методическая разработка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Инна Владимировна Русенко
ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42» Учитель: Русенко И.В. Открытый урок по произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цель: показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании нравственных качеств человека.Задачи: Развивать умения учащихся выражать собственное мнение, умение раскрыть авторское отношение к героям, совершенствовать монологическую речь.Воспитывать лучшие нравственные качества школьников: доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.Оборудование: портрет Антуана де Сент-Экзюпери, компьютер, мультимедийное оборудование, выставка детских рисунков к произведению. Ход урока Вступительное слово учителя:– Добрый день!Сегодня нас вновь ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». Действительно, в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?Я приглашаю вас к размышлению над важными философскими вопросами о человеческой жизни.Кто такой Маленький принц?Почему автор говорит, что баобабы опасны? Что они символизируют?Почему Маленький принц покидает Розу?В ходе исследования мы рассмотрим проблему: «В чем же необычность Маленького принца?»Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612, твердо усвоив правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Каждый день он чистил свои вулканы и вырывал ростки баобабов.Экзюпери говорит нам: «Дети, берегитесь баобабов!» Чем же они опасны? Проанализировав сказку, мы можем прийти к следующим выводам. Учитель предлагает ответить ученикам (Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья).Дополнения учителя:Сказка эта метафорична, поэтому баобабы могут символизировать следующее:Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. Чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться. На планете Маленького принца растет Роза – красивый и капризный цветок. Но все капризы её лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц еще не знает, что такое любовь и поэтому решает отправиться в странствие, чтобы «найти себе занятие да поучиться чему-нибудь».«Нет, взрослые и правда поразительный народ», – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? В ходе работы мы искали ответ на вопрос: «Какое открытие совершил Маленький принц в своих странствиях?»Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты: нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый.Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира – разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах.Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому.Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе. Нигде Маленький принц долго не задерживался, потому что все взрослые думали только о себе.Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.Из всех встреченных Маленький принц особо выделяет обитателя пятой планеты – фонарщика и даже хочет с ним подружиться. Почему? Фонарщик – единственный человек, который думал не о себе, он был верен слову, он умел работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.Учитель:– Итак, Маленький принц путешествует... Но, как мы увидели из исследования литературоведов, маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдёт ответы на свои вопросы? – Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что здесь изображено?(Место в пустыне Сахара, где Маленький принц явился к летчику, потерпевшему аварию, из другой галактики.)Ребята, почему именно в пустыне происходит действие?«Пустыня одиночества» – так говорит герой во второй главе, он одинок, поэтому и оказался в пустыне. «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».– Что значит приручить?В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис). Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью.Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви, в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету...).– Почему? (Без него они погибнут!)– А за кого вы в ответе?– Вспомним последние строчки из сказки: «Вот уже 6 лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей».Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.– Как понять эти слова? Давайте вспомним Розу на планете Маленького принца.– Когда он понял, что ошибся? (Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.)– А мы с вами всегда ли умеем понять близких нам людей? Почему? (Не чувствуем сердцем) Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил Обобщающая беседа– Что понял Маленький принц во время путешествия? Какие слова показались и вам самыми важными? (зачитать афоризмы )«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»; «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;«Там хорошо, где нас нет»; «Надо судить не по словам, а по делам»;«Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения»;«Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Подведение итогов конкурса рисунков. Ученики самостоятельно выбирают лучшие работы из представленных. Рисунки дети выполнили раннее. Заключительное слово учителя.Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. А Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше лучшее.Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).