Организация проектной деятельности обучающихся начальной школы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности обучающихся начальной школы
Автор: Тормозакова Ольга Викторовна

Организация проектной деятельности обучающихся начальной школы с использованием современных технологий в образовательном пространстве Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в основе остается системно-деятельностный подход, приоритетом - формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения. Приоритетом также становится доступность информационных и учебных ресурсов образовательной организации, учебной документации (программы, учебные планы, результаты аттестаций). Появившаяся возможность использования различных носителей информации (традиционных и цифровых), внешних ресурсов для функционирования ИОС школы должны способствовать как повышению качества реализации образовательных программ, так и повышению качества управления образовательной организацией. Проектная деятельность же является основным видом деятельности обучающихся, развивающей УУД, в соответствии с обновленными ФГОС. Таким образом, данная тема актуальна и отвечает двум основным целям Федерального государственного образовательного стандарта - использование проектной технологии в процессе обучения и использование современных образовательных технологий. В своей работе использую методы развития критического мышления: кейс метод, метод интеллект–карт, метод мозгового штурма, методы контроля и самоконтроля, метод побуждающего диалога, метод формирования личностных результатов, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и др.Работая над повышением качества образования, особое место отвожу выбору образовательных технологий. Они должны быть уместны, целесообразны, решать задачи урока.Выбор технологии зависит от целей, которые буду решать на данном уроке. • Если это уроки открытия нового знания, организую процесс самостоятельного построения детьми нового знания, использую технологию деятельностного метода, обучение в сотрудничестве и др.• Если это уроки рефлексии (тренинг, самоконтроль), ребята закрепляют полученные знания и умения, учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их, использую технологию оценивания образовательных достижений, технологию сотрудничества и др. • Если это уроки общеметодологической направленности (эти уроки посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, освоению алгоритмов обобщённых способов действий, использую проектные методы обучения, технологию игрового обучения: ролевых, деловых игр и др.• Если это уроки развивающего контроля (контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, формирование умения контролировать собственную деятельность) использую технологию уровневой дифференциации, обучение в сотрудничестве, технологию оценивания образовательных достижений. Современные технологии тесно взаимосвязаны одна с другой и они часто переплетаются на уроке.В процессе выполнения исследовательских, поисковых, творческих проектов у моих обучающихся повысился уровень сформированности УУД, качество обучения. Ребята научились самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, что и являлось целью педагогической деятельности и методической темой.Обучающиеся определяют проблему, действуют по плану, решая ее и оценивают результат своей деятельности и деятельности группы. К тому же, учащиеся оказывают помощь друг другу словесно, наглядно, доступно, умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение одноклассников. Самостоятельная работа обучающихся стала более творческой, продуктивной. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и обучающихся.В своей работе использую специальную и справочную литературу, электронные учебники и энциклопедии, аудио и видеоматериалы. В своей работе активно применяю электронные приложения к предметной линии учебников «Школа России», а так же Яндекс. учебник. Особое внимание уделяю эстетичному оформлению кабинета, что способствует созданию комфортной обстановки на уроках и переменах. В кабинете есть шахматы, шашки, игры, что позволяет обучающимся учиться договариваться, коммуницировать, сотрудничать, приобретать социальный опыт взаимодействия в паре, группе, коллективе через игру.Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыком самостоятельности. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для общения. Это предполагает внедрение в образовательное пространство альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой. Во внеурочной деятельности обучающиеся раскрывают свой потенциал. Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Научно-исследовательская деятельность даёт возможность обучающимся начальной школы получить начальные научные знания, заглянуть в мир науки, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально активной личности субъектов образовательного процесса