"Радостные краски"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Радостные краски"
Автор: Ирина Николаевна Строкова
Программа для одарённого ребенка в области изобразительного искусства «Радостные краски» (дошкольный возраст 5-6 лет) Пояснительная запискаПрограмма «Радостные краски» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства. Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию. Основные задачи:Художественно – эстетические:развивать художественное восприятие жизни;уточнять представления об окружающем мире;развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.Задачи на приобретение изобразительного мастерства:развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.Задачи на формирование технических навыков:упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;научить различать жанры живописи;развивать художественно – эстетический вкус.Воспитательные:развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;радоваться успехам своих товарищей при создании работы. Принципы построения программы:- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.Содержание программы Программа рассчитана на один год обучения, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Проводится 1 занятие в неделю длительностью не более 30 минут (всего 36 занятий в течение учебного года). Схема методики проведения занятий:вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;показ образца, сенсорное обследование;показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;самостоятельная работа (составление композиции или образа);анализ готовой работы;уборка рабочих мест. Основные этапы работы: 1 этап: «Создание интереса»На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения. 2 этап: «Формирование практических навыков и умений»Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств. 3 этап: «Собственное творчество»Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами. Инструменты и материалы, необходимые в работе:бумага для черчения формата А4 и А3;гуашевые, акварельные, акриловые краски;пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;соль, мука, клей ПВА;штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;поролоновые губки, пенопластовые трафареты. Перспективное планированиеОбщие показатели развития детского творчества Компетентность (эстетическая). Творческая активность. Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»). Креативность (творческость). Произвольность и свобода поведения. Инициативность. Самостоятельность и ответственность. Способность к самооценке.Специфические показатели развития детского творчествав продуктивных видах деятельности Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата (продукта) детского творчества. Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Индивидуальный «подчерк» детской продукции. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности. Способность к инерпритации художественных образов.Признаки творческого продукта Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка. Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания. Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками. Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.Ожидаемые результаты программы1. Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.2. Участие в кружках по изобразительной деятельности.3. Оформление выставок творческих работ.4. Защита детских проектов. Литература1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.2. Дрезнина М.Г. , Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 – 248с.3. Журавлёва И.В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-36 с.4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.6. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.8. Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.