«Волшебные звуки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Волшебные звуки»
Автор: Назмиева Сания Шайхуловна
Программа по дополнительному образованию «Волшебные звуки» СОДЕРЖАНИЕЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи реализации программыПринципы формирования программыОсновные методы, условия, направления формирования программыВозрастные особенности познавательно – речевого развития детей 6-7 летПланируемые результаты Содержательный разделНаправления работы по реализации программыСтруктура занятия по знакомству со звукамиКалендарно - тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет Взаимодействие с родителями Организационный разделОрганизация познавательно-речевой средыПрограммно-методическое обеспечение Список использованной литературыМониторингЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаПодготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Программа дополнительного образования «Волшебные звуки» помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Развитие» Л.А. Венгера Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой системой языка.Задачи программы:Развивающие – обогащать словарный запас, развивать речь детей, развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление.Образовательные –закреплять умение проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.Воспитательные – формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность. Программа строится на принципах: 1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий) 4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) Методами успешной реализации программы являются: Словесный (заучивание стихотворений, небольшой рассказ беседа).Наглядный (наблюдение, рассматривание). Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «В какой части слова данный звук» «Цепочка звуков»). Методическое условие реализации программы предполагает наличие дидактических пособий по звуковому анализу. Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте. Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии. Основные направления программы:Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи; Развитие навыков звукового анализа в словах. Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков; Развитие психических процессов. Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6 летнего возраста Дети шестилетнего возраста начали выделять речь как особую форму деятельности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа находятся на начальном уровне. Дети могут определять первый ударный гласный звук, сложнее определяют последний гласный, согласный звук. Большинство детей называют первый слог вместо первого согласного звука. Уровень речевого развития детей таков, что под руководством взрослого они готовы к усвоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.Прогнозируемый результат: 1.Овладеть понятиями «звук», «слог», «слов», «предложение», «твёрдые и мягкие согласные». 3.Правильно произносить звуки 4.Определять позицию звука в слове. (Звук в начале слова, в середине, в конце) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛСистема занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:1.Работа со звуком. Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.2. Работа со слогом. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (что вызывает огромный интерес у детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. 3. Работа со словом. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). 4. Работа с предложением. Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных). Календарно – тематический планВзаимодействие с родителями Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений по обучению детей грамоте. Содержание работы с родителями через разнообразные формы. Направления деятельности. Информационно – аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической деятельности. Проведение анкетирования и опросов. Познавательные: ознакомление родителей с приемами, методами обучения детей грамоте. Формирование желания заниматься со своими детьми. Проведение родительского собрания «Обучение детей грамоте». Наглядно – информационные: оформление родительского уголка в подготовительной группе «Советы родителям будущих первоклассников» «Игры со звуками», «Выделение и распознавание звуков». «Деление слов на слоги «Определение места ударения в слове». «Чтение слов и предложений». «А теперь буквы» «Сколько звуков? На каком месте?» «Что значит «ребенок готов к школе?» «Гласные и согласные» «Со схемой и без неё» ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация развивающей среды с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Центр познавательно – речевой активности в группе включает в себя столы, стулья, различные дидактические игры и наглядный материал. Дидактическое обеспечение программы: фишки, иллюстрации, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, скороговорки, зеркала. Методическое обеспечение программы - Наборы картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка). - Полоски-схемы звукового состава слов.- Многофункциональные перфокарты.- Рабочие тетради с заданиями на каждого ребёнка.- Ребусы для детей.Литература:1«Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Москва, «Школьная пресса», 2011г.;2.Дидактические материалы Н. В. Дуровой «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте», «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе».3.«Готовимся к школе» Н. М. Савицкая, «Литера», Санкт- Петербург, 2012г.;4.«Уроки грамоты для дошкольников», Москва, «Мозаика - синтез», 2011г.;5.«Обучение дошкольников грамоте», Н. С. Варенцова. Москва, «Мозаика - синтез», 2012г.;6.«Звуки, слоги, слова» Е. В. Соколова, «Академия развития», 2007г.7.«По дороге к азбуке» Г,Ф,Марцинкевич