Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию.
Автор: Ведищева Надежда Дмитриевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой областиРекомендации для родителей ребенкас задержкой психического развития поразвитию, обучению и воспитанию.РазработчикВедищева Надежда ДмитриевнаВоспитатель I квалификационной категории 2023г.Уважаемые родители!Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая важного - отставания в развитии.Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родителисчитают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.Диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее.Чем раньше начать занятия с ребенком ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься (мама/папа/бабушка/дедушка).5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.9. Занятия должны быть регулярными.10. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.11. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…13.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны14. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.15. Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.16. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:Развитие мелкой моторики:Графические упражненияПрописиЛепкаРисованиеПальчиковая гимнастикаОригамиРазвитие внимания:выкладывание узора из мозаики;выкладывание фигуры из палочек по образцу;исключение лишнего;нахождение различий в двух похожих картинках;нахождение двух одинаковых предметов среди множества;нанизывание бусинок по образцу;срисовывание по клеточкам;нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).Развитие восприятия:Различать цвета и их оттенки.Различать форму предметов и геометрические фигуры.Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).Различать и называть части суток, их последовательность.Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.Знать дни недели, месяцы года.Развитие памяти:Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол ?;Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница;После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;Развитие мышления:Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.Описывать различные свойства окружающих его предметов.Узнавать предметы по заданным признакам.Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.Находить противоположные по значению понятия.Развитие речи:Выполняйте артикуляционную гимнастику,Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой?Какая?Какие?», «Посчитаем предметы».Составляйте рассказы по картинкам.Пересказывайте сказки, мультфильмы.Примеры игр и упражнений:-Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».-Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».-Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,-Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.-Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);-Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).-Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)-Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около)Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.