Внеурочное занятие "Делу время, потехе час"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие "Делу время, потехе час"
Автор: Яковлева Марина Георгиевна
Цели: Внеклассное мероприятие «Делу время, потехе час»3-4 класс Яковлева Марина ГеоргиевнаЦели:1. Дать определение времени, познакомить с разными видами часов и различными способами определения времени.различными способами определения времени. 2. Расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление. 3. Развивать информационные умения, умения работать в группе. Оборудование:Оборудование: 1. Презентация «Время и его измерение». 2. Крутящийся барабан для игры «Знатоки времени», конверты с вопросами. 3. Надписи с пунктами плана. 4. Энциклопедическая литература об истории изобретения часов. Содержаниев таинственный и волшебный мир. Чтобы попасть туда, закройте глаза (на экране часы, слышно тиканье или бой курантов). 1. Что вы слышите? (запись курантов)- Что это за сказочный мир, как вы думаете? - Что измеряют часы? - Кто знает, что такое время? Здесь не обойтись без науки о времени – хронологии (от греч. «хронос» - время и «логос» - наука). Люди давно заметили, что в природе все повторяется. Сама природа как бы отсчитывает что-то. Что? Время? - А как вы думаете, что повторяется в природе? ( На все вопросы мы вместе найдём ответы.)2. Уч-ся разбиваются на команды, выбирают капитанов. Называют команду и рисуют эмблемы.Представление команд.На доске написана пословица «Делу время, потехе час» (объяснить смысл)Датой возникновения пословицы принято считать 1656 год. В то время правил царь Алексей Михайлович, и любимым развлечением правителя была соколиная охота (ее тогда называли «потеха»). По указу царя был даже написан свод правил соколиной охоты. Именно в нем впервые употреблялась фраза: Делу время, потехе час. Ее царь вписал в документ собственноручно.ХОД ЗАНЯТИЯ 3. ЗагадкаЗдесь не обойтись без науки о времени – хронологии (от греч. «хронос» - время и «логос» - наука). Люди давно заметили, что в природе все повторяется. Сама природа как бы отсчитывает что-то. Что? Время?Здесь не обойтись без науки о времени – хронологии (от греч. «хронос» - время и «логос» - наука). Люди давно заметили, что в природе все повторяется. Сама природа как бы отсчитывает что-то. Что? Время?Здесь не обойтись без науки о времени – хронологии (от греч. «хронос» - время и «логос» - наука). Люди давно заметили, что в природе все повторяется. Сама природа как бы отсчитывает что-то. Что? Время?Здесь не обойтись без науки о времени – хронологии (от греч. «хронос» - время и «логос» - наука). Люди давно заметили, что в природе все повторяется. Сама природа как бы отсчитывает что-то. Что? Время?Оно длиннее всего на свете - и короче. Быстрее всего - и медленнее. Самое дробное - и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, Но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много - дает возможность вздохнуть спокойно. Что это?(Время)Происхождение слова времяВре́мя. Заимствовано из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен (затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного время — «нечто вращающееся».ЗАДАНИЕ№1.Каждая команда получает пословицу (разрезана на части), собирает на время.«На час отстанешь – за день не догонишь».Минутка час бережет.Делу – время, потехе – час.Век живи – век учись.ЗАГАДКИНикогда не отдыхаем, Никогда не устаем,Все шагаем и шагаем,На одной ноге идем…Идут минуты и года,Но мы не дремлем никогда.Что это?ЧасыДве сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка — только раз,Та, что выше, — каждый час.(Стрелки часов)Братьев этих ровно семь.Вам они известны всем.Каждую неделю кругомХодят братья друг за другом.Попрощается последний –Появляется передний.Ответ: (Дни недели).Рассказы уч-ся о видах часов и способы измерения времени.1.Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!2.Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Выслушайте предположения малыша. Подтолкните его к правильному ответу, рассуждая вслух: «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки (если ребенок этого не знает, покажите ему эти части цветка на примере любого домашнего растения). Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как ты думаешь — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.3. История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? (Пусть малыш придумает слово) Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е. придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные. Давай и мы сделаем с тобой песочные и водяные часы.4.Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)Карманные часы носят в… (кармане).Каминные часы ставят на.. (камин). Объясните малышу, что такое камин.А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?5.Какие будут часы в будущем? Давай придумаем вместе. Придумывая часы будущего, можно использовать один из приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – соединить функцию показа времени с функцией любого другого предмета. Например:Часы – фонарик. Они показывают время и в темноте работают как фонарик, если нажмешь на кнопочку.Часы – книга. Они показывают время, а еще могут прочитать аудиокнигу.Часы – глобус.Часы – телефон.Часы — ручка. Ручкой пишут, а в нее встроен экран часов.6.Самые точные часы - атомные.ЗАДАНИЕ№4.Викторина. Блиц - турнир.1.Год основания Москвы?2.Что такое скелетон?3.Что такое куранты?4.Самая маленькая единица времени?5.Назови литературные произведения о времени.6.Самые точные часы?7.Сколько лет в одном веке?8.Где впервые появились огненные часы?9.Какая птица живет в часах?10.Название главных часов в Великобритании?За каждое задание на доске появляется буква и уч-ся складывают словоМИЛЛЕНИУМРабота с толковым словарём.СТИХИ О ВРЕМЕНИВремена годаПридумала мать дочерям имена,Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна - зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А лето пришло - всё под солнцем цветёт,И спелые ягоды просятся в рот.Нам щедрая Осень приносит плоды,Дают урожаи поля и сады.Зима засыпает снегами поля.Зимой отдыхает и дремлет земля.А.КузнецовСуткиУтром солнышко встаёт, Спать ребятам не даёт!-Ну-ка, детки, подымайтесь,Заряжайтесь, умывайтесь,Аккуратно одевайтесьИ за завтрак принимайтесь.В полдень солнышко в зените,У него лучи, как нити,Землю щедро согревают,Всех обедать приглашают.Дальше, дальше день бежит,Нам пословица гласит:-Долог день до вечера,Когда делать нечего.Ну, а вечером, ребята,Всё окутает прохлада,Солнцу отдых тоже нуженА ребятам - вкусный ужин.Ночью на небе - луна,Очень строгая она:Наблюдает - все лиУлеглись в постели?Закрывайте глазки,Пусть вам снятся сказки.Закрывайте очиВсем - спокойной ночи!От утра и до утраСутки знает детвора.Н. ГригорьеваКаждый ученик за ответ получает деталь от часов вырезанную из бумаги. В конце урока звучит музыка «Пять минут», ребята на листе собирают вместе часы.