"Как развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста"
Автор: Дуванская Галина Васильевна

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААннотация: статья посвящена проблеме развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. В статье рассматривается понятие самостоятельность исходя из различных источников. Приведены условия, необходимые для развития самостоятельности. Проблема формирования самостоятельности у младших школьников остаётся актуальной на сегодняшний день, потому что самостоятельность всегда была востребована во всех сферах деятельности общества. Условия жизни и деятельности в социальной среде меняются, поэтому нужно уметь быстро к ним приспосабливаться.Огромное значение уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения,   формирования               их                индивидуальных           качеств, необходимых для эффективной самореализации. Значимость обсуждения данной проблемы подтверждается тем, что на уровне методологии обоснована необходимость формирования самостоятельности у обучающегося. В концепциях начального образования обосновывается необходимость воспитания самостоятельности и формирования умений обучаться. Следовательно, в методологии представлена необходимость формирования самостоятельности. Обучающийся, который не обрел данных качеств по окончанию начальной школы, в средней школе не может справиться с новыми требованиями к самостоятельности, большим объемам материала и нагрузкой. Он теряет заинтересованность к учебе, учится хуже своих одноклассников, а став выпускником, не может самостоятельно решать какие – либо проблемы без помощи взрослого. Стремление к самопознанию, которое даст обучающемуся возможность выделять более подходящую учебную информацию, дифференцировать её, самому осуществлять контроль над процессом и результатом работы, а также устранять затруднения, должно быть сформировано на 1 ступени обучения. В связи с этим умение быть самостоятельным позволит ребёнку менее болезненно относиться к эмоциональным психологическим и физическим перегрузкам, а также целесообразно организовать учебную деятельность.Понятие самостоятельность в разных источниках трактуется по - разному. Развитие понятия «самостоятельность» в педагогике очень тесно связана с классно - урочной системой обучения. Система обучения изменялась, сформировавшись в средневековой монастырской школе и взяв своё начало в Древнем Риме. Вместе с ней также менялось отношение к участникам образовательного процесса. Период зарождения системы характеризовался огромным вниманием к личности воспитанника. Средневековым методам обучения была противопоставлена идея развития самодеятельности и самостоятельности обучающегося.Например, Ж.-Ж.Руссо отрицал авторитаризм и выступал за получение знаний из окружающего нас мира. И.Г.Песталоцци предлагал развивать самостоятельность в ходе приобретения знаний, трудовой деятельности и считал, чего человек не приобрёл сам, не является его личным достоянием. А.А. Дистерверг в особенности выделял самостоятельность мышления ребенка.В Психологической энциклопедии, самостоятельность трактуется как«качество личности, состоящее из умения правильно ставить пред собою цели согласно своей инициативе, без посторонней помощи находить пути их решения» [6, с. 424].В словаре по социальной педагогике самостоятельностью является«обобщённое качество личности, проявлявшееся в критичности, инициативности, соответственной самооценке и чувстве индивидуальной ответственности за собственные действия и поведение» [4, с. 368].Анализируя понятие «самостоятельность» мы можем, сделать вывод что самостоятельностью считается волевое качество личности характеризующееся ответственным, критическим и инициативным отношением к своей работе, а также умением планировать деятельность, ставить перед собой задачи и находить пути их решения без посторонней помощи, опираясь на существующий личный опыт.Е.Я. Голант, Л.Е. Журова, М.Н. Скаткин, считали, что развивать самостоятельность на начальной ступени обучения необходимо, для становления личности обучающегося, его мышления и воображения. Главной причиной отсутствия у ребёнка самостоятельности является то, что его не научили самостоятельности, с детства не привили любовь к тому, чтобы ребёнок делал что – либо сам, без помощи взрослых. Самостоятельность может формироваться по мере взросления детей, а также иметь значимые особенности на каждом возрастном этапе. В любом возрасте нужно правильно уметь поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые умения и навыки. Ограничение самостоятельности у ребёнка может привести к подавлению личности и вызывать в дальнейшем негатив.Как отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три«института»: семья, школа и общество», но не нужно забывать, что главная роль, остается всё же за самим ребенком, т.е. воспитание становится успешным, если оно превращается в программу самовоспитания» [2, с. 39]. Это даёт нам возможность предположить, что наиболее важным качеством, которое необходимо развивать и формировать у детей с детства, является самостоятельность. Процесс воспитания самостоятельности от педагогов требует большего внимания к младшим школьникам. Важно научить обучающихся внутренней дисциплине; принимать критику и адекватно реагировать на нее; быть ответственным и отвечать за свои поступки, действия. Именно внутренняя дисциплина отличает самостоятельного человека. Он управляет своими поступками, а не они им [3, с.320].Чтобы воспитывать самостоятельность у младших школьников, необходимы следующие условия: 1)            Психологическая готовность. Заключается эта готовность в том, чтобы была создана хорошая атмосфера, комфорт.2)            Навык самоанализа и самооценки. Ребёнок должен уметь оценивать не только свою деятельность, но и деятельность своих сверстников.3)            Творческая направленность. На каждом этапе развития самостоятельности, необходимо присутствие творческой составляющей, чтобы заинтересовать ребёнка.Согласно суждению преподавателей и специалистов по психологии, младший школьный возраст, является главным для развития у ребенка различных качеств, с помощью которых он может в дальнейшем реализовать себя. Рассмотрим, какими способами и где именно может проявляться и развиваться самостоятельность у младших школьников. Важнейшее место в жизни детей младшего школьного возраста продолжает занимать игровая деятельность.В ходе сюжетно-ролевой игры младший школьник способен овладеть теми качествами личности, которые привлекают его в жизни. К примеру, обучающийся, который плохо учится, хочет быть отличником, и, беря на себя эту роль, пытается ей соответствовать, выполнив все правила без исключения. Эта ситуация способствует усвоению младшими школьниками требований, необходимых для того чтобы учиться на отлично.Самостоятельность проявляется и развивается также в выборе ролевых игр, в умении принимать самому какие – либо решения и осуществлять контроль над собственными действиями и поступками [7].Например, игра «Нельзя Да-нет» – направлена на принятие и удержание цели деятельности. Правила игры заключаются в том, что необходимо отвечать на вопросы без произнесения слов «да» и «нет». Вопросы могут быть такими: Самостоятелен ли ты дома? Помогаешь ли ты маме? Можешь ли ты сам выполнить домашнее задание? Такие игры помогают младшим школьникам не только самостоятельно выразить свою точку зрения, без какой–             либо подсказки и помощи.Ребёнок может поразмышлять над ответом, сделать какой – либо выбор в своём ответе. По утверждению психологов учебная деятельность, является ведущим видом деятельности младшего школьника. В учебной деятельности самостоятельность, проявляется в потребности и умении самостоятельно мыслить, в возможности ориентироваться в каких- либо обстоятельствах, самому видеть проблематичную ситуацию и находить различные методы её решения[5, с. 39].Психологи советуют предоставлять обучающимся возможность выражать свою точку зрения для того чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности. Например, в ходе урока, когда происходит актуализация знаний или подготовка к новой теме, ребёнку задаётся система вопросов, на которые он должен ответить, поразмыслив порассуждав, сделав определённый выбор. Выбирая для себя нужный ответ, обучающийся практиковался бы, высказывал свою точку зрения, также корректировал свои ответы и ответы сверстников.В выполнении домашнего задания младший школьник использовал бы различные материалы, имел бы возможность презентовать различными способами свою работу. Наибольшие возможности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте представляют индивидуальная или коллективная учебная и внеурочная деятельности, осуществляемые без руководства педагога.Для развития самостоятельности важно умение ребенка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить цели и организовывать, контролировать свое поведение и умственную деятельность.В первом-втором классах обучающиеся еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, с которыми сталкиваются в обучении. Поэтому воспитание самостоятельности в этом возрасте заключается в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, целенаправленно добиваться их достижения [1, с.204].Трудовая деятельность также оказывает большое влияние на развитие самостоятельности             в                младшем           школьном         возрасте,           помимо              игровой              и учебной. Особым фактом этого возраста является то, что ребенок проявляет интерес к процессу труда. Ему хочется самому выполнять какую – либо работу, без посторонней помощи. Ребёнку очень хочется показать, что он сам может выполнить что – то и надеется на положительный результат. Темне менее, ученик не всегда действует согласно примеру, зачастую он отвлекается потому, что всем психическим процессам свойственно характеризоваться непроизвольностью в этом возрасте. Ребёнок начинает выдумывать что – то своё, у него не всегда всё получается в конкретной ситуации. Если обучающийся берёт на себя какую – либо трудовую деятельность, у него будет развиваться не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение порученного ему дела. Самостоятельность младших школьников также проявляется и в умении оценивать свою работу и поведение сверстников[2, с.43].Также развитию самостоятельности у младшего школьника способствует ситуация выбора, которая даёт возможность ребёнку самому принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Развитию такого качества очень важно уделять особое внимание в младшем школьном возрасте.Таким образом, самостоятельность младших школьников обусловлена большей степенью зависимости от взрослых, в том числе от родителей. Им очень важно, чтобы со стороны взрослых была поддержка в том, что ребёнок хочет сделать сам. Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, но всё же наиболее значимым остаётся игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета учителя, как значимой личности для них.