – это традиционные виды деятельности, с одной стороны учителя, а с другой стороны обучающегося которые при такой совместной деятельности должны привести к достижению развития функциональной грамотности.