Современные подходы и концепции воспитания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы и концепции воспитания
Автор: Кузнецова Ирина Владимировна

В современной отечественной теории воспитания выделяют следующие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический и другие. Выбирая то или иное направление, педагог должен быть уверен, что оно будет способствовать достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, так как считают возможным создание групп с примерно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников и повысить при этом эффективность учебно-воспитательного процесса. Другие предпочитают системный подход, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи считают, что можно добиться успеха только тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся использовать личностно-ориентированный подход в своей деятельности. Анализ воспитательной деятельности педагогов показал, что их деятельность строится не на одном, а на основе нескольких подходов. При этом они должны не противоречить, а дополнять друг друга. В этом случае можно говорить о формировании стратегии воспитательной деятельности и предоставлении возможности выбора направления действий в данной конкретной ситуации и в определенный промежуток времени.Анализ литературы по истории и по теории педагогики показывает, что в человеческом обществе на протяжении веков можно видеть два глобальных направления, типа образования, воспитания: первое авторитарная школа, школа послушания и второе - гуманная школа, школа свободы. Наличие этих типов воспитания прослеживается как в мировой истории образования и педагогики, так и в современных школах. История школы показывает сосуществование, а в определенные периоды и противостояние этих моделей образования. Если изначально преобладает авторитарная система, то на рубеже 19- 20 веков многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике. Концепция системного построения процесса воспитания был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!». Ее авторами являются известные ученые В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Излагая свое понимание воспитания и его сущности, авторы подчеркивают, акцепт что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от назидательности. Вместо этого выдвигаются на первый план различные методы общения, совместный поиск истины, разнообразная творческая деятельность.Авторы концепции полагают, что в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А.Караковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно выпуск к своим условиям и возможностям.Концепцию самовоспитания школьников разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко.Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации форма самовоспитания школьников». Главную роль в становлении личности человека, по его мнению играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.Педагогическая концепция каждого педагога это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых дробь растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета педагог должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. У каждого педагога есть своя концепция воспитания. Но идеальная концепция – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто ему не может помешать.