Формирование экологических знаний учащихся на уроках технологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование экологических знаний учащихся на уроках технологии
Автор: Матвеева Людмила Борисовна
Экологические аспекты воспитания на уроках технологииВоспитание – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Одной из приоритетных задач воспитания в условиях надвигающейся экологической катастрофы является повышение экологической культуры граждан всех возрастов и профессий. Важную роль в решении данной задачи играет школа. Ведь именно в школьном возрасте формируется устойчивое экологическое мышление человека, закладываются многие привычки, которые сопровождают человека всю его жизнь. Не случайно основной целью образовательной области «Технология», является формирование у учащихся технологической культуры школьника - культуры преобразующей, творческой, природосообразной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и, в том числе, её грани экологической культуры. «Технология» является интегративной образовательной областью, синтезирующей научные знания из предметов естественного и гуманитарного циклов и показывающее их применение в практической деятельности. Экологическая проблематика находит отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе - ответственность за её охрану и рациональное использование ограниченных природных ресурсов. Экология - это комплексная дисциплина, синтез научных, гуманитарных, общественных знаний в рамках системы «человек - природа – общество». Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она неразрывно связана с бережным отношением к ней, с личной ответственностью каждого за её сохранность. Экологическое образование и воспитание призваны привить молодежи правильный взгляд на взаимоотношения человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага, содействовать выработке экологического мышления и сознания.Использование на уроках технологии природного материала является одним из важнейших аспектов экологического воспитания школьников. Это путь приобщения к природе, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. Выполнение различных поделок из природных материалов развивают творческие способности, образное мышление, глазомер, аккуратность, моторику рук. Постепенно, шаг за шагом, обучающиеся начинают осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого.Природа дает самый разнообразный материал, возможности использования которого, поистине безграничны. На сегодняшний день большую ценность имеют поделки, изготовленные своими руками. А вследствие экологичности поделки из природных материалов особенно популярны.В необычном камешке, в шишке, в красивом осеннем листочке дети учатся находить образы фантастических и сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления. Подготовительный этап всегда сопровождается экскурсиями в парк, лес. Дети с удовольствием находят интересные веточки, цветы, листья… Необходимо во время экскурсий на природе напоминать обучающимся о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения. Дети приносят из дома всевозможные природные материалы: семечки, крупу, мох, шишки, яичную скорлупу… Затем происходит процесс подготовки материалов: сортировка, сушка, окраска…Осенью мы ежегодно выполняем поделки из привычных овощей и фруктов. Конечно, они не так долговечны, как изготовленные из сухих материалов, но всё равно смотрятся очень забавно и обучающиеся с интересом выполняют творческие работы из овощей. Сама природа все превращает в новые формы за короткий срок — сезон. Исчезают опавшие листья, сухая трава, цветы, не загрязняя окружающую среду отходами. Их, отходы, создает человек в процессе хозяйственной деятельности. Учиться у природы организовывать свою работу и жизнь просто необходимо. А это и есть — учиться решать экологические проблемы интерьера и сувениры – всё это можно создать самим из природных материалов.Наряду с природными учащимся предлагается широкий спектр материалов, которые в своем многообразии составляют нетрадиционные, так называемые бросовые. Именно из них создается большое количество бытового мусора, который, находясь в природной среде, загрязняет ее, портит внешний вид и создает экологические проблемы. Эти материалы становятся объектом изучения на уроках труда. Одним из условий сохранения чистоты окружающей среды является снижение количества бытовых отходов, которые в настоящее время окружают нас повсюду. На уроках технологии реально создать условия для творческого подхода учениц к созданию изделий декоративно-прикладного искусства из вторичного сырья. Спектр применяемых материалов из вторичного сырья необычайно широк. Это и обрезки, остатки материалов, пряжи, ниток, бумаги, тесьмы… Традиционно мы используем декорирование использованных банок, бутылок, одноразовой посуды, компакт-дисков и т.д. У девочек формируется понятие о том, что такие изделия при утилизации разлагаются очень долго, что вредит окружающей природе, поэтому «вторая жизнь» старых вещей улучшит экологическую обстановку. Все уроки обязательно сопровождаются просмотром видеофильмов, презентаций о технологии производства ткани, бумаги, пластмассы… Это способствует формированию у школьниц бережного и экономного отношения к материалам. Ведь вторичное использование бумажной продукции поможет спасти не одно дерево, остатков ткани и пластика – сохранить воздух и воду более чистыми. Экологическому воспитанию учащихся на уроках технологии способствует включение учащихся в проектную деятельность. В 2013-2014 учебном году дети нашей школы под руководством учителей Драчук Н.В. и Кривощековой Е.В. работали над проектом «Мы против мусора». Ребята проводили различные экологические акции, субботники, выставки, внеклассные мероприятия. Педагоги, дети и родители создали удивительную коллекцию одежды из вторичных материалов. Для ее создания мы использовали старые газеты, полиэтиленовые пакеты, пустые коробки, пробки, упаковочную бумагу … Выступление театра моды «NEXT – 2013» было оценено по достоинству, мы заняли почетное 2 место в районном конкурсе агитбригад «Я живу на красивой планете».Сам процесс работы над проектом был детям очень интересен и полезен. Это дало возможность нам всем систематизировать нашу работу по охране окружающей среды, увидеть ее результат и приобщить к этому еще больше людей.Формирование у детей ответственного отношения к окружающей среде процесс длительный и трудный. Основой экологического воспитания детей должно быть знание законов живой природы и понимание того, как надо жить, чтобы не нарушать гармонии в природе. Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, сохранять и улучшать природную среду.Введение элементов экологической подготовки повышает значимость технологического образования. Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Созданная собственным разумом и изготовленная своими руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.