С песенкой по лесенке
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: С песенкой по лесенке
Автор: Номаль Инга Юрьевна
СодержаниеРАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….….31.2. Цель и задачи программы ………………………………………………………..71.3. Содержание программы …………………………………………………….……9 1.3.1. Учебно-тематический план …………………. ……………………….….….....9 1.3.3. Содержание учебно-тематического плана …………………..………………10 1.3.4. Планируемые результаты ………………….…………………………..…..….18РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………..…..192.2. Условия реализации программы …………………………………………….…202.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………….….202.4. Оценочные материалы ……………………………………………………….…..212.5. Методические материалы ………………………………………………………..232.6. Список литературы ……………………………………………………………….27Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке» художественной направленности, предназначена для учащихся с разной степенью музыкальной подготовленности и направлена на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Данная программа разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030г. от 31 марта 2022г.;Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019г. №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;Уставом МБУ ДО «Тяжинский центр дополнительного образования» и положением «Об организации деятельности по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». Актуальность программы. Сознание детей не успевает в своём внутреннем развитии за внешним потоком информации, поэтому в нём легко может произойти подмена ценностей, мироощущение может утратить сопротивляемость по отношению к нравам и традициям, не свойственным исконно русской культуре. В таких условиях предлагаемая программа имеет актуальный характер, ведь в основном через искусство происходит передача ребёнку духовного опыта человечества. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияние внутреннего мира ребёнка с миром внешним. Музыка и пение больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни, особое значение имеет то, что музыка постепенно, незаметно проникает в повседневную жизнь, заставляет слушать себя, будит мысль и воображение. Данная программа направлена на современное исполнительство, включающее в себя новейшие веяния в области вокального искусства, что открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей учащихся, даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха. Уровень сложности освоения содержания программы - стартовый уровень. Отличительной особенностью данной программы является то, что она помогает формировать создание навыков певческой деятельности, также закладывает основы специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). К данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе разработана система специальных заданий и упражнений по развитию диафрагмального дыхания, артикуляции и дикции (это комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики), также голосовые упражнения на расширение певческого диапазона и выразительности речи. Выполнение данных упражнений позволяют развивать у детей музыкальный слух и умение управлять своим голосом, а также совершенствовать вокальные навыки, устранять психические зажимы, отрабатывать правильную речевую интонацию. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, каждому подбираются необходимые развивающие упражнения и составляется вокальный репертуар. Особенность программы заключается в том, что она лабильна (от латинского "скользящий, неустойчивый"), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого учащегося с учётом еговокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, двигательных способностей, психологических особенностей. Данная программа подходит для обучения детей с различным уровнем музыкальной подготовки. Набор детей ведётся без предварительного отбора. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства: обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания), приобретают навыки выступления перед зрителями. Дополнительная общеобразовательная программа «С песенкой по лесенке» носит развивающий характер обучения, воспитания и реализации личности в творческой деятельности. Учитывая особенности учащихся, индивидуальные занятия по музыкальному развитию детей разработаны по следующему принципу с преобладанием практической части: пение учебно – тренировочного материала (певческая установка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика), музыкальная грамота, вокальный репертуар (работа над певческим материалом), слушание музыки. Адресат программы. Программа предназначена для детей 9 - 11 лет младшего школьного возраста. Характеристика детей младшего школьного возраста. В работе с детскими голосами педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Главное правило - «Не навреди!» 9 -11 лет - младший домутационный возрастной период. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет. Звук очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога - добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Основная задача взрослых в работе с детьми данного школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 72 часа; продолжительность реализации программы - 1 год обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия ведутся индивидуально, что создает возможности для осуществления личностно – ориентированного подхода. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1-академический час составляет - 45 мин). Занятия по музыкальному развитию проходят два раза в неделю, что обеспечивает необходимую регулярность. Особенности набора учащихся – свободный. Приём осуществляется с 1 по 10 сентября. Перед зачислением проводится прослушивание, задача которого – не отобрать детей, а определить степень музыкального развития, на основе чего при обучении к каждому учащемуся будет применён личностно-ориентированный подход, в результате занятия для них станут наиболее комфортными. По окончании данной программы, учащиеся, если пожелают, смогут продолжить дальнейшее музыкальное обучение по следующей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в зависимости от своих возрастных особенностей. Зачисление в объединение производится с обязательным условием – заявление от родителей (законных представителей). Формы обучения – очная, с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций. Особенности организации образовательного процесса - программа индивидуального обучения, предназначена для учащихся младшего школьного возраста.1.2. Цель и задачи программыЦель программы: приобщение детей к певческой культуре через вокально-сценическое искусство, развитие индивидуальных способностей учащихся посредством музыкальных занятий. Задачи:Обучающие: Дать начальные представления в области основ вокального искусства; Способствовать умению овладения детьми техникой вокального исполнительства, формированию вокально-певческих умений и навыков (певческим дыханием на опоре, дикционным и артикуляционным навыкам, певческим звукообразованием, расширением диапазона певческого голоса);Сформировать навыки певческой установки (сидя, стоя);Обучить основам музыкальной грамоты;Обучить эстрадной манере пения и основам сценической культуры;Способствовать формированию музыкального кругозора учащихся, обогащению музыкального словарного запаса ребёнка;Обучить навыкам художественной выразительности исполнения;Обучить навыкам работы с микрофоном;Развивающие:Развивать артистические качества у учащихся средствами вокальных занятийСпособствовать развитию музыкальных способностей учащихся, таких как музыкального и звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, умение импровизировать;Способствовать познавательному и эмоциональному развитию ребёнка (вниманию, памяти, мышлению, воображению), получению им социального опыта;Развивать основы слушательской культуры - способность концентрировать слуховое внимание на интонационно-образной природе музыки в процессе восприятия звукового или музыкального образа. Осознавать и понимать, о чём говорит музыка, уметь анализировать, определять характер и настроение; Сформировать умение развивать навыки самостоятельной и творческой деятельности;Развивать пластику тела, фантазию и воображение;Совершенствовать интонационную выразительность речи;Воспитательные:Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, сострадание.Воспитывать личностные качества, необходимые сольному исполнителю: целеустремленность, умение преодолевать трудности, умение управлять собственными эмоциями, способность к достижению качественного конечного результата.Способствовать формированию ответственности и дисциплинированности, воспитанию добросовестного отношения к начатому делу. Воспитывать у детей эмоциональную чуткость посредством пения.1.3. Содержание программыУчебный план1.3.1. Учебно-тематический план обучения 1.3.2. Содержание учебно-тематического планаРаздел 1. ВведениеТема 1. Вводное занятиеТеория: Беседа о направлении деятельности творческого объединения «Город Детства». Знакомство с разделами программы, определение цели и задач на новый учебный год. Сбор сведений об учащихся.Составление расписания занятий. Инструктаж по технике безопасности, плану эвакуации и правил поведения на занятиях, в ЦДО, экскурсия по учреждению ЦДО с целью умения учащимися ориентироваться по зданию и знакомства с другими творческими объединениями. Беседа на выявление степени музыкальности уч-ся (тест)Практика: прослушивание - для определения уровня развития вокальных данных, на выявление степени музыкальности, творческих способностей детей, проверки музыкального и ритмического слуха, музыкальной памяти; выявление сформированности звукопроизношения, дикции;определение чистоты интонирования и диапазона голоса;определение уровня развития ритмического восприятия;определение уровня развития уч-ся: музыкальной памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на произведения;Проверка артистических данных учащихся (мышления, воображения), умения владения разной интонацией (игры – пантомимы, проговаривание скороговорок с разными интонациями)Раздел 2. Вокально – постановочная работаТема 1. Вокально-певческая установка вокалистовТеория: Формирование правильной «певческой установки» (положение корпуса, шеи и головы, положение рук и ног в процессе пения «стоя», «сидя» или в движении).Знакомство с устройством и работой голосовых органов, строением голосового аппарата. Работа по презентации: «Певческая установка», «Гигиена голоса» - о правилах и советах по охране голоса.Разучивание песенки-распевки «Певческая установка».Тема 2. Певческое дыхание, диафрагмаТеория: Строение дыхательного аппарата. Виды певческого дыхания. Работа вдыхательных и выдыхательных мышц. Понятие о диафрагме. Организация правильного дыхания для воспроизведения звука (вдох через нос и рот одновременно – плавный медленный выдох через рот). Беседа о правильном певческом дыхании и его отличии от обычного, физического.Презентации: «Правила певческого дыхания», «Голос, дыхание, дикция». Показ презентации о строении дыхательного аппарата.Практика: Дыхательные упражнения на постановку дыхания:1. Дыхательная гимнастика по И.А. Стрельниковой.2. Упражнение на дыхание с голосом: «Самолёт», «Пила», «Два часа», «Комар», «Дровосек», «Пылесос».3. Игровые упражнения без голоса: «Волна», «Стены, потолок», «Щёточка», «Цветочек», «Свеча», «Насос», «Кораблик», «Шарик».4. Долгоговорки: «Как у горки на пригорке», «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь», «Дом, который построил Джек».5. Игровые упражнения на звуки: «бр-р-р», «м-м-м», «тр-р-р», «д-д-д» «на-на-ри- па-па», «ми», «рэй».6. «Игра со звуками». 7. Презентация «Дыхательная разминка», «Кем работает наш нос»Тема 3. Работа над дикцией и артикуляциейТеория: Строение артикуляционного аппарата. Понятие о дикции и артикуляции. Специфика и характер певческой дикции и артикуляции. Презентация: «Артикуляционный аппарат»Практика: Развитие речевого аппарата. Отработка чёткости речи на скороговорках. Отчётливое произношение гласных и согласных в пении. Положение языка и челюсти при пении; раскрытие рта. Фонетическое и грамматическое произношение слова. 1. Артикуляционная гимнастика.2. Зарядка для языка: «Смирно! Вольно!», «Колокольчик», «Дразнилка», «Бугорок, ямка, желобок», «Жало змеи», «Карамелька», «В пещере», «Зубочистка», «Снежинка», «Веселый художник», «Лошадка», «Иголочка», «Щёточка».3. Зарядка для губ: «Сердитая кошечка, «Расческа», «Тюрючок», «Пучок», «Пыхтелки», «Мимика»4. Зарядка для шеи и челюсти: «Маятник», «Горячая картошка», «Гармошка». 5. Игры «Пойми меня», «Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Змейка с воротцами», «Главное слово».6. «Забавные стихи». 7. Презентации: «Разминка для языка», «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о весёлом язычке».Тема 4. Развитие музыкального слуха и голоса, расширение певческого диапазона Практика: Распевание: разучивание распевок и вокальных упражнений, способствующих: развитию вокально-исполнительских навыков пения в эстрадной манере, чистому интонированию простейших мелодий; мягкой атаке звука; пению в унисон; диафрагмальному дыханию. Упражнения:1. Резонирование звука («м-м-м»), пение закрытым ртом с буквой «а» во рту. Нахождение правильной певческой позиции;2. Исполнение вокализов различными фонопедическими приемами: губной вибрацией, продуванием, на «нейтральный гласный»;3. Упражнения с поступенным движением вверх и вниз: «До, ре, ми», «Вверх идём – песенки поём»;4. Упражнения для правильного формирования гласных и согласных: пение чистоговорок «Два телёнка на лугу», «Огород»;5. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента;6. Упражнения «Пылесос», Моторная лодка», «Сирена», «Лифт»; 7. Распевание по полутонам, песенка – распевка для развития интонационных навыков «Жук», «Киса», песенка – загадка «Далеко – далеко»;8. Игра «Лесенка – чудесенка» (Малахова Л.В. «Музыкальное воспитание детей», стр. 20), игра «Звуки разной высоты» (стр.76);9. Ритмичная декламация прибауток, потешек, стихов;10. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (пение а cappella;Тема 5. Развитие чувства ритма. Метроном. Речь в движении Теория: Понятие о ритме, сильной и слабой доли. Что такое «метр» в музыке, для чего нужен метроном. Презентация «Что такое ритм».Техника безопасности работы с мячом на занятии, этапы работы с мячом, приемы работы с мячом. Практика: Разучивание ритмических рисунков с помощью хлопков. Игры и упражнения на развитие чувства ритма, слуховой памяти и внимания:1. Игра «Обезьянки и попугаи», «Барабан», песенка – игра «Похлопаем в ладоши», «Путаница».2. Ритмические упражнения: «Ритмическое эхо» (педагог – ученик)презентация «Упражнения для развития ритма»;3. Тренинг на скорость движения музыкального произведения, в зависимости от темпа музыкального произведения учащийся двигается быстро или медленно.4. Комплекс упражнений с мячом: индивидуально, в паре. 5. Музыкально-дидактические игры «Весёлый дождик», «Звонкие ладошки у нашей куклы-крошки» Раздел 3. Музыкальная азбука Тема 1. Музыкальные страна, в которой живут звукиТеория: Понятие о музыкальном звуке, знакомство с шумовыми и музыкальными звуками, основными ступенями звукоряда. Знакомство с основными элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом. Звуки первой октавы - расположение нот на нотном стане.Презентации: «Знакомство с нотной грамотой», «Где живут ноты», «Как возникли ноты».Практика: нахождение нот на клавиатуре фортепиано.1. Игра «Ноты - слоги» (придумать слова, в которых встречаются слоги-ноты). Презентация: «Волшебные нотки»2. Игры на закрепление нотной записи: «Ключ скрипичный или ключ Соль – нотной азбуки король!», «Домик ноток – нотный стан». Презентация: «Нотный дом».3. Пение звукоряда снизу-вверх и сверху вниз: игра «Семь названий знаем мы», «Музыкальная лесенка», «Песенки по лесенке».4. Расположение нот на нотном стане (работа с наглядным и дидактическим материалом): игра «Что я слышу?», «Звуки шумовые и музыкальные».5. «Игра на закрепление нот» Презентация: «Угадай ноту». Тема 2. Регистр, октава, клавиатура фортепианоТеория: Понятие «Регистр» в музыке. Виды регистров (низкий, средний, высокий). Презентация «Регистр». Знакомство с интервалом - «октава», названиями всех октав, распределение октав на музыкальном инструменте - фортепиано. Знакомство с музыкальным инструментом – фортепиано и с клавиатурой фортепиано. Практика: 1. Упражнения на укрепление мышц пальцев: «Игра с пальчиками», «Приказы пальцам» (Малахова Л.В. «Музыкальное воспитание детей», стр. 14), «Познакомимся поближе» (стр.15);2. Пение звукоряда с сопровождением (пение + игра) 3. Игры: «Клавиши – друзья», «У кого звучит дольше», «Я по-разному шагаю», «Это я – клавиша фа» (Малахова Л.В. «Музыкальное воспитание детей», стр. 36), игра «Трое из ларца» (стр. 42);4. Задания для нахождения звуков на клавиатуре фортепиано; Регистр: 1. Нахождение регистров на клавиатуре фортепиано; 2. Игры: «Слушай, думай, различай», «Кого встретил колобок?» «Музыкальное лото», «Музыкальный зоопарк»; Тема 3. Динамика вокального пенияТеория: Понятие о «динамике» - силе звучания. Знакомство с разными динамическими оттенками с помощью игровых карточек, картинок – иллюстраций.Практика: Развитие у учащихся динамического слуха: игра «Громко – тихо», «Громко – тихо запоём».1. Дирижёрские жесты: piano, forte, crescendo, diminuendo.2. Работа над филировкой звука.3.Исполнение музыкальных фраз тихо, громко, с возрастающей и ослабевающей динамикой. 4.Чтение слов песни «Весёлый музыкант». Ответь на вопрос: «Где хочется петь потише, а где погромче?» Разучивание песенки.Тема 4. Длительности нотТеория: Знакомство с длительностями нот, их счётом, понятием «музыкальный размер». Практика: 1.Прохлопывание ритмических рисунков со словами «шаг» (долгая нота), «бегать» (короткая нота).2. Обучение написанию нот с помощью карточек – иллюстраций. 3. Игры на развитие чувства ритма: «Разные слова», «Прогулка», «Дождик», «Кто кричит?», «Кого я позвала?»4. Пение песенок-прибауток «Лепёшки», «Как под горкой». Определение длительностей в песнях, прохлопывание ритмического рисунка5. Выполнение заданий: подбери подходящий ритм к представленному стихотворению6. Презентации «Ножки – ладошки» - музыкально – дидактическая игра, «Шумовой оркестр»Тема 5. Музыкальные размерыПрактика: Выполнение заданий на определение размера в мелодиях упражнений, проигрывание мелодии на клавиатуре со счётом1. Определение размера песен, расстановка тактовой черты перед каждым сильным слогом и определение, как начинается каждая фраза: с сильной или слабой доли. Отмечание каждой доли рукой. 2. Определение характера и темпа каждой песни (Барабошкина А. «Музыкальная грамота» с.55),3. Обучение показам руками доли такта (основные схемы дирижирования)4. Проигрывание мелодии песенок - попевок на инструменте, отмечая рукой сильные доли.Тема 6. ПаузаТеория: Знакомство с понятием «Пауза», изучение длительностей пауз, их счётом и написанием. Практика: Считаем паузы в упражнениях, нотных текстах. Учимся написанию пауз.Тема 7. Тон и полутонТеория: Основное понятие - «тон» и «полутон». Строение тона и полутона. Практика: Нахождение и строение тона и полутона на клавиатуре фортепиано. Слушание на слух тона и полутона. Учимся их различать. Выясняем, для чего нужны «чёрные» клавиши. Раздел 4. Слушание музыкиТема 1. «Композитор – исполнитель – слушатель» Теория: Беседа «Кто сочиняет музыку». Рассказ о композиторах, о музыкальных стилях и жанрах музыки. Изучение словаря вокальных терминов: жанр, запев, камертон, мелодия, пение, соло, дуэт, трио, квартет. Разбор музыкальной формы и мелодии песен. Форма произведения: куплет, припев, вступление. Понятие «аккомпанемента», «фонограммы». Практика: Обсуждение и анализ услышанного музыкального материала. Игра «Угадай инструмент», музыкальная викторина. Тема 2. Три кита в музыке – «песня, танец, марш»Теория: Беседа об основных музыкальных жанрах – песни, танце, марше, их отличии, характере исполнения.Практика: Слушание: М. Глинка «Полька», С. Рахманинов «Итальянская полька», П.И. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома», С. Прокофьев "Марш" из цикла "Детская музыка", русская народная песня «Калинка», М. Глинка «Попутная песня», В.А. Моцарт «Весенняя песня» (сл. К. Овербека)Тема 3. Музыка из любимых фильмов и мультфильмов: знакомство с творчеством композиторов XX– XXI вв: Шаинского В.Я., Крылатова Е.П., Гладкова Г.И. Теория: Знакомство с творчеством советских современных композиторов: Шаинского В.Я., Крылатова Е.П., Гладкова Г.И. Беседа о музыкальных произведенияхПрактика: Слушание и разучивание песен В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», «Антошка». Беседа о характере, настроении, анализ и разбор песенного репертуара. Знакомство с творчеством композитора Крылатова Е.П. Слушание «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Колыбельная медведицы». Просмотр фрагментов из фильма «Приключение Электроника» с последующим обсуждением и исполнением любимых песен. Просмотр фрагментов из мультфильмов «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Трое из Простоквашино», с последующим обсуждением и исполнением любимых песен.Слушание: Г. Гладков песен из мультфильма «Бременские музыканты»Разучивание песни на выбор учащегося. Игра «Музыкальная викторина».Раздел 5. Вокальный репертуарТема 1. Музыкально-исполнительская работа, работа с микрофономТеория: Расширение музыкального кругозора учащихся, беседа о разучиваемых произведениях, о впечатлении прослушиваемой песни, её настроении; разбор текста, непонятных слов, проникновение в образный строй произведения: темпа, динамики, характера звуковедения, интонации. Инструктаж по технике безопасности по работе с микрофоном.Практика: развитие слуха, памяти, точного интонирования разученных мелодий песен. Знакомство с новыми песнями: - показ - исполнение песни педагогом, в аудио или видеозаписи;- чёткое, грамотное и выразительное прочтение литературного текста, фиксируя внимание на дикции, артикуляции, на логических ударениях;- проработка трудных мест произведения;- разучивание песни с сопровождением;- запись песни на аудио или видео, работа над ошибкамиТема 2. Вокально – интонационная работа. Работа над выразительностью исполнения произведения Практика: Определение характера произведения, его образного строя. Нахождение в содержании песни главной мысли. Развитие умения донести до слушателя музыкальный образ. Осмысленное выразительное исполнение произведения, показ музыкального действия, динамики, кульминации. Создание и воплощение танцевальных движений, жестов, позволяющих усилить образное воздействие музыкального номера.Тема 3. Музыкально- хореографическая постановка концертного номера Практика: Работа над созданием образа песни, дополнение песни танцевальными движениями, жестами. Соединение разученных танцевальных движений и жестов с пением. Отработка техники исполнения танца, движений, жестов. Работа с микрофоном. Тема 4. Репетиционно – постановочная работа.Практика: Совершенствование навыков пения в микрофон. Отработка и выразительное исполнение танцевальных движений и жестов для музыкального произведения. Репетиция песни на сцене. Запись исполнения песни на аудио или видео запись, работа над ошибками. Раздел 6. Основы актёрского мастерстваТема 1. Основы мимикиТеория: Беседа на тему: «Мимика», «Как развить подвижность мышц лица». Разбор понятия «физиогномика» Практика: Карточки с заданиями на упражнение «Мини-история. «Маска, я Вас знаю». Этюды на перевоплощение в художественный образ через элементы актерского мастерства. Тема 2. Игры, упражнения на развитие актерского внимания и зрительной памяти.Практика: Комплекс игровых упражнений на развитие актерского внимания и зрительной памяти: «Новая вещь», «Витрина магазина», «Упражнения с хлопками» Тема 3. Игры, упражнения на развитие фантазии и воображения Практика: 1. Игры, направленные на развитие познавательных функций ребенка: воображение и фантазию, внимание и наблюдательность, произвольную память и быстроту реакции: музыкально - развивающие игры, этюды: «Зоопарк», «Разминка для лица», «Магазин игрушек», «Угадай животное», «Море волнуется», «Тень», «Мячики со словами», «Кто как сидел», «Звукоуловители», «Угадай кто это», «Превращение карандаша», «Лесная зверобика», «Прыг-скок команда», этюд «Солнышко и тучка».2. Игровые упражнения под музыку.Раздел 7. Итоговое занятиеТема 1. Итоговое занятие «Нотная азбука»Теория: Обобщение знаний и умений, полученных в течении учебного года с помощью тестирования – «Нотная азбука». Практика: Выполнение практических заданий в форме прослушивания, где проверяются:Музыкальный слух и диапазона голоса (вокальные данные); 2. Ритмический слух. 3. Отработка чёткости речи (артикуляции и дикции). 4. Артистические навыки детей. Исполнение песенного репертуара на итоговом мероприятии центра, участие в районных праздниках.Планируемые результаты освоения программыПри условии успешной реализации данной программы, ожидается общая положительная динамика в развитии ребёнка, повышение его мотивации к дальнейшему обучению и музыкальным занятиям, улучшение общего эмоционального настроя. При решении обучающих задач: 1. Вокально-постановочная работа: 1.1. Уметь правильно исполнять музыкальные звуки в пении упражнений (чисто интонировать); 1.2. Уметь соблюдать при пении правильную певческую установку;1.3. Уметь петь, равномерно распределяя дыхание на продолжительные фразы;1.5. Смогут совершенствовать речевой и вокальный аппарат;1.6. Пропевать звуки (звукоряд) в соответствующей последовательности снизу вверх и обратно; 2. Вокальный репертуар:2.1. Научатся петь чисто несложные песни в сопровождении и без сопровождения (пение a cappella) инструмента, под фонограмму (минус); 2.2. Овладеют основами эстрадной манеры пения и сценической культурой;2.2. Осознавая свои певческие возможности, научатся управлять голосом в пении;2.3. Смогут проявлять артистическую смелость и непосредственность, свою уверенность и самостоятельность;2.4. Уметь двигаться в соответствии с характером музыки;2.5. Уметь пользоваться микрофоном3. Музыкальная грамота:3.1. Знать основные элементы нотной записи: ноты, ключи, нотный стан;3.2. Знать расположение нотных звуков на нотном стане, уметь найти их на клавиатуре фортепиано;3.3. Уметь различать звуки по высоте (регистр), силе (динамика), тембру и длительности; знать названия октав, регистров, знаков альтерации.3.4. Знать названия октав, регистров, нот первой октавы; 4. Сценическое воплощение: 4.1. Смогут научиться держаться на сцене;4.2. Управлять собой, преодолевать мышечные зажимы;4.3. Иметь возможность совершенствовать свой сценический опыт, умения и навыки, приобретённые в ходе занятий, в исполнении музыкальных произведений, выступлений на концертах.5. Слушание музыки: 5.1. Смогут проявлять интерес к певческой деятельности и музыке в целом; 5.2. Эмоционально отзываться при восприятии музыкальных произведений;5.3. Уметь дать словесную характеристику звучащей музыке, определить её настроение. Различать на слух разнообразные по содержанию музыкальные произведения, и говорить о своих впечатлениях, анализировать;5.4. Уметь ориентироваться в элементарных музыкальных понятиях, терминах, жанрах;5.5. Смогут расширить музыкальный кругозор; 5.6. Смогут сказать «кто такие композиторы»;При решении развивающих задач: 1.1. Овладеть навыками общения, учебного диалога; 1.2. Смогут развить навыки самостоятельной и творческой деятельности;При решении воспитательных задач: 1.1. Проявить этические чувства, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;1.2. Смогут проявить дисциплинированность, настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный графикОрганизация образовательного процесса Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и предусматривает следующее: Срок освоения программы: 1 годРежим и продолжительность занятий: Занятия индивидуальные. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1-академический час составляет 45 мин). Занятия по музыкальному развитию проходят два раза в неделю, что обеспечивает необходимую регулярность. Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования» утвержденным директором Центра и согласованным с председателем первичной профсоюзной организации.Начало учебного года: 10.09.2021 года Окончание учебного года: июнь 2022 года Продолжительность учебного года: 38 учебных недель Форма учебных занятий: аудиторнаяФорма аудиторных занятий: теоретические и практические занятияФорма аттестации учащихся: при поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика музыкальных способностей, где проверяются ритмический и музыкальный слух, а также музыкальная память и вокальные данные. Промежуточная аттестация: представляет собой оценку качества освоения учащимися содержания какого-либо раздела программы по окончании его изучения, динамику усвоения практических и теоретических знаний, умений и навыков.может проводиться в следующих формах: наблюдение, устный или письменный опрос, итоговое или контрольное занятие /пропевание звуков, проговаривание и пение скороговорок, прохлопывание ритмических рисунков по выбору педагога/.Итоговая аттестация: 1. проводится по результатам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в целом по итогам её реализации. 2. может проводиться по формам: наблюдение, устный опрос, тестирование, творческая мастерская, итоговое занятие /тестирование, произношение скороговорок, пение упражнений, прохлопывание ритмического рисунка по выбору педагога/.2.2. Условия реализации программы1. Материально-техническое обеспечение программыНа занятиях используются следующий перечень учебного оборудования: учебные столы, стулья, ноутбук, музыкальный инструмент (фортепиано),музыкальный инструмент (синтезатор), музыкальный центр, микшерный пульт, микрофоны, стойки для микрофонов2. Информационное обеспечение: Учебно – методический комплекс для педагога:Программное обеспечение: сборник учебно-методических пособий, мультимедийные презентации, видеоролики по разделам программы. 3. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования.Формы аттестации /контроля При поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика в форме собеседования и прослушивания, для определения уровня природного дарования и развития вокальных данных, на выявление степени музыкальности, творческих способностей детей. Она состоит из: - опроса или беседы; - проверки музыкального и ритмического слуха, музыкальной памяти; - выявление артикуляционных возможностей детей;- определение певческого диапазона учащихся; - выявление степени эмоционально - нравственной отзывчивости, уверенности, артистичной смелости, непосредственности. Промежуточная аттестация: представляет собой оценку качества освоения учащимся части программы за полугодие; может проводиться в следующих формах: наблюдение, тестирование, устный опрос, творческая мастерская, музыкальная викторина, итоговое или контрольное занятие, дидактическая игра /пропевание звуков, слогов, слов в скороговорках, попевках на выбор педагога, прохлопывание ритмических рисунков в стихотворных текстах и упражнениях, нахождение музыкальных звуков на клавишах инструмента (фортепиано)/. Промежуточная аттестация по разделам программы: Промежуточная аттестация представляет собой оценку качества освоения учащимися содержания какого-либо раздела программы по окончании его изучения, динамику усвоения практических и теоретических знаний, умений и навыков.Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: наблюдение, устный или письменный опрос, творческая мастерская, музыкальная викторина Итоговая аттестация: проводится по результатам освоения программы в целом где определяется уровень знаний, умений и навыков учащихся. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – контрольное занятие, на котором учащиеся выполняют теоретическую (тестирование) и практическую части, где кроме исполнения своих музыкальных произведений, проверяется музыкальный и ритмический слух, диапазон голоса, даются задания для артикуляционного аппарата и дикции. 2.4. Оценочные материалыКритерии оценки уровня, знаний, умений и навыков по дополнительной общеразвивающей программе «С песенкой по лесенке»В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения учащимися общеразвивающей программы: высокий, средний, низкий. высокий уровень – учащийся освоил весь объём знаний на 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, не допустил ошибок; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, без помощи педагога; средний уровень – объем заданий выполнил не менее чем на 60-89% правильно; ребёнок с помощью педагога после небольшой подсказки выполняет не менее 60-89% заданий правильно, может допустить ошибки в ритмических заданиях, пропевании звуков и нахождении звуков на клавиатуре, но тут же исправить данные ошибки. низкий уровень – учащийся выполнил менее 60% заданий правильно. После любой помощи педагога ребёнок не может выполнить ряд заданий, либо выполнил менее 60% заданий правильно, наблюдается неуверенность в выполнении и пении упражнений.Практические умения и навыки (исполнение репертуара): высокий уровень - ставится учащемуся в том случае, если он продемонстрировал художественное исполнение репертуара, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. средний уровень - учащийся получает, если продемонстрировал: грамотное исполнение репертуара с небольшими недочетами (небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств); низкий уровень – ставится учащемуся, если он продемонстрировал исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неточное интонирование мелодии своего исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением. Результаты оформляются в карте теоретических и практических умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и фиксируется в папке «Диагностические материалы». Сравнение результатов позволяют сделать вывод о промежуточных и итоговых знаниях и умениях учащихся в целом. 2.5. Методические материалы Материально-техническое обеспечение программыМетоды, приемы и формы реализации программы Методика преподавания включает разнообразные формы, методы и приёмы обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач. Методы обучения, применяемые в реализации программы «С песенкой – по лесенке». На занятиях применяются наглядные, словесные и практические методы обучения.словесные: рассказ, объяснение, беседа педагога с практической, исполнительской деятельностью ребенка. наглядные: демонстрация дидактических материалов, видеофильмов;практические: работа с аудио- и видеоматериаламиНаглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. Беседа на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Это могут быть иллюстрации, репродукции, портреты композиторов и поэтов к разделам «Слушание музыки», «Музыкальная азбука», раздаточный и дидактический материал к разделу «Вокально -постановочная работа». В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия.К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Открытые итоговые занятия - концерты: проводятся по завершению учебного года, демонстрируются положительные результаты деятельности творческого объединения. Занятия проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей. Выбор методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания занятия, от уровня развития детей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, репродуктивный. Каждое занятие строится по схеме:настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;дыхательная гимнастика;речевые упражнения, распевание;пение вокализов, работа над произведением;анализ занятия, задание на дом. В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 10 минут. В некоторых случаях время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (2-3) песнями, различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребёнком. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.Вместе с традиционными методами на занятиях используются активные методы обучения: метод эвристических вопросов, игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций и др. -объяснительно-иллюстративный: объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала; проблемный: педагог помогает в решении проблемы; эвристический: изложение педагога + творческий поиск обучающихся; - метод эмпатии (сопереживания, сочувствия): направлен на формирование доверия и понимания, оказание помощи поддержки в затруднительных ситуациях; метод развития мотивации и стимулирования – направлен на пробуждение у ребёнка желания быть творчески активным, открытым, успешным. Осуществляется с помощью проявления положительного внимания к ребёнку, заинтересованного обсуждения его работ, создания «ситуации успеха», искренней похвалы и деликатной критики. Педагогические технологии. В ходе реализации образовательной программы используются разнообразные методики обучения музыке, современные образовательные технологии. Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.Вокальная педагогика учитывает, что каждый ребёнок есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Приоритетными в работе творческого объединения являются здоровьесберегающие технологии, среди которых: «Фонопедический метод развития голоса» профессора В.В. Емельянова (для развития здорового, сильного выразительного голоса во всех возрастных диапазонах); комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой и др. Широко используются игровые технологии. Начиная с дошкольного возраста, игра является основным видом деятельности, в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта ребенка, помогает пополнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации занятий значительно повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Неотъемлемым условием работы с современным вокальным коллективом является использование информационно – коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Запись голоса - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства. Использование фонограмм (-) и (+). Для записи фонограмм используются разнообразные компьютерные программы – секвенсоры (например, Cakewalk Pro Audio и CubaceVST), звуковые редакторы (Saund Ford, WaveLab, Samlitude и др.). Запись компакт-дисков производится с помощью программ (Nero Burning ROM и.др.) Для плодотворной самостоятельной деятельности учащихся привлекаются возможности интернета (для сбора, анализа информации, знакомства с видео и аудио материалами и др.) Данная работа организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные сайты). Это расширяет возможности обучения и развития детей, создаёт эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения. Платформой для работы с интернет ресурсами являются сайт, аккаунты и группы в социальных сетях. Кроме этого на занятиях эстрадного вокала используется синтезатор, микрофоны, микшерный пульт, музыкальный центр, компьютер. Методические и дидактические материалы:- сборники нотных и песенных материалов;- сборники практических материалов:- «Развитие вокальной импровизации у детей на занятиях по вокалу»- «Постановка певческого голоса в процессе обучения пению»- «Комплекс упражнений по постановке вокального дыхания на занятиях по вокалу»- «В мире музыкальных инструментов»- «Игровая деятельность в музыкально – творческом развитии младших школьников»; - «Музыкальное развитие учащихся на занятиях по вокалу» (сборники для учебных занятий);дидактический и наглядный материал по разделам программы;разработки отдельных занятий, игр, концертных программ, праздников;памятки-рекомендации, анкеты для родителей;аудио- и видеотека и т.д. Взаимодействие с родителями. В творческом объединении осуществляется взаимодействие с родителями через индивидуальные консультации, тематические лектории, проведение совместных праздников с детьми. Используется также форма заочных консультаций для родителей: по наиболее типичным вопросам («Охрана детского голоса», «Мутация голоса. Как реагировать?», «Занимаемся дыхательной гимнастикой с ребёнком» и пр.), подготовлены памятки-рекомендации, которые выдаются на руки.Родители, в результате использования разнообразных форм работы с ними:понимают изменения, происходящие с детьми в процессе развития;проявляют заинтересованность в занятиях ребенка;расширяют знания в области воспитания детей;принимают активное участие в творческих процессах коллектива. Концертная деятельность. Учащиеся исполняют произведения на площадках разного уровня, в рамках конкурсов, фестивалей, праздничных программ, посвященных памятным датам и пр. Это создаёт условия для самореализации учащихся. Подбор репертуара является важным аспектом на всех этапах обучения, т.к. вокальное воспитание и развитие происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. При подборе репертуара учитываются следующие критерии: трудность произведения с точки зрения исполнения, соответствие возрасту, воспитательный потенциал текста, эмоциональность.2.6. Список литературыдля педагогаДмитриев Л.И. Основы вокальной методики: Учебник/ Л.И.Дмитриев – Москва: 2015г.-368с. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Учебное пособие/ В.В. Емельянов – Мосва. 2002г.-72с. Иванова О., Кузнецова И., Новый музыкальный букварь [Текст]: учебно -методическое пособие, изд. 4-е, Ростов – на – Дону «Феникс» 2018.Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст]: учебно-методическое пособие ОУДОД, руководителей образовательных учреждений / В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2018. -288с. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: хрестоматия муз. материала: 2 кл.: пособие для учителя изд. [Текст]: – М.: Просвещение, 2015. 128с.Леман, Л. с нем. Александрова Н.А. Моё искусство петь [Текст]: методическое пособие/ Л. Леман . - СПб.: «Лань», 2014.- 240 с.7. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей школьного возраста [Текст]: методическое пособие / Л. В. Малахова – Ростов Д.: Феникс, 2018. – 141с. Морозов, Л.Н. Школа классического вокала [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Морозов. СПб.: Планета Музыки, Лань, 2018. - 48 с.8.Плужников, К. Механика пения. Принципы постановки голоса [Текст]: / К. Плужников СПб.: Лань, Планета музыки, 2011. Смелкова Т.,Савельева Ю. Основы обучения вокальному искусству [Текст]: учебное пособие / Т.Смелкова, Ю.Савельева - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014-160 с. для учащихся1. Алчевский Г., Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса. Учебное пособие. [Текст]: / Издательство: Лань, Планета музыки – 2014г.2. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов. Издательство: АСТ серия: Голос, 2015г.3. Ёлкина, Н. В., Тарабарина, Т. И. Пословицы, поговорки, скороговорки [Текст]: / Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль, «Академия развития», 2019. 4. Кошмина И. В. Музыкальный букварь.- М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2015. – 64с.5. Медушевский, В. В. Очаковская О.О., Энциклопедический словарь юного музыканта [Текст]: / В. В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2010. – 352с.