«Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества младших школьников в групповой проектной деятельности»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества младших школьников в групповой проектной деятельности»
Автор: Субботина Елена Александровна

Субботина Елена Александровна
МБОУ СОШ № 43
Г. Новосибирск
Исследовательская работа на тему: Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества младших школьников в групповой проектной деятельности
Для того чтобы начать опытно-экспериментальную работу по развитию навыков сотрудничества младших школьников в групповой проектной деятельности, была проведена диагностика уровней развития навыков сотрудничества младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось в условных классах начальной школы: в классе КК (22 учащихся) и в классе ЭК (22 учащихся).
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялись следующие диагностические методики:
1. Методика оценки уровня сформированности умения осуществлять учебное сотрудничество, разработанная А.М. Щетининой и М.А.Никифоровой. Методика основана на данных педагогического наблюдения. В процессе наблюдения фиксируются результаты по каждому оцениваемому навыку сотрудничества по шкале от 1 до 5 баллов, ранжированных по степени частоты проявления навыка в ситуации учебного взаимодействия. Наблюдение производится во время учебного процесса. Наблюдение оценивалось по трем блокам:
1. Коммуникативные качества личности, которые составляют основу формирования навыков сотрудничества:
Эмпатийность: проявление ребенком любых эмоций, связанных с моментом общения (принимает чужое мнение, очень заинтересован в ответе другого на вопрос, имитирует жесты или мимику собеседников, готов прийти на помощь).
Доброжелательность: ребенок заинтересованно слушает собеседника; не участвует в конфликтах, не провоцирует их, либо уходит от конфликта, предвидя его.
Непосредственность: ребенок открыто говорит о своих действиях.
Открытость: ребенок проявляет активность в общении с учителем, с одноклассниками.
Конфронтация: ребенок умело выражает свою точку зрения, без конфликтов, может доказать свою позицию, убедительно говорит о своей правоте.
Инициативность: ребенок первым вступает в диалог при общении.
2. Организаторские умения в ходе учебного сотрудничества:
учащийся выступает организатором, инициатором учебного взаимодействия;
учащийся – лидер в учебной деятельности;
учащийся способен разрешать конфликты, возникающие между другими учащимися.
3. Перцептивные умения – развиты навыки понимать эмоции другого человека, умение проявлять и принимать сочувствие, поддержку.
По полученным данным можно заключить, что в большей степени по всем блокам навыков сотрудничества в учебном взаимодействии у наибольшего количества учащихся - средний уровень. Данные, представленные в таблице, говорят о том, что многие учащиеся нуждается в систематической, целенаправленной работе по развитию различных навыков сотрудничества. Основные проблемы - в неумении учащимися организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного сотрудничества с одноклассниками.
По итогу подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития сотрудничества в процессе учебного взаимодействия учащегося:
116–145 баллов – очень высокий,
87–115 баллов – высокий,
58–86 баллов – средний,
29–57 баллов – низкий.
2. Методика Ковер (автор Р.Овчарова). Цель методики: оценить уровень сформированности навыков сотрудничества в учебном групповом взаимодействии.
Как проводится: проводится коллективно на уроке. Педагог распределяет детей на произвольные команды (по желанию, по считалочке, по дням рождения по временам года и т.д.), на столах для каждой команды разложены одинаковые наборы различных геометрических фигур разного цвета (квадраты, прямоугольники, параллепипеды, овалы, окружности любых диаметров и др.). Далее внимание уделяется заданию - каждой команде составить из предложенных фигур общий ковёр (дополнительно рассматриваются уже готовые образцы ковров, для наглядности).
Инструкция: Для моделирования собственных ковров, нужно работать дружно и слаженно.
Как оценивается: в процессе коллективной работы учитель проводит наблюдение, записывает следующие показатели навыков сотрудничества:
взаимоконтроль при выполнении деятельности совместно со одноклассниками;
способность сотрудничать, достичь общей цели;
плодотворность при совместной деятельности;
помощь другим при совместной деятельности;
выражение эмоций в процессе совместной деятельности.
Обработка результатов: в протоколе указывается цвет, выбранный для ковра, контроль и взаимопомощь за деятельностью сверстников, есть ли схожесть действий детей в процессе общения. На основании перечисленных показателей можно определить уровень развития навыков сотрудничества.
Оценка показателей:
Высокий уровень навыков сотрудничества: учащиеся могут прийти к единому мнению в выборе узора, поэтому их узор аккуратен, симметричен. Дети помогают друг другу при совместной деятельности. Настроение у всех позитивное.
Средний уровень навыков сотрудничества: узор не совсем симметричен, отдельные признаки (форма/цветовая гамма нескольких деталей) похожи, но есть и видимые различия.
Низкий уровень навыков сотрудничества: у школьников нет договоренности в действиях, в узорах есть значимые различия. Дети не идут на контакт друг с другом, делают так как считают нужно, не учитывая мнения остальных.
Шкала оценивания: 0 баллов ставится за полное отсутствие умения осуществлять учебное взаимодействие; 1 балл ставится за слабую сформированность умения; 2 балла за среднюю степень сформированности умения; 3 балла за высокую степень сформированности умения.
3. Методика Кто прав? (модифицированная методика Цукерман Г.А.).
Оцениваемые действия: действия, направленные на учет позиции собеседника (индивидуальное обследование ребенка)
Как проводится: ребенку предоставляются тексты по очереди, задаются по ним вопросы.
Инструкция: Пожалуйста, прочти по очереди тексты, ответь на вопросы в них.
Задание 1. Коля нарисовал красками большого динозавра, показал рисунок друзьям. Саша воскликнул: Какая красотища!. А Дима проговорил: Ну и уродство! Как ты считаешь, кто прав? Почему так сказали Дима и Саша? Что в этот момент думал Коля? Что мог бы ответить Коля своим друзьям? А если бы ты оказался на месте Коли, Саши, Димы, то что ответил бы ты? Почему именно так?
Задание 2. Три школьные подруги, Вера, Маша и Оля, собрались выполнять домашние задания вместе. В первую очередь нужно нарисовать рисунок, - сказала Вера. Это подождет, сначала надо заполнить таблицу по окружающему миру, - предложила Маша Нет, нет и нет, сначала выучим правило по русскому зыку и сделаем упражнение, - сказала Оля. Как ты считаешь, кто прав? Почему именно так? Как могли бы пояснить свой выбор каждая девочка? Как считаешь, с чего им лучше начать?
Задание 3. Два друга поехали покупать подарок своему общему другу на день рождения. Мы купим ему шахматы, - сказал Марк. Не очень подарок, давай лучше купим набор конструктора, - предложил Ваня. . Как ты считаешь, кто прав? Почему именно так? Как мог бы пояснить свой выбор каждый мальчик? Как считаешь, что им лучше выбрать? А что бы ты предложил купить на день рождения? Почему именно это?
Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодолен/непреодолен эгоцентризм), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной, понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,∙понимание относительности оценок или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать собственное,∙ учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
4. Методика Совместная сортировка (Бурменская Г.В.)
Оцениваемые действия: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация, работа учащихся в классе парами).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Как проводится:ребятам, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: Ребята, у вас на столах лежат наборы разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так.
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
умениедоговариватьсяв ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
взаимоконтроль и взаимопомощьпо ходу выполнения задания;
эмоциональноеотношениек совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
низкий уровень– задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
средний уровень– задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 лишних (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
высокий уровень– в итоге фишки разделены на четыре кучки: общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек); кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек); кучка с лишними элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных прав на обладание четырьмя фишками; детиконтролируют действия друг другав ходе выполнения задания.
Далее была проведена работа по развитию навыков сотрудничества в групповой проектной деятельности, а именно:
На формирующем этапе было проведено внедрение проектной деятельности в практику учителя начальной школы как форму развития навыков сотрудничества младших школьников.
При помощи директора, завуча по начальной школе, была организованна и проведена беседа с классными руководителями 3 А и 3 Б классов. Было выявлено, что учителя сталкиваются с такими проблемами как: проявление агрессии детей при взаимодействии друг с другом, нежелание учиться, отсутствие или нехватка навыков сотрудничества при взаимодействии. Исходя из этого, на формирующем этапе учителям были предложены, а затем были проведены следующие мероприятия:
Проведение бесед с учащимися на классных часах (для обоих классов), на темы: Что такое агрессия?, Мое настроение, настроение других – от чего оно зависит?, Ты и я – классная семья!, Делаем вместе, делаем дружно!;
Оформление классного уголка по отдельным, новым пунктам: Наш класс – наши правила, Посмотри – это мы!, День рождения – классный праздник!;
Оформление стенда самооценивания настроения Эмодзи настроений;
Разработка проектов совместно с классными руководителями (учитывая особенности всех учащихся), их реализация;
Подведение итогов о проделанной работе (выступление с докладом на методическом объединении учителей начальной школы).
Также была проведена работа с родителями при организации проектной деятельности: проведены родительские собрания, беседы, где были озвучены цели и задачи проведения проектной деятельности, определены роли родителей в совместной деятельности (помощь в изготовлении афиши, пригласительных, костюмов для спектакля и т.д.). Работа с родителями помогла при организации проектной деятельности.
Исходя, из всего вышесказанного, были выделены задачи для успешного проведения проектной деятельности:
Заинтересовать обучающихся в достижении успеха в совместной деятельности;
Заинтересовать всех участников проектной деятельности выбором темы проекта;
Провести инструктаж до начала и в процессе работы над проектной деятельностью;
Определить роли и функции для всех участников проектной деятельности (распределение ролей; определить, кто является лидером в группе, кто исполнителем; согласовать действия по распределению ролей и функций со всеми участниками проектной деятельности, учитывая мнение и желание каждого).
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На первом этапе было необходимо заинтересовать ребят в достижении успеха в совместной деятельности, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: Почему эти предметы находятся вместе?, Их делают из дерева?, А как их делают? дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.
Затем мы определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациям к специалистам ДОО. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).
Были проведены беседы и консультации с родителями, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также предлагалась выполнение заданий, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями. Так как проект называлсяОткуда пришла книга и для чего она нужна людям, родителям было необходимо создать свои собственные книжки совместно с детьми на различные лексические темы актуальные в данной возрастной группе. Темы приблизительно были следующие: Времена года; Цветы; Машины; Домашние животные и т.д.
Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет).
Были организованы и проведены экскурсии в книжный магазин, в типографию, в библиотеку, в соответствии с планом проекта. Огромное удовольствие все участники проекта получили от экскурсии в библиотеку.
На данном этапе проведения эксперимента нами так же были проведены:
Познавательные занятия: Книга на все времена, Откуда книга к нам пришла, Книга – кладовая знаний.
Творческие рассказы;
Чтение художественной литературы;
Конкурс пословиц, поговорок: Делу - время, потехе – час.
Заучивание стихов;
Оформление игротеки. Дидактические игры: Кто лишний, Покажи и расскажи, Что сначала, а что потом; Сюжетно – ролевые игры: Библиотека, Книжный магазин; Подвижные, речевые игры.
Беседы;
Рисование на тему Моя любимая книга;
Оформление стенда песни и стихи о Книгах.
Третьем этапом стала презентация проектной деятельности. Провести презентацию, было решено в форме праздника Царица – Книга в гостях у ребят. Для презентации полученных знаний пригласили администрацию детского сада. Задания были интересными и разнообразными, дети вместе с родителями отвечали на вопросы, рассказывали о том, что они узнали, вспоминали пословицы и поговорки, читали стихотворения, пели песни о книгах, проводились опыты. Завершением презентации была инсценировка Лесная школа, в которой приняли активное участие воспитанники и их родители.
Позже была организована выставка совместных проектных работ для сотрудников, родителей и гостей.
Паспорт проекта
Детско-родительский образовательный проект
Откуда пришла книга и для чего она нужна людям.
Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка в соответствии с ФГОС ДО заключается в условиях, созданных ДОО. Проектная деятельность ориентирована на развитие поискового поведения дошкольника. Поиск стимулирует развитие воспитанника, позволяет приобрести опыт ценностного подхода к миру.
Тип проекта:информационно-исследовательский; по содержанию Ребенок и рукотворный мир, детско-взрослый, где ребенок – исполнитель проекта; участники – воспитатели, родители; коллективный, долгосрочный.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность темы:Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2005 – 2015 г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и интереса к книгам; формирование бережного отношения к ним; воспитание уважения к труду библиотекаря; развитие интереса к русской литературе; формирование элементарных знаний о книгах и их значении в жизни человека; Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее интересное и важное, отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему.
Проект направлен на привлечение внимание дошкольников к книгам и литературе. Актуальность настоящего проекта определяется воспитанием любви и уважения к книгам, пробуждению интереса к литературе.
Проблема:откуда пришла книга и для чего она нужна людям.
Данная опытно-экспериментальная работа дала свои результаты:
Результаты констатирующего этапа исследования по методике наблюдения А.М. Щетининой и М.А.Никифоровой. Данные в количественных и процентных соотношениях представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни развития навыков сотрудничества младших школьников на констатирующем этапе исследования
Навыки сотрудничества
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
абс.число
%
абс.число
%
абс.число
%
коммуникативный блок
5
22
9
43
8
35
перцептивный блок
4
17
11
52
7
31
организаторский блок
2
9
9
43
11
48
Можно заключить, что в наибольшей степени по всем блокам навыков сотрудничества в учебном взаимодействии у многих учащихся выявлен средний уровень. Следовательно, значительная часть учащихся нуждается в систематической работе по развитию навыков сотрудничества. Так же, основные проблемы учащихся – в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного сотрудничества с одноклассниками.
Вывод об уровне развития навыков сотрудничества младших школьников: для учащихся с низким уровнем развития навыков сотрудничества показательна низкая степень самостоятельности и сознательности выполнения действий, входящих в состав навыка. Пытаясь взаимодействовать с другими участниками деятельности, ребенок не может четко высказать проблему, не обращается за помощью к одноклассникам или учителю: ученик не может объяснить, какие действия он выполняет, для чего. Большинство действий, входящих в навык, выполняет некачественно. Учащиеся с низким уровнем развития навыков сотрудничества безразличны к сверстникам, как будто их нет. Контакт с другими не устанавливают. Для таких учеников – самый лучший вариант - минимизировать общение со сверстниками. Наблюдая, можно сделать вывод, что данные учащиеся имеют слабо развитые навыки осуществлять учебное сотрудничество. Они пассивны, никакой инициативы во взаимодействии с одноклассниками, учителем не проявляют.
Большой процент учащихся имеют средний уровень развития навыков сотрудничества (43% по блоку коммуникативных и организаторских, и 52% – по блоку перцептивных). Для учащихся со средним уровнем развития навыков сотрудничества характерны лишь отдельные компоненты навыка (они развиты на достаточном уровне), но другие находятся на низком уровне: ученик не всегда может ясно и понятно объяснить свои действия, связать их с целью и намеченными результатами учебной деятельности. Ученик не в состоянии быть на протяжении всего периода деятельности организатором работы группы для решения общей учебной задачи, сдает позиции очень быстро. В различных ситуациях сотрудничества ученик не всегда может точно выразить мысли.
Для учеников с высоким уровнем развития навыков сотрудничества характерна абсолютная самостоятельность: они смело и грамотно озвучивают просьбу о помощи; легко объясняют свои действия, связывают их с целью и намеченными результатами учебной деятельности; понимают кто такие учитель, ученик, организатор работы группы, какие функции несет каждый. При общении, содействии с другими такие ученики достигают наивысших результатов. Они понимают и выполняют просьбы, если к ним обратиться, конкретизируют свои мысли, легко находят способы решения различных проблем.
Рассмотрим результаты проведения методики Ковер (Р.Овчаровой). В качестве показателей для оценки выступили: инструментальные реакции учащихся при организации сотрудничества в процессе учебного взаимодействия (озвучивание способов решения задач, постановка вопросов, соглашается или спорит, высказывает критику, помогает, идет на помощь, выполняет желаемые действия), показывает положительные и/или отрицательные эмоции. То коллективное задание, что было озвучено и предложено, ребятам очень понравилось, они с удовольствием обсуждали узор и его детали. Результаты по данной методике представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты по методике Ковер на констатирующем этапе эксперимента
Большой процент учащихся показал средний уровень развития навыков сотрудничества – 13 детей (64%), их работы были схожи по отдельным критериям (цветовая гамма, форма некоторых деталей), у кого-то детали совпадали, но были и явные различия. Данные учащиеся показывают наибольшее количество инструментальных реакций в ходе сотрудничества с другими участниками деятельности (задают вопросы, отвечают на них, соглашаются, участвуют в обсуждении, подбадривают, критикуют), и проявляют основные положительные эмоции (подмигивания, искренняя улыбка, положительная оценка других участников сотрудничества, общая положительная оценка результатов). Некоторые учащиеся проявляют до пяти основных реакций в общении (участвуют в обсуждении вопросов, дают правильные на них ответы, соглашаются, положительно реагируют на действия других, выполняют ряд важных и правильных действий), но и проявляют основные положительные эмоции в момент общения (подмигивания, искренняя улыбка, положительная оценка других участников сотрудничества, общая положительная оценка результатов).
Низкий уровень развития навыков сотрудничества был выявлен у двоих учащихся (9%), в узорах есть различия, или вообще нет сходства. Учащиеся не шли на контакт, каждый выполнял работу по-своему, как хотел. Они проявляли во взаимодействии ограниченное число реакций в общении (отвечали на вопросы только по требованию других участников деятельности, выполняли, но не все, необходимые действия), могли проявлять отрицательные эмоции (отрицательный настрой и негативная оценка других работ участников, высмеивание, общая негативная оценка результатов), не проявляли основные положительные эмоции (подмигивания, искренняя улыбка, положительная оценка других участников сотрудничества, подводят общую положительную оценку результатов). Выполняли работу, но в основном молча, а если и отвечали на вопросы, то только на те, которые задавал педагог.
Высокий уровень развития навыков сотрудничества был выявлен у 6 учащихся (27%), ковер украшен симметричным узором. Ученики бурно обсуждали все варианты узора. При этом смогли спокойно договориться о совместном замысле узора ковра, используя конструктивные способы.
Результаты исследования на констатирующем этапе говорят о том, что значительная часть учащихся нуждается в систематической работе по развитию навыков сотрудничества. Основные проблемы учащихся - неумение организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного взаимодействия с одноклассниками.
Рассмотрим данные, полученные по методике Кто прав? (модифицированная методика Цукерман Галины Анатольевны). Таблица 2.
Таблица 2 – Результаты по методике Кто прав?
Критерии оценивания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Общее количество
%
Общее количество
%
Общее количество
%
ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета
-
-
-
-
2
9%
ребенок понимает возможность разных подходов к оценке ситуации, допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
-
-
11
52%
-
-
ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, может высказать и обосновать свое собственное мнение
9
43%
-
-
-
-
Большая часть учащихся показали средний и низкий уровень развития навыков сотрудничества при учете позиции собеседника (партнера): 52% средний уровень, 9% низкий уровень. Высокий уровень развития навыков сотрудничества при учете позиции собеседника был выявлен у 9 учащихся 43%, они демонстрировали понимание относительности оценок и подходов к выбору, могли четко обосновать свою позицию.
На основании полученных данных можно заключить, что учащихся имеют средний уровень развития навыков сотрудничества, учитывая позицию и мнение собеседника. Данные, представленные в таблице, говорят нам о том, что значительная часть учащихся нуждается в целенаправленной работе по развитию различных навыков сотрудничества. Основные проблемы этих учащихся – неумение рационально объяснить свою позицию, исключают возможность разных точек зрения (придерживаются лишь одной из представленных), или предоставляют частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Рассмотрим данные, полученные по методике Совместная сортировка (Бурменская Галина Васильевна). Таблица 3.
Таблица 3 – Результаты по методике Совместная сортировка
Критерии оценивания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Общ.кол.
%
Общ.кол.
%
Общ.кол.
%
продуктивность совместной деятельности
9
40%
11
52%
2
9%
умениедоговариваться
5
22%
9
43%
8
35%
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
9
40%
11
52%
2
8%
умение убеждать и уступать
10
48%
10
48%
2
9%
взаимоконтроль и взаимопомощь
6
27%
14
64%
2
9%
эмоциональное отношениек совместной деятельности
7
32%
12
55%
3
13%
Большая часть учащихся показали средний и низкий уровень развития навыков сотрудничества при взаимодействии в парах: умениедоговариваться 43% средний уровень, 35% низкий уровень, продуктивность совместной деятельности: 52% средний уровень, 9% низкий уровень, умение убеждать и уступать: 48% средний уровень, 9% низкий уровень, взаимоконтроль и взаимопомощь: 64%средний уровень, 9% низкий уровень, эмоциональное отношениек совместной деятельности: 55% средний уровень, 13% низкий уровень Высокий уровень развития навыков сотрудничества по всем критериям был выделен лишь у 40% учащихся. Они демонстрировали способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, умение убеждать и уступать.
На основании полученных данных можно заключить, что учащихся имеют средний уровень развития навыков сотрудничества при взаимодействии друг с другом. Данные, представленные в таблице, говорят нам о том, что значительная часть учащихся нуждается в целенаправленной работе по развитию различных навыков сотрудничества. Основные проблемы этих учащихся –задание вообще не выполнено или выполнено произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера.
Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся нуждается в целенаправленной работе по развитию навыков сотрудничества. Основные проблемы этих учащихся заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного взаимодействия с одноклассниками.
Цель формирующего этапа – выявить влияние педагогических условий на развитие навыков сотрудничества у учащихся начальной школы в проектной деятельности.
Формирующий эксперимент проводился с учащимися экспериментального класса.
Основной базой для формирующего эксперимента послужили труды следующих авторов: Н.В. Абрамовских, Е.В. Коротаевой, посвященные формированию навыков социального взаимодействия и сотрудничества в детском коллективе. При подборе упражнений были использованы практические разработки Н.А.Баранец, Е. Н. Кондрашовой, К.К. Рейт, Е. Ю. Самошкиной, Л.В. Черниковой по организации групповых занятий с учащимися младших классов.
Цель проектной деятельности:раскрытие технологии групповой проектной деятельности в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста на примере групповых литературных проектов развитие навыков сотрудничества, формирование взгляда на окружающий мир, развитие речи, развитие фантазии детей, раскрытие их творческого потенциала; развитие навыков взаимодействия между учащимися при работе над практической деятельностью.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выбрать темы групповых проектов для учащихся (учитывая их индивидуальные особенности).
2. Изучить материал по теме группового проекта.
3. Разработать групповые проекты, оценить их результативность.
Были выделены условия развития навыков сотрудничества младших школьников при реализации групповой проектной деятельности:
- задания должны быть такими, чтобы дружная работа всех участников давала самый лучший результат, чем, если бы каждый работал отдельно;
- тема работы и сама работа должны быть интересны всем детям без исключения;
- задания должны быть доступными (по уровню сложности/простоте).
Участники проектной деятельности: в проектной деятельности принимали участие 22 учащихся в возрасте 8-9 лет.
Содержание учебного материала для групповых проектов: для проектов были использованы учебные материалы, основанные на программных требованиях по литературному чтению у учащихся начальной школы: стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX – начала XX веков, вошедшие в круг детского чтения; стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX века, произведения современных детских писателей; научно-художественная и научно-познавательная литература о природных явлениях, повадках животных, предметах и вещах; приключенческая детская книга, справочная детская литература (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Жанровое разнообразие: народные сказки (о животных, волшебные, бытовые), литературные сказки, рассказы (художественные, научно-художественные, научно-познавательные), басни, стихотворения.
Основные процессы при реализации групповой проектной деятельности предполагают соблюдение следующих требований:
1. Наличие значимой проблемы или задачи, требующей решения, исследовательского работы для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость будущих результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Обозначение структуры содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование методов в исследовании, учитывая алгоритм действий.
Перечень критериев оценивания группового проекта:
1. Разработка цели, обоснование проблемы проекта.
2. Поиск путей достижения цели.
3. Широта раскрытия темы проекта.
4. Многообразие материала, разумность его использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Вывод и перспективы, анализ всей деятельности.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество и особенность проведения презентации.
10. Качество исходного проектного продукта.
Очень важно, чтобы у младших школьников были сформированы следующие качества, которые развивают навыки осуществлять сотрудничество:
- желание и умение сотрудничать с другими детьми на занятии и во внеурочной деятельности (умение и желание знакомиться, общаться, приобретать друзей, положительное отношение к работе в парах, группах);
- умение слушать другого и договариваться о способах совместной деятельности;
- желание помочь товарищу.
Для развития навыков сотрудничества необходима синхронность действий партнеров по сотрудничеству. Это позволит достигнуть поставленных целей всех участников деятельности.
Условием развития навыков сотрудничества младших школьников является соответствующая организация пространства, которая позволяет постоянно обращаться к уже выработанным и принятым принципам взаимодействия в коллективе, анализировать динамику их развития. Например, были оформлены рубрики классного уголка Наш класс – наши правила, Эмодзи настроений, Посмотри – это мы!, День рождения – классный праздник! и т.п.
Особое внимание на уроках уделялось следующим правилам поведения в классе: говорить открыто об отношении к поведению других учащихся; давать другу другу высказываться, не перебивая; проявлять активность во время занятий; отстаивать правила поведения внутри групп.
Фрагменты групповых проектов.
Были разработаны и реализованы проекты:
1. Групповой проект на тему Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Тип проекта:познавательно - творческий.
Участники проекта:учащиеся начальных классов.
Цель проекта:развитие навыков сотрудничества, формирование взгляда на окружающий мир, соединяющий с миром произведений и с именем А. С. Пушкина. Открытие богатства русской художественной литературы на примере произведений А.С. Пушкина; развитие речи детей посредством сказок А. С. Пушкина.Развитие фантазии детей, раскрытие их творческого потенциала; развитие навыков взаимодействия между учащимися при работе над практической деятельностью.
Задачи проекта:
- Ознакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
- Развить интерес детей к творчеству поэта.
- Научить находить и понимать мораль каждой сказки, познакомить с пороками и добродетелью человека.
- Повторить правила обращения с книгой и подбором литературы.
- Привить чувство прекрасного по произведениям поэта.
- Развить стойкий интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Продолжительность проекта:краткосрочный.
Ожидаемый результат:
Увеличение знаний детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Узнавание сказок, стихов А.С. Пушкина.
Улучшение навыков сотрудничества между учащимися.
Повышение уровня развития навыков сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
Постановка, выделение целей и задач проекта.
Поиск материала, распределение его на этапы; распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана работы.
2 этап – Основной. Практическая часть. Планирование (по тематике) к проекту Путешествие по сказкам Пушкина.
Предоставление условий для успешной реализации проекта: выборка материала для реализации проекта, поиск литературных источников на соответствующую тему.
Разговор-беседа о том, что такое жадность (по сказке Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке).
Изучение сказки А.С. Пушкина Сказка о золотом петушке, рассматривание иллюстраций.
Изучение сказки А.С. Пушкина Сказка о попе и о работнике его Балде.
Изготовление поделок и иллюстраций:
Лепка: Золотая рыбка (пластилинография)
Рисунки героев сказки Сказка о попе и о работнике его Балде.
Создание масок героев сказок Сказка о рыбаке и рыбке.
Поделки из пластилина Петушок.
3 этап: Завершающий
Подведение итогов проведенной работы.
Презентация проекта: представить коллаж изготовленных работ по сказкам (поделки, рисунки и маски героев сказки).
Оформление выставки детского творчества.
2. Проект на тему Моя любимая сказка.
Тип проекта:познавательно - творческий.
Участники проекта:учащиеся 3 классов.
Цель проекта:развитие навыков сотрудничества, предоставление условий для успешной реализации проекта, развитие самостоятельности для раскрытия творческих способностей, а также положительно-активной жизненной позиции.
Задачи проекта:
- Подвести к единому сведения об изученных сказках.
- Развить познавательный интерес детей к творчеству.
- Научить воспринимать мораль каждой сказки, познакомить с пороками и добродетелью человека.
- Повторить и заучить правила поведения с книгой и подбором литературы.
- Привить чувство прекрасного.
- Развить интерес к чтению, умению слушать и понимать художественный текст.
Продолжительность проекта:краткосрочный.
Ожидаемый результат:
Ученики рассказывают о своей любимой книге, могут привлечь к ней внимание одноклассников.
Пополнение знаний учащихся о сказках.
Возрастание интереса к чтению сказок.
Повышение положительной оценки взаимоотношений между учащимися.
Увеличение уровня нравственно-эстетической воспитанности каждого ученика.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Была проведена следующая организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
Постановка, выделение целей и задач проекта.
Поиск материала, распределение его на этапы; распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана работы.
Педагог мотивирует учащихся. Предложение детям от педагога - научиться создавать собственные рекламные проекты книги, открыть для себя новый мир удовольствия от прочтения книги. Формулируется и озвучивается вопрос – Что можно сделать, чтобы все захотели прочитать твою любимую книжку?
2 этап – Основной. Практическая часть.
Педагог помогает во всем (помогает определить тему проекта, подводит к целям и задачам, помогает в представлении сказки, или ее постановке). Педагог вместе с детьми планирует работу.
Ученики сами определяют сказку, которую будут презентовать одноклассникам, обдумывают, каким будет исходный продукт проекта (сценка, буклет, газета, рисунок), планируют объём работы, презентацию.
Проводятся обязательные консультирования педагога - консультации по содержанию проекта, по систематизации материалов, озвучиваются рекомендации по правилам оформления проекта, проводится общая оценка сделанной работы.
Учащиеся проводят работу с материалами проекта: отборают нужный и важный материал, подбирают иллюстрируемый материал (иллюстрации, портреты героев, автора, его биография, произведения живописи и т.д.) к рисунку, презентации, докладу, комиксу, лепбуку, буклету;
–оформляют полученный материал в определенном виде (лепбук, картина, комикс, буклет, доклад, рисунок и т.д.).
3 этап: Завершающий
Подведение итогов проведенной работы.
Презентация проекта: представить буклет или рисунок своей любимой сказки.
Оформление выставки детских проектов.
Педагог подводит итог. Озвучивает полученный результат:
озвучивает результаты проделанной работы;
подводит итоги проекта.
Учащиеся осуществляют:
–рефлексию проделанной работы, какие результаты получились;
–взаимооценку, самооценку деятельности и ее результатов.
3. Проектная работа Живая шляпа.
Задачи: развитие навыков сотрудничать у учащихся начальной школы в процессе работы над проектом.
Работа над проектом разделена на этапы:
Этап 1 – постановка и решение проблемы
На одном классном часе, тема Моя семья и Я, выяснилось, что у нескольких учеников братья и сёстры учатся во втором классе и многих интересуют и захватывают произведения Н.Носова. Это активизировало желание учащихся 3го класса организовать мероприятие для учеников 2х классов.
Таким образом, учащиеся предложили создать и разработать мероприятие, посвященное произведениям Н.Носова под названием Живая шляпа.
На первом этапе педагог, совместно с учениками, распланировали дальнейшую работу над проектной деятельностью, был создан план работы. Планировалось:
Предпроектная подготовка (проработка темы)
Предпроектная подготовка включала в себя:
– ознакомление с творчеством Н. Носова;
– воспроизведение (чтение вслух) произведения Н. Носова Живая шляпа
– игра-опрос По следам шляпы
– просмотр советского мультфильма
– конкурс творческих работ учащихся (выставка поделок и рисунков).
На данном этапе с ребятами обсуждали тему "Я создаю проект", где было объяснено: что такое проект, как его выполнить, все этапы работы над проектом, какие могут быть продукты, а также что такое презентация проекта и его анализ. Но ранее учащиеся никогда не участвовали в разработке проектов, поэтому им был предложен уже полностью продуманный проект, в который входила выставка творческих работ (поделок и рисунков). Большинство ребят заинтересовались данным видом деятельности. Ими же и был предложен второй продукт проекта (инсценировка), в ходе дальнейшей работы.
На встрече с родителями было детально объяснено, что будет организованно на проектной деятельности, чем могут помочь родители в выполнении проекта: помощь в поиске материалов, идей, помощь в повышении заинтересованности проектом ребятами, помощь в организации и проведении спектакля, подготовка костюмов, изготовлении пригласительных, афиши.
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
После беседы о проекте, ребятами был составлен план, результатом которого стали следующие продукты проектной деятельности:
– творческие работы ребят оформить в выставку;
для инсценировки было решено:
– написать адаптированный сценарий;
– подобрать и/или изготовить костюмы и реквизиты;
– оформить пригласительные билеты и афишу.
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Были оформлены выставки рисунков и поделок;
Составление сценария, создание костюмов, реквизитов, репетиции спектакля, подготовка сцены.
Этап 4. Презентация.
Презентация проекта проходила для учащихся начальных классов и родителей. Она была организована в виде путешествия – от стенда с рисунками, до стенда с поделками. На каждом этапе путешествия были включены задания – загадки, мини-викторины по произведению Н.Носова Живая шляпа. На выставке раздавались пригласительные билеты на спектакль.
Этап 5. Самооценка общих результатов и деятельности каждого участника проекта.
Самым ярким моментом, и подтверждающим удачную защиту проекта, были бурные овации зрителей после спектакля, а также заполнение листа самооценки всеми участниками проекта всей проектной деятельности, а также результата собственной деятельности, деятельности одноклассников, которая осуществлялась на листах самооценивания, по которым был подведен итог. Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Лист самооценивания участия в проектной деятельности обучающимися класса (общее значение)
Во время проекта я………
Всегда
Иногда
Никогда
Озвучивал интересные идеи
27
2
2
Поставил цель и задачи
10
16
5
Надеялся на помощь других
7
10
14
Прислушивался к мнению других
22
6
3
Принимал участие в совместной работе
25
5
1
Задавал вопросы, искал информацию
29
2
0
Помогал другим
15
10
6
Осознавал, что это общее дело, мнение каждого важно
28
0
3
Преодолевал трудности, добивался результата
24
4
3
Таким образом, исходя из данных самооценивания участниками проекта, можно сделать вывод, что навык сотрудничества при групповой проектной деятельности способствует не только развитию познавательных процессов, улучшению коммуникации, эмоционально – волевой сферы младшего школьника, но и развивает личность в целом.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика и определена динамика развития навыков сотрудничества младших школьников.
Результаты сравнивались с помощью методики наблюдения А.М.Щетининой и М.А.Никифоровой. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Уровни развития навыков сотрудничества младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Компоненты навыков сотрудничества
Высокий уровень
до / после
Средний уровень
до / после
Низкий уровень
до / после
коммуникативные
22% / 29%
43% / 58%
35% / 13%
перцептивные
17% / 30%
52% / 61%
31% / 9%
организаторские
9% / 18%
43% / 52%
48% / 30%
На основании сравнения данных, полученных в ходе проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента можно заключить, что у учащихся заметна положительная динамика в развитии основных навыков сотрудничества. Увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем, уменьшилось с низким уровнем навыков сотрудничества.
Далее была проведена оценка развития навыков сотрудничества на основании данных, полученных при использовании методики Ковер. Наглядно динамика результатов показана на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты по методике Ковер на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Сравнивая показания, можно заключить, что у учащихся заметна положительная динамика в развитии навыков сотрудничества в ходе учебного взаимодействия. Так же увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности навыков сотрудничества, уменьшилось - с низким уровнем показателя.
Наблюдение за ходом выполнения методики Ковер позволило установить, что школьники при выполнении совместных заданий стремились сблизиться, выполнить задания и получить похвалу. У учащихся развилось более позитивное отношение к сверстникам, появилось желание с ними взаимодействовать. Развились навыки учитывать мнение партнёра по совместной деятельности, развились навыки в умении договариваться, спокойно выслушивать собеседника, стали регулярно включаться в сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения совместных упражнений, а не только при острой необходимости в ходе учебного процесса; стали внимательнее слушать сверстников, не перебивали их; стали понимать различные эмоции своих сверстников и обращать внимание на их настроение (задавали вопросы о самочувствии, настроении, нравится ли это, нравится ли другое). Учащиеся более активно предлагали свою помощь друг другу, а также педагогу. Вывод - проведенная работа оказалась эффективной.
Далее была проведена оценка развития навыков сотрудничества на основании данных, полученных при использовании методики Кто прав? (модифицированная методика Цукерман Галины Анатольевны). Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты по методике Кто прав? младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Критерии оценивания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
до
после
до
после
до
после
ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета
-
-
-
-
2/9%
-
ребенок понимает возможность разных подходов к оценке ситуации, допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
-
-
11/52%
11/50%
-
-
ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, может высказать и обосновать свое собственное мнение
9/43%
11/50%
-
-
-
-
Большая часть учащихся показали средний и высокий уровень развития навыков сотрудничества при учете позиции собеседника (партнера): 50% средний уровень, 50% высокий уровень. Данные учащиеся демонстрировали понимание относительности оценок и подходов к выбору, могли четко обосновать свою позицию.
Результаты также сравнивались с помощью методики Совместная сортировка (Бурменская Галина Васильевна). Данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Результаты по методике Совместная сортировка
Критерии оценивания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
до
после
до
после
до
после
продуктивность совместной деятельности
9/40%
11/50%
11/52%
11/50%
2/9%
-
умениедоговариваться
5/22%
9/43%
9/43%
11/52%
8/35%
1/5%
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
9/40%
11/50%
11/52%
11/50%
2/8%
-
умение убеждать и уступать
10/48%
12/52%
10/48%
10/48%
2/9%
-
взаимоконтроль и взаимопомощь
6/27%
10/48%
14/64%
12/52%
2/9%
-
эмоциональное отношениек совместной деятельности
7/32%
9/43%
12/55%
12/56%
3/13%
1/5%
Большая часть учащихся показали средний и высокий уровень развития навыков сотрудничества при взаимодействии в парах: умениедоговариваться 43% высокий уровень, 52% средний уровень, продуктивность совместной деятельности: 50% средний уровень, 50% высокий уровень (исчезли показатели на низком уровне), умение убеждать и уступать: 48% средний уровень, 52% высокий уровень (исчезли показатели на низком уровне), взаимоконтроль и взаимопомощь: 52% средний уровень, 48% высокий уровень (исчезли показатели на низком уровне, эмоциональное отношениек совместной деятельности: 43% высокий уровень, 56% средний уровень, 5% низкий уровень. Повысились показатели на высоком и среднем уровне, уменьшились на низком уровне.
На основании сравнения полученных данных можно заключить, что у учащихся заметна положительная динамика в сформированности навыков сотрудничества в ходе учебного взаимодействия. Увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности навыков сотрудничества, уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем показателя.
Проектная деятельность дает отличную возможность реализовать конкретные, личные замыслы для каждого учащегося, развивает умения поиска и выбора информации, когда учащиеся работали над данными проектами, они проявляли активность и заинтересованность, обозначивали цель и определяли пути ее достижения, обсуждали, переживали и радовались за себя, других. Внедрение технологии проектной деятельности позволяет достигнуть более белее лучшего усвоения, запоминания учебного материала, а также интеллектуального и нравственного развития детей, при помощи проектной деятельности повышается уровень самостоятельности учащихся, их доброжелательности к педагогу и сверстникам, коммуникабельности, желания помочь другим, желания понимать других и быть понятым.
Если рассматривать групповой проект с точки зрения психологии, то он позволяет создать условия для:
–раскрытия и развития творческого потенциала детей;
–создания собственного текста, редактирования его;
–привития литературного вкуса;
–создания поделок, коллажей и других творческих продуктов.
Важно заметить, что присутствовали некоторые трудности на начальном этапе при работе с технологией групповой проектной деятельности:
- повышенная нагрузки учащихся на разных этапах работы над проектом, а так же увеличение волнения накануне презентации проекта;
- сложность системы оценивания вклада каждого участника деятельности;
- увеличение риска неудовлетворительного завершения работы учащегося;
- увеличение эмоциональной нагрузки и на учащегося;
- невозможность включить равномерно всех учащихся в работу над проектом;
- данный вид деятельности занимает большое количество времени по его подготовке, а также на уроке. Увеличивается время подготовки на уроке на организационные объявления, на групповую работу с целью выявления главных ошибок и коррекции проекта.
Вывод:
На констатирующем этапе исследования установлено, По полученным данным можно заключить, что в большей степени по всем блокам навыков сотрудничества в учебном взаимодействии у наибольшего количества учащихся - средний уровень. Данные, представленные в таблице, говорят о том, что многие учащиеся нуждается в систематической, целенаправленной работе по развитию различных навыков сотрудничества. Основные проблемы - в неумении учащимися организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного сотрудничества с одноклассниками.
Результаты исследования на констатирующем этапе говорят о том, что значительная часть учащихся нуждается в систематической работе по развитию навыков сотрудничества. Основные проблемы учащихся - неумение организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного взаимодействия с одноклассниками.
На формирующем этапе был применен метод проектов. Цель формирующего эксперимента: разработать и ввести групповые проекты, для развития навыков сотрудничества младших школьников. В процессе данной совместной деятельности развиваются важные качества личности: умение договориться друг с другом внутри группы, распределять обязанности, учитывая особенности, таланты каждого, анализировать свое участие в общем деле; осознавать свою ответственность за результаты проделанной работы.
Были разработаны и реализованы следующие проекты:
- Групповой проект на тему Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Тип проекта:познавательно - творческий. Цель проекта:развитие навыков сотрудничества, формирование взгляда на окружающий мир, соединяющий с миром произведений и с именем А. С. Пушкина. Открытие богатства русской художественной литературы на примере произведений А.С. Пушкина; развитие речи детей посредством сказок А. С. Пушкина.Развитие фантазии детей, раскрытие их творческого потенциала; развитие навыков взаимодействия между учащимися при работе над практической деятельностью.
- Проект на тему Моя любимая сказка. Тип проекта:познавательно - творческий. Цель проекта:развитие навыков сотрудничества, предоставление условий для успешной реализации проекта, развитие самостоятельности для раскрытия творческих способностей, а также положительно-активной жизненной позиции.
- Проектная работа Живая шляпа. Тип проекта:познавательно-
творческий. Цель: развитие навыков сотрудничать у учащихся начальной школы в процессе работы над проектом.
Итог: у учащихся заметна положительная динамика в развитии навыков сотрудничества в ходе учебного взаимодействия. Увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем развития навыков сотрудничества, уменьшилось с низким уровнем показателя.