Сохранение экологии по произведению А. Игебаева "Говорит Земля"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сохранение экологии по произведению А. Игебаева "Говорит Земля"
Автор: Петрова Ангелина Максимовна
УДК 82Петрова Ангелина Максимовна2 курс, профессия: Повар, кондитер. Базовая подготовка (ПК-211)ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж(г.Нефтекамск, Россия) Сохранение экологии по произведению А. Игебаева «Говорит Земля»Аннотация: в работе ведется анализ произведения А.Игебаева «Говорит Земля». В данном произведении описываются события с самого зарождения Земли до наших времен и влияние на нее со стороны людей. Как люди жаждущие денег, славы и власти, своими действиями уничтожают нашу Мать-Землю, какие последствия грозят нашей планете. Поэма предупреждение, что может достаться нашим будущим поколениям. Ключевые слова: загрязнение, войны, добыча полезных ископаемых, вражда между людьми, прогнозирование. Произведения о природе Башкортостана – элемент, без которого сложно представить себе музыку и литературу нашего края. Уникальные красоты республики испокон веков служили источником вдохновения для выдающихся писателей и композиторов, воспевались ими в своих произведениях. Существуют рассказы, стихотворения, музыкальные композиции, которые позволяют зарядиться энергией живой природы, буквально не покидая собственного дома. Все мы знаем, что человек связан с природой. Под ее влиянием образовывалось общество, развивались личности и искусство. Но и каждый человек тоже оказывает влияние на природу, вот только оно не всегда положительное. Проблема защиты природы актуальна во все времена. Многие писатели и поэты Башкортостана затрагивают данную проблему в своих произведениях. Художественная литература, затрагивающая природу, глубоко воздействует на чувства студентов. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность. Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно это, подвигло нас выбрать данную тему нашей исследовательской работы.Одним из ярких представителей башкирской поэзии является Абдулхак Игебаев. Его поистине можно назвать певцом голубого Ирандека. За свою творческую жизнь он опубликовал более 30 книг. Темы, которые он воспевал, – это романтика любви, молодости, любовь к родному языку и своей малой родине. Он никогда не отрывался от родной земли, Баймака. Именно его многоликий талант мы отразили в логико-смысловой модели жизни и творчества А.Игебаева (см. Приложение). Поэтому основываясь на его поэму «Говорит Земля», мы хотим рассмотреть проблемы защиты природы.Актуальность. В последние годы в нашей республике много внимания уделяется бережному отношению к природе. В средствах массовой информации встречаются сообщения о том, что люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам. Поэтому нам очень важно на примере художественного произведения башкирского автора, а именно на примере патетической поэмы Абдулхака Игебаева «Говорит Земля», выработать у студентов бережное отношение к ней.Цель проекта. Познакомиться с данным произведением, выявить отношение к экологическим проблемам современности и формировать экологическую культуру под влиянием поэтического слова.Объект исследования: патетическая поэма Абдулхака Игебаева «Говорит Земля».Предмет исследования: формирование бережного отношения к природе на примере художественного произведения башкирского писателя А.Игебаева.Методы исследования: анализ художественного произведения.Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач: -проанализировать отрывки художественного произведения, в котором поднимается вопрос о бережном отношении к природе;-на основе материала произведения выработать у студентов стойкое убеждение в необходимости бережного отношения к природе;В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём изучение художественного произведения А.Игебаева, в котором раскрывается бережное отношение к природе, то сумеем сформировать у студентов бережное и заботливое отношение к природе, формировать активную гражданскую позицию, ощущать себя частью природы.Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы со студентами по привитию им бережного отношения к природе.Назрело множество экологических проблем. И Абдулхак Игебаев в патетической поэме «Говорит Земля» от имени нашей планеты, обращается к своим детям, людям:Слушайте мать!Слушайте мать!Время пришло, Дети Земли!С каждым из васС глазу на глазЕсть разговор – Вы подросли!Тем самым показывается, что мы дошли до края, что катастрофическое потепление и сокращение озонового слоя планеты, эрозия и разрушение плодоносного слоя почвы, загрязнение атмосферы, вырубка лесов, сбросы в водоёмы химических отходов и многие другие проблемы нужно решать немедленно!Затем рассказывается о зарождении жизни на земле, появление огня…Материки, материки!...Я вам дала с материнской рукиВ вашу ладонь первый огонь,Как вы сперва были робки!С развитием научно-технического прогресса рождается новый взгляд. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Человек, вооружённый мощной техникой, возомнил себя царём природы, её покорителем и преобразователем. Такое практическое, а иногда просто преступное отношение к природе привело к тому, что ради материальной выгоды человек загубил и разрушил её. Поставил её на край гибели, тем самым создав угрозу и своему собственному существованию. А ведь мы должны о ней заботиться. Эта мысль звучит в следующих строках:Пишет История летопись, вновьВремя гоня, как степного коня…Вспомню иную эпоху – как кровь,Магма клокочет в груди у меня.Сколько воителей черный победЖгли мое тело, терзали в огне?Сколько потом обездоленных летШрамы войны заживали на мне?или жеГаз ядовитый в горле моем.Я задыхаюсь, - что за напасть!Порой небольшие пейзажные зарисовки оказываются особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе:Да, чередуются время в году:То снегопад, то ручьи – на луга,Ходит за летом осень в саду,За листопадом – снова снега.К сожалению, многие люди глухи к красоте мира, в их чёрствых душах она не находит отклик, природа для них - источник наживы или место буйного веселья, таких в поэме автор называет «пасынками»:Щели прорыты, вырыты рвы,Роют под сердце мое блиндажи.Нет, не сыны мне, а пасынки – вы,Те, кто купается в деньгах и лжи!Не про людей, а про металлВсе их заботы – знаю сама.Так же поднимается вопрос влияния войны на природу. Как бы, не объясняли люди причины войны, какие бы добрые намерения не приводили в качестве аргументов, для природы и экосистем нет, и не может быть «благородных» или «неблагородных» войн. Любая война с точки зрения природы, равнодушной к человеческим страстям и желаниям, — это нарушение сложившегося баланса, разрушение мест обитания и гибель живого:Сколько сынов самых честных моихПало в полях и осталось лежать?Без вести сколько кануло их,Мать обрекая ждать их и ждать?Сколько веков длились бои?!Сколько летало стрел и свинца?!Мертвым не спится, дети мои!Пепел стучится в ваши сердца!Мы считаем, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без березовых рощ, без богатства рек и морей?! Вот поэтому, мы, совершенно согласны с А.Игебаевым: природа и нравственность соединены одной линией жизни:Сколько веков длятся бои,Сколько сынам я шептала: - Держись!А, умирая, дети моиВдруг вспоминали: Мать – это жизнь!Кроме того, считается, что наибольший вред экологии могло бы нанести массовое применение ядерного оружия. Таких прецедентов ещё не было в истории, если не считать различных ядерных испытаний и бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки в годы Второй мировой. Это все отражается в данных стоках:Хочет безумец, кнопку нажав, В ночь обратить ликование дня,В щебень-жилища,рощи-в пожар,В пепел вселенной – вас и меня.Пусть остается только в быломСтрашная память всех Хиросим.Все на планете бомбы – на слом!В своей поэме писатель призывает к миру между всеми людьми, проживающими на нашей земле, напоминая, что мы все дети одной матери – нашей земли:Белый ли ты,Черный ли ты,Желтый ли – Стройте для дружбы мосты!Дороги вы одинаково мне,Если вы дети высокой мечты.И только в единстве мира, людей видит автор наше спасение, наше прекрасное будущее с природой:Чтоб не устали петь соловьи,Пусть и влюбленные будут сильны.Наше спасенье в единстве друзей…Вместе с тем, перечисляется, какие дары может дать нам природа, наша земля, за наше доброжелательное отношение к ней:Если посеете горстку семян,Я приумножу их в тысячу раз,Если воткнете хоть саженец в грунт,Лесом его обращу ради вас.Если в отаре ягненок рожден,Буйной травой я взойду на лугах,Если задумали выстроить дом,Лягу фундаментом в ваших ногах…Против варварского уничтожения деревьев со строчек поэмы звучит призыв писателя, который стремится пробудить в читателях ответственность за будущее, которое в руках каждого из нас:Кто это вывел любви именаНа тополином стволе, как пером?Кто пополам на глазах у меняТополь влюбленных рассек топором?Первый – мне сын и герой, а второй –Пасынок, злобой рожденный в ночи.Природа для Абдулхака Игебаева – не просто среда обитания, она источник доброты и красоты. Писатель хочет сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучие:Жизнь бестревожнуюИмОтстоим!Я – Мать,Я забочусь о них,Ваших братишках и сестрах меньших.В ходе нашего исследования нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и вопрос об отношении к Родине. Такие произведения, как патетическая поэма А.Игебаева «Говорит Земля» способствует развитию у студентов любви и бережного отношения к природе. Надеемся, изучая такие поэмы, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и, главное, не будем забывать отвечать на благодарность благодарностью. Ведь действительно от чистоты души человека зависит чистота нашей Матери – природы, будущее нашей любимой республики, будущее страны.Литература:Игебаев Абдулхак. Горсть земли родной. Стихи и поэмы. Перевод с башкирского. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.Список литературы:Игебаев А. Катится жизни клубок : стихи, поэмы, кубаиры (башк.). — Уфа : Китап, 2000. — 463 с.ПриложениеАНКЕТА АВТОРА