Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры через ознакомление с природой Прибайкалья.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры через ознакомление с природой Прибайкалья.
Автор: Павлова Татьяна Владимировна

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры через ознакомление с природой Прибайкалья.Павлова Т.В. Воспитатель I ККМБДОУ г. Иркутска детский сад №128г. ИркутскСовременное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Озеро Байкал – это территория уникальных мест, обладающая многообразием животного и растительного мира, большим запасом чистой и пресной воды.Ознакомление дошкольников с природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к малой и большой Родине. Проявление у детей интереса к миру природы послужил выбором данной темы. Организуя работу с детьми по данной теме, мы определили цели:
  • Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, способность понимать и любить природу родного края;
  • Создание условий для развития у дошкольников представлений об озере Байкал и природе Прибайкалья.
  • Данные цели реализуются через следующие задачи:
  • Формирование элементарных экологических знаний об озере Байкал, его представителях животного и растительного мира.
  • Дать детям знания о роли воды в жизни растений, животных и человека.
  • Расширять представления детей о физических свойствах воды.
  • Развивать самостоятельность, любознательность, мышление, умение делать выводы и умозаключения.
  • Знакомство с творчеством и произведениями детских писателей Прибайкалья.
  • Знакомство детей с природоохранной деятельностью человека.
  • Воспитание бережного отношения к природе Прибайкалья, освоение и понимание элементарных норм и правил экологической культуры поведения.
  • Работая над данной темой, мы опираемся на Парциальную образовательную программу «Байкал - жемчужина Сибири», которая входит в вариативную часть образовательной программы ДОУ. Основными принципами к формированию и реализации Программы «Байкал-жемчужина Сибири» являются
  • Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
  • Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  • Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми , культурой и окружающим миром.
  • Вариативность организации дошкольного образования.
  • По темам составляется планирование на весь учебный год. Образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой Прибайкалья проходит в течении недели каждого месяца.Примерные темы: Уникальность озера (вода Байкала), Ветры Байкала, Растительный мир Прибайкалья, Животный мир Прибайкалья, Серебристое богатство Байкала, Ластоногий символ озера Байкал, Природная лаборатория (невидимые санитары озера Байкал), Труд и отдых на Байкале.Образовательная деятельность по Байкаловедению реализуется через следующие формы взаимодействия с детьми:
  • Сделана подборка иллюстративного материала, плакатов, книг стихов, загадок, сказок писателей-природоведов Прибайкалья, карт заповедных зон Прибайкалья.
  • С темами связаны игровые технологии, дополнительные речевые материалы, дидактические игры, упражнения, которые сделают образовательную деятельность детей более интересной и разнообразной. Разработано дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей. Составлена картотека дидактических игр к данному пособию.
  • Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  • Создан «Центр экспериментирования», в котором дети совместно с взрослыми знакомятся со свойства и качествами воды. Составили картотеку опытов и алгоритмов действий с водой.
  • Взаимодействуем с социальными партнерами - Центральной детской библиотекой. Совместно с работниками библиотеки для детей проводятся мероприятия по ознакомлению с природой Прибайкалья.
  • Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению макетов, поделок, рисунков о природе родного края.
  • В результате проводимой работы по приобщению дошкольников к основам экологической культуры у детей:- Формируются начала экологической грамотности, знания о заповедниках Прибайкалья, умение находить озеро на карте;- Развиваются умственные способности детей (умение мыслить, анализировать, делать выводы, умозаключения);- Проявляется любознательность, интерес и желание общаться с природой;- Дети с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское творчество, в создание выставок;Красота родной природы приучает детей любить ее, восхищаться, вносить свою посильную лепту в дело сохранения и преумножения богатств природы. И чем раньше начнется процесс экологического воспитания, тем больше уверенности в том, что наша природа будет в сохранности.Список литературы:
  • Багадаева, О.Ю. Байкал - жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми [Текст]: Парциальная образовательная программа дошкольного образования - Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2016. 242 с.
  • Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб., «Детство-Пресс», 2020. 496 с.
  • Козина, И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольника [Текст]: Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015.- 176 с.