Современные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях введения обновленного ФГОС НОО и ООО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях введения обновленного ФГОС НОО и ООО
Автор: Бондаренко Елена Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №140 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОРАДА
Статья на тему: Современные здоровьесберегающие технологии
на уроках физической культуры в условиях введения обновленного
ФГОС НОО и ООО
Автор: Елена Владимировна Бондаренко, учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения Средняя школа №140 Советского района Волгограда
Волгоград 2023г.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Идея здоровьесбережения учащихся - приоритетное направление, национального проекта Образование, президентской инициативы Наша новая школа.
Основные проблемы, возникающие на уроке физической культуры способы их решения.
Цели и задачи урока физической культуры с точки зрения технологии здоровьесбережения в условиях обновлённых ФГОС НОО и ООО.
Проектирование этапов работы учителя физической культуры по формированию культуры ведения здорового и безопасного образа жизни.
Контроль и самоконтроль как основной критерий эффективности применения здоровьесберегающих технологий в условиях обновлённых ФГОС НОО и ООО.
Здоровье – это если не главный, то, по крайней мере, один из важнейших аспектов в жизни человека.
Именно состояние здоровья определяет, как много мы сможем успеть сделать в своей жизни, насколько хватит наших жизненных сил. Сама радость жизни вряд ли возможна, если человек болен, слаб. Безусловно, одно здоровье счастья не принесет, но при его отсутствии оно не будет полным.
Личность человека формируется и развивается под воздействием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Жан-Жак Руссо писал: Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходима стойкая мотивация.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблемаздоровьесбереженияучащихся, которая отражает новые подходы в деле сохранения здоровьяподрастающего поколения.
В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации Об образовании и программы реформирования образования определяют в качестве решающего условияуспешностипреобразований создание двух главных социальных ориентиров: развитие образовательных систем, обеспечивающих высокое качество образования и сохранения и укрепления здоровья учащихся, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий.
В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта можно встретить суждения о несостоятельности и неэффективности существующей системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, еще более усложнилась ситуация с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.
Слабую эффективность существующей школьной системы физического воспитания при реализации ФГОС специалисты видят в следующих результатах функционирования данной системы:
устойчивая динамика увеличения заболеваемости учащихся от класса к классу (с 12% детей, имеющих отклонения в здоровье в первом классе, до 90% учащихся, имеющих отклонения в здоровье в старших классах);
низкая мотивация к самостоятельному систематическому использованию ценностей физической культурой (по разным данным, от 8 до 15% учащихся систематически занимаются физической культурой, а 35-55% – вообще не считают нужным заниматься систематически и самостоятельно);
отсутствие стойкого интереса школьников к урокам физической культуры (так, пассивность и нежелание заниматься на уроках наблюдается в 55-60% случаев);
недостаточный уровень физической подготовленности и функционального состояния учащихся (каждый второй учащийся средней и старшей школы не способен справиться с программными нормативами на положительную отметку);
слабая материально-техническая база образовательного учреждения, не позволяющая в полной мере реализовывать требования школьной программы по дисциплине Физическая культура.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в системе начального общего и среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к системе контроля качества образования, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся.
Для решения проблем, возникающих на уроке физической культуры выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения, которые мы называем современные образовательные технологии. Одна из которых, технология здоровьесбережения.
Здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровье сберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровье сберегающих технологий. Результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. На уроках физической культуры здоровье сберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата.
Идея здоровьесбережения учащихся - приоритетное направление, национального проекта Образование, президентской инициативы Наша новая школа
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
Сущность здоровье сберегающего урока в том, что он:
- обеспечивает ребёнку сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока;
- позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
В этой связи главная роль отводится учителю физической культуры, которая заключается в том, чтобы обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Для этого необходимо:
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования;
- формировать ценностное отношение к своему здоровью;
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи решаются через:
совершенствование методики проведения урока;
индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися;
коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков;
мотивацию школьников к учению.
Подздоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия длясохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектовобразования
В эту систему сберегающей образовательной технологией входит:
1.Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии симеющимися данными.
2.Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся.
3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации данной технологии.
4.Использованиеразнообразныхвидовздоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Здоровье сберегающие технологии имеют:
образовательную направленность,
оздоровительную направленность,
воспитательную направленность.
Образовательная направленность:
обучение по темам: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика.
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств
получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Оздоровительная направленность:
защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем), создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).
Воспитательная направленность:
учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
создание эмоционально положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
Отличительные особенности здоровье сберегающих технологий:
использование уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения;
применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
рациональная организация труда учителя и учеников; создание комфортного психологического климата;
соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
чередование разных видов деятельности на уроке;
Здоровье сберегающие технологии основываются на:
на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
вариативности методов и форм обучения;
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
обучении в малых группах;
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации;
создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”);
на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья
Здоровье сберегающие технологии предусматривают:
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы нетолько для познавательного развития детей, но и дляих нормального психофизиологического состояния;
творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той илииной степени, является насилием над собой идругими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы головного мозга не в ущерб здоровью;
построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход отсовместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к автоматизированным.
обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
обеспечение прочного запоминания через систему научно обоснованного повторения – как необходимого условия здоровье сберегающих технологий.
Методологическим основанием воспитательной деятельности, направленной на реализацию здоровье сберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход.
В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.
Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка. В этом аспекте воспитание понимается как процесс формирования ценностно ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира.
В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской ФедерацииФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).
Основные отличия обновленного ФГОС НОО и ООО с точки зрения здоровьесбережения:
1.Вариативность содержания образовательных программ НОО и ООО обеспечивается во ФГОС за счет:
требований к структуре программ;
возможности разработки и реализации Организацией образовательных программ, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных модулей;
возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы НОО и ООО, требованиям, предъявляемым к уровню образования.
Основные отличия обновленного ФГОС НОО и ООО с точки зрения здоровьесбережения:
Организация, имеющая статус федеральной или региональной инновационной площадки, разрабатывает и реализует программу НОО и ООО, самостоятельно определяя достижение промежуточных результатов по годам (этапам) обучения вне зависимости от последовательности достижения обучающимися результатов, определенных соответствующими ПООП.
Основные отличия обновленного ФГОС НОО и ООО с точки зрения здоровьесбережения:
Организация образовательной деятельности по программе НОО и ООО может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (далее - дифференциация обучения).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.
ФГОС не применяется для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Всё выше перечисленное способствует реализации личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, которая обусловлена:
- формированием потребностей, мотивов и целей учащихся;
- эффективностью процесса их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитиюв целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом основное правило личностно-ориентированного образования:
подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях;
грамотно оценивать индивидуальные возможности ребенка, его сильные и слабые стороны;
формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения;
исключить методы, унижающие личность;
безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:
- Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
- Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
- Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?
- Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
- Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Успех работы по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от нескольких составляющих:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровье сберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Таким образом проектирование здоровье сберегающей деятельности в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:
личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровье сберегающей деятельности учителя физической культуры;
в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая модель) реализации личностно-ориентированной здоровье сберегающей педагогической технологии;
личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровье сберегающих личностно-ориентированных технологий.
Основу здоровьесберегающей деятельности в МОУ СШ № 140 составляют:
мониторинг состояния здоровья учащихся и условий обучения с целью принятия адекватных управленческих решений;
наличие программы по развитию физической культуры и спорта образовательного учреждения;
образовательная деятельность, направленная на формирование культуры здоровья;
разработка и реализация программ здоровье сберегающей деятельности;
разработка плана физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения;
повышение квалификации и переподготовка кадров по вопросам здоровье сберегающего образования;
работа с родителями по вопросам здоровье сбережения учащихся.
Система физического воспитания в нашей школе предусматривает внедрение в образовательный процесс школы современных инновационных здоровьесерегающих технологий.
Например, параллельно-раздельное преподавание в 7-8 классах (юноши и девушки), что не предусмотрено программой по физическому воспитанию. Физиологические особенности подросткового возраста накладывают свою специфику на организацию и методику образовательной деятельности по физической культуре. Использование элементов параллельно-раздельного преподавания на уроках физической культуры в 7-8 классах возможно без дополнительного финансирования. Особенностью расписания является постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры (мужского и женского пола). Такая расстановка классов в расписании, позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение определенного временного периода (например, для девушек ведется преподавание по разделу гимнастика с элементами акробатики, ритмическая гимнастика, уроки можно проводить с использованием музыкального сопровождения, для юношей – совершенствование техники спортивных игр футбол, баскетбол, волейбол).
Сюда мы относим технологию специализированного преподавания, которое позволяет повысить качество преподавания программного материала по физической культуре за счёт временной смены в одном классе в течение года преподавателя по физической культуре – специалиста по определенному виду спорта или привлечения для преподавания теоретического курса узких специалистов (медицинские работники, педагог-психолог, учитель биологии и др.).
Особая роль в программе развития школы отводится системе дополнительного образования детей и подростков в области физической культуры и спорта.
Одной из инноваций в области здоровье сбережения, является организация работы по программе Юный спасатель.
Программа дополнительного образования детей Юный спасатель
Цель: обучить учащихся действиям в условиях чрезвычайной ситуации, привить твёрдые и уверенные навыки по оказанию помощи пострадавшим на воде, сформировать понятие о здоровом образе жизни и культуре безопасного поведения.
Основные задачи программы Юный спасатель:
- обучить навыкам спасательного дела и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим на воде;-привить культуру водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;-обучить навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях;-подготовить юных спасателей к активному участию в деле охраны жизни людей на воде.
Наша школа является региональной инновационной площадкой по теме: Инновационные практики воспитания как средство формирования у обучающихся мотивации на достижение функциональной грамотности
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы, курсы образовательные модули помогают детям самоопределиться с будущей профессией, найти своё место в жизни.
По нашему мнению функциональная грамотность повышается образовательную мотивации ребенка. А это в своё время даёт нам возможность стимулировать его к саморазвитию и самосовершенствованию, повысить уровень культуры здоровьесбережения.
Виды контроля на уроках физической культуры:
педагогический контроль;
врачебный контроль;
врачебно-педагогический контроль;
самоконтроль.
Виды педагогического контроля:
1)хронометрирование деятельностизанимающихся на занятии. С помощью хронометривания измеряют общую и моторную плотность урока. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%;
2)определение физической нагрузки во время урока.Самым распространенным является измерение частоты ударов пульса; пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 сек. и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. Следует помнить, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Важным показателем является период восстановления пульса после нагрузки;
3)контрольные испытания. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств учащихся.
В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие тесты:
бег на 30,60 и 100 м (оценка скоростных способностей);
прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);
подтягивание в висе (мальчики) и отжимание от пола (девочки) (показатель локальной силовой выносливости);
бег 500 м (девочки) и 1000 м (мальчики) (показатель специальной выносливости);
бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель общей выносливости);
подъем туловища из положения лежа руки за головой (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.
4)педагогические наблюденияза учебно-воспитательным процессом.Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся к физическим упражнениям. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля - врачебноеобследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью обучающихся.
Первичное обследованиепредусматривается перед началом занятий физическим воспитанием в школе (проводится перед поступлением в первый класс). Главная задача - определение группы здоровья.
Повторное обследованиенеобходимо проводитьодин раз в год. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр в соответствии с предписаниями врача.
Дополнительные врачебные обследованияпозволяют исключить участие в спортивных соревнованиях учащихся, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.
Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри школы, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.
Программа медицинского обследования предусматривает:
общий и спортивный анамнез учащихся для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
наружный осмотр;
антропометрические измерения;
обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
проведение функциональной пробы.
Врачебно-педагогический контроль
проводится совместно учителем и медицинским работником.
включает санитарно-гигиенический контроль за местом проведения занятий.
может включать санитарно-просветительскую работу, пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Врачебный контроль иврачебно-педагогические наблюдения дадутлучший результат, если они будут дополненысамоконтролем.
Самоконтроль - это существенное дополнение врачебного контроля.
Главное же егопреимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья. Удобная форма – дневник самоконтроля. Первоначально необходимо научить детей правильно вести учет отдельных показателей.
К ведениюдневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить ссамого начала занятийвгруппе. Приэтом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.
Субъективные данные.
Настроениеиграет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение. Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.
Ночной соннельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч. Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: тает накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях режима работы и отдыха, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий. В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение- это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным. Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боличаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли вмышцах.Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.
У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Боли в боку.Они отмечаются в правом подреберье - в области печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли. Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье - переполнением кровью печени.
Объективные данные.
Рост- важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки. Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.
Масса теласлужит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.
Окружность грудной клетки.Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе. Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук.Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия.ЖЕЛ- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Пульс.Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы. Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение.При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почти не изменяется.
Наблюдение за спортивными результатами- важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА:
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. – М.,2004.
Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры :Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. – М., 1982 .
ГугинА.А. Уроки физической культуры в 1-3 классах. В помощь учителю. 2-е изд., испр. И доп. – М.,1977.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: ВАКО, 2004
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.:ВАКО,2005
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999
Фурманов А.Г. оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003
Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.
Ю.В. Науменко Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство Глобус, 2009. (Управление школой).
Л.Б. Дыхан Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
М.А. Павлова Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
Т.И. Агишева Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе. http:/www.allbest.ru/dip/.
М. Южаков, Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования // Знание – власть, 2008, №30. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2010.
Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.: Нар, асвета. 1980.
Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 2009. Учебная программа для общеобразовательных школ.