Сказка о том как Илья богатырь Соловья Разбойника победил


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка о том как Илья богатырь Соловья Разбойника победил
Автор: Савенко Ольга Владимировна

Сценарий для кукольного театра«Сказка про то, как Илья - богатырь Соловья разбойника победил!»Автор-составитель воспитатель:Савенко.О.В.Цели: Формировать духовно- нравственное отношение и чувства сопричастности к Родному краю, дому, семье, детскому саду; Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.Давать представление о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству. Способствовать развитию творческих проявлений ребенка в различных видах музыкальной деятельности Развивать интонационную выразительность речи. Оборудование: ширма, куклы, плоскостные изображения -(берёзы, гора, тёмная ткань ,ложки деревянные,)Куклы: Илья, Князь, Девочка Россиюшка, Старец. Колдунья, Каравай, Кикимора, Мастер, Соловей разбойник.Ведущий: Сказочница.Сцена 1Звучит музыка А. Цыганкова «Гусляр и скоморох» тема гусляра. (для домры и фор-но). Появляется сказочница.Сказочница: Сказок много есть на свете. Сказки очень любят дети.А я люблю их рассказывать, ведь зовут меня – Сказочница. Здравствуй, зритель, дорогой!Рады встрече мы с тобой!Убегать вы не спешите,Посидите, посмотрите!Сказку старую покажем,Но по-новому расскажем.Сказка-сказка, прибаутка,Рассказать её не шутка. Сказочница: Сколько вижу я, сколько ведаю, расскажу я Вам – вы послушайте! Сердцем слушайте, душой грейтесь и любовью наполняйтесь к добрым молодцам, к славе прежних лет, к Руси – матушке, ко Отечеству! Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Давным-давно, никто уже и не помнит точно когда, жила на Руси девица, что ни в сказке сказать, не пером описать.Была она как солнышко с косами пшеничными На платье цвета неба поляны земляничные.Глаза ее глубокие, как озёра синие,И вся такая нежная девочка Россиюшка. Появляется Россиюшка.Сказочница:-Любила она с девицами погулять, песни попеть, хороводы водить.Дорожили ей не только отец и мать, но зверь лесной и народ честной.Под «Песню Девочка росия», Россиюшка и девочки водят хоровод. Сказочница:Но вот однажды, в разгар веселья. В часы тяжелого, глубокого раздумья, В далеких странах, в иноземье, От песен жарких проснулась колдунья. Звучит музыка Колдуньи и темных сил. Колдунья: Не  буду я больше слушать. Мелодий веселых звуки! Я сделала зелье забвенья И, всех одолеет скука! Не будет праздничных песен, И танцев веселых не будет! Россию-красавицу вашу Скоро весь мир позабудет! Быстрей, мои верные слуги, К  хозяйке своей летите, И зельем волшебным в округе Леса и поля окропите! И послала колдунья своего главаря Соловья разбойника.Темные силы Соловей разбойник разгоняют детей и Девочку Россию заворачивают в темные полотна.Сказочница: И напали тёмные силы во главе с Соловьём разбойником, на родную сторонушку, заковали солнце яркое. И разрушили этот город каменный, город прославленный! Разогнали они красных девушек, да малых детушек! А девочку Россиюшку обернули в покрывало чёрные и унесли в края не ведомые.Сцена 2Звучит печальная музыка. Появляется Князь садится на трон. Сказочница - А в том городе белокаменном правел князь Владимир. Пишет он указ и посылает гонцов. Князь. Разудалы, добры молодцы! Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую! Сказочница: Многие богатыри пытались испытать свою силушку богатырскую, но никто не смог одолеть Соловья Разбойника. Закручинился князь, что же делать. Но тут ко дворцу пришёл старец, услышал он про беду.Старец: Здравствуй князь Владимир, услышал я про горе ваше и пришёл помочь вам.Возле княжеских палат богатырь живет Илья, он и селен, умен, ручаюсь, может зверя погубить и Рссиюшку освободить.Князь: Послать гонцов за ИльёйВыходит Илья и точит меч, вытирает тряпочкой.Илья: Зачем же это я нашему князю понадобился? Зачем ты меня позвал ?Князь: . Здравствуй, богатырь. Позвал я тебя, добрый молодец, хотел я тебя просить, чтобы ты помог нашему народу. Недавно повадился злодей Соловей разбойник нападать на землю русскую, поля вытаптывать, людей губить, детей сиротить, девушек утаскивать. А девочку Россиюшку обернул в покрывало чёрные и унес в края не ведомые. Набери себе храбрых воинов и отважных богатырей  и освободите нашу землю от нечисти.Богатырь. Да, не обрадовал ты нас, князь. Ну, ничего не поделаешь, надо идти воевать, Россиюшку освобождать.Сцена 3.Звучит запись гр. «Самоцветы» «Богатырская сила». Перед, Ильёй появляется старец.Занавес открывается. На первом плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Старец: Чтоб Россиюшку. Мы могли спасти, Символы народные  Должны мы обрести.Сказочница: долго ль шел Илья иль нет. То не знает белый свет. Только вдруг.Из-за деревьев слева выкатывается Колобок. Илья: Ты кто такой? Напугал меня.Каравай - Караваем зовут меня отец и мать. А ты, кто такой и куда путь держишь.Илья: Здравствуй, здравствуй, мой дружочек,Каравайко – коло бочек! (Зрителям).Какой интересный мальчишка.Как будто с тарелки коврижка. - Иду я, Соловья разбойника искать. Да Россиюшку, из беды выручать.-А, Чтоб доченьку Россиюшку. Мы могли спасти, Символы народные  Должны мы обрести.Каравай: Эх Илья, так повезло тебе, что меня встретил. Я и есть главный символ России каравай. Издавна на Руси повелось хлебом солью гостей встречать.- Так отведай моего хлебушка душистого. Да силушку свою пополни.Илья - Спасибо тебе каравай. Только , где же мне остальные символы найти.Каравай: Я тебе помогу. Только тебе загадку отгадать надо, сможешь. Слушай. «Какой русский сувенир Покорил уже весь мир?»Илья: Балалайка? Нет! …Гармошка?Нет! …Я не знаю. Каравай: Детская игрушка эта,Обошла уже пол света!Так, немного и немало,Символом России стала.Знают все её загадкуВ ней хранятся по порядкуКраснощёкие девчонки…Её младшие сестрёнки.Сказочница: Ребята давайте поможем Илье отгадать загадку. Дети-То – русская матрёшка!!! Илья: Спасибо ребята. Каравай перевернулся,Облизнулся, обернулся.Покатился дальше по тропинке,Остановился у куста малинки. А там, Одна матрёшка, две… и вот…Матрёшек целый хоровод.Дети исполняют «Песня - танец (матрёшек)»Каравай: Ну, вот Илья, ещё один символ отгадал. Слушай следующею загадку.-Живут в России чудо-мастера,умельцы дивные, чьи золотые рукитворят шедевры с раннего утра,ремесел помня древние науки.Промчатся и столетья и года,но не постигнет мастера забвенье!Ведь эти вещи для людей всегда-источник радости, любви и вдохновенья!За ширмой звучат ложки. Появляется Мальчик-мастер в руках у него лоток с ложками. Мальчик-мастер: Ребята, а вы умеете на ложках играть.Сказочница: Давайте сыграем. «Ложки деревенские» исп. Дети.Каравай - Молодцы ребята, помогли ИЛЬЕ.Каравай перевернулся,Облизнулся, обернулся.Дальше он покатился.И, под горочку скатился,Да в болото вдруг свалился.А там его сюрпризе к ждал:Кикимора леснаяЗвучит музыка появляется кикимора.Каравай.Здравствуй, бабушка-старушка,Человек ты аль лягушка?Как звать тебя – не знаю.Меня все Караваем называют. А со мной наш богатырь ИЛЬЯ.Кикимора.Ты посмотри,Лягушкой он меня назвал!Вот придумал, вот сказал!Я – кикимора леснаяВсе в округе это знают! И зачем пожаловали, покой мой нарушили.Илья - Иду я, Соловья Разбойника искать. Да Россиюшку, из беды выручать.-А, Чтоб Россиюшку. Мы могли спасти, Символы народные  Должны мы обрести.Кикимора.Ты Иван, да, Колобок, наш, Каравай! не переживай.Если вы ко мне пришли –Знать судьбу свою нашли! -Так и быть, вам помогу. Кикимора. Посмотрите ,сколько у меня на болоте этих символов растёт. Для того чтобы они вам дорогу дали нужно песню про них спеть или стихотворение рассказать. Илья: Я стихотворений не знаю.Сказочница: Ребята поможем Илье. Стихотворение Березка: читает ребёнок.Береза – символ России,Царица русских полей.Она средь невест всех красивей,Величественней и белей.Шелестом листьев березыШепчет Россия нам.Весной святой родины слезыБегут у берез по стволам.Береза – символ России,Печаль в ней и радость земли.Веками ей песни дарили, С поклоном к березе все шли.Илья: Спасибо вам ребята. Ну а песню я про берёзу знаю.Поет, ему подпевает хор детей.(слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского)То Березка, то рябина куст ракиты над рекой…Край родной навек любимый,Где найдешь еще такой!Край родной навек любимыйГде найдешь еще такой!где найдешь еще такой!От морей до гор высокихПосреди родных широтВсе бегут ,бегут дорогиИ зовут они впередИ зовут они вперед! Сцена4.Сказочница: Тут деревья расступились,В пыль седую превратились -За деревьями была. Мхом поросшая скала.В ней ДЕВУШКУ прятал враг – Не достать её никак.Богатырь наш вынул меч, Начал камни в крошку сечь.Илья: Эй, зверюга, выходи, свою силу покажи! Раздается свист Соловья-разбойника, прячется за кулисыИльяВон, зверюга в кустах притаился,И рычит. И свистит по-звериному…Соловей-разбойник:Это кто посмел в лес мой забраться…Ты – мужик, человечишка,Рода поганого!ИльяА отведай-ка ты, меча нашего!Меча нашего, да богатырского!Не топчи ты нашу землю русскую,Землю русскую, да великую! Соловей-разбойник: Ишь, ты пришел в мои владения. Это мой лес. Ступай отсюда подобру, поздорову!Илья: Ни тебе меня пугать, Разбойник!Сказочница: Илья взял стрелу, пустил в Соловья-разбойника и Выбил ему зуб. взял его в плен. .Илья: Что обессилел зверюга поганая.Берёт Соловья и кладёт в мешок.Колдунья:Бессильна против вас я, погибаю.Россию не сломить мне никогда.Все силы черные я отзываю,Вас покидаю навсегда.Под музыку Колдунья вместе с темными силами уходят. Появляется девочка Россиюшка.Илья: Ура! Победа!Все дети: Ура! Победа!Появляются все герои сказки.Сказочница: а ИЛЬЯ пошел тихонько на родимую сторонку.Илья: Выходи, народ лихой! Праздник будет удалой!Хватит горе горевать, пришло время поплясать.Сказочница-Меч-булат, Илья, клади, в середину выходи!Соловей то страшный зверь, беззубый он теперь.Пой, пляши и веселись, своей удалью хвались!  Сказочница:  Летят столетья и проходят годы,Уж так повелось на Великой Руси,Русский народ, претерпев все невзгодыС гордостью символы славит свои!Звучит песня «Девочка Россия» Видео РЕФЕРАТПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯВЖизни ребёнка«Семья- Детский сад»СодержаниеВведениеИстория создания метода песочной терапииМетодологические основы организации и проведения песочной терапииВозможности и преимущества применения методаЗаключениеСписок литературыВведениеВ последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, внутренние чувства и перенести их во внешнюю действительность.Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов. Появившись в рамках аналитической психологии, песочная терапия долгое время развивалась в рамках этой концепции, оставаясь инструментом юнгианских психотерапевтов. Сегодня метод используют специалисты различных направлений (часто добавляя в него то новое, что позволяет использовать метод в рамках других концепций) - в сказкотерапии, арт-терапии, психодраме, в качестве среды для коррекционных и развивающих занятий.Песочная терапия или игра с песком - прекрасная среда для развития способностей ребенка, речи, мышления, снятия эмоционального напряжения, для работы с "трудными" детьми. Песочная терапия дает возможность создавать символические образы, отражающие неповторимый, внутренний мир ребенка. Удивительно, но песочная сказочная страна - это и есть проекция внутреннего мира ребенка с неповторимыми ландшафтами детской души. Создавая песочную историю, ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы разыгрывающейся в песочнице. То, что прежде таилось в детской душе, выходит на свет, персонажи игры приходят в движение, выражая актуальные чувства и мысли ребенка. Игра с песком предоставляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы страхов, агрессии, фантазий, желаний и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.История создания метода песочной терапииПесочная терапия основывается на теории К. Юнга, которая гласит, что в нашем бессознательном каждый встречающийся предмет образует некие ассоциативные связи («индивидуальное и коллективное бессознательное»). Обращаясь к этому типу терапии, мы снимаем внутреннее напряжение, повышаем уверенность в себе, раскрываем для себя новые пути развития. Так, прикасаясь к песку, мы ощущаем покой, а также вспоминаем все хорошее, что было связано с песком в детстве: кто-то Ї жаркое лето и холодную речку, а кто-то Ї морские камни и ракушки. А также неизменное палящее летнее солнце. Детство, беззаботность и счастье![9]Если говорить об истории песочной психотерапии, то все «sandplay therapy»направление строилось на работе с детьми, начиная с методики «Техника построение мира» (Маргарет Ловенфельд).Автор метода «Песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, - «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.) Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия (рис.1).Рисунок 1- Поднос для работы с пескомПоднос с песком, или песочница - уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости, в том числе и проблемы личностной адаптации личности[3].Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет - это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.Таким образом, песочная терапия - один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии (так как ребенку трудно говорить рефлексивно, особенно, если это касается его травмы). Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному «Я».Методологические основы организации и проведения песочной терапииВ центре комнаты, где проводится работа по методу сэндплэя, на уровне стола устанавливается лоток с песком с размерами 57 x 72 см, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток - приблизительно 8-10 см глубиной и заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка. Также существует возможность смешивать песок с реальной водой, если клиенту будет необходимо сформировать или создать различные влажные ландшафты типа болота. Так как песок не успевает высохнуть за время перерыва между сессиями, обычно сэндплэй-терапевты имеют в комнате два лотка с песком, чтобы всегда было можно использовать и сухой и увлажненный песок[5].Кроме того, комната для терапии должна иметь огромное количество разнообразных миниатюрных фигур. Людей из различных исторических периодов и исполняющих различные функции, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания. Священных зданий (типа церквей, храмов) и религиозных символов, мостов, автомобилей, вагонов, и еще много всего другого.Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать то, что труднодоступно другими средствами. Обычно все это «богатство» располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку.Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать ребенку собственный мир. Что действительно важно - не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно - иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой», необычный и «иностранный» мир в душе.В начале часа ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.В конце сеанса звучит звон колокольчика и, оставляя всё как есть, клиент выходит из кабинета песочной терапии. Это важный момент, так как данное требование работает как терапевтическая рамка и терапевтично в работе с истерическими неврозами.Инструкции педагогу1. Наблюдать, слушать.2. Не прерывать игру конфронтацией «Нет, не так ты делаешь», интерпретациями «Ой, какой славный человечек» или ассоциациями «Похоже на ..., правда?»3. Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.4. Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.5. Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.6. Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.7. По мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, аналитик делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры.Некоторые психотерапевты критиковали прямоугольную форму лотка и предлагали, чтобы лоток был квадратный или круглый, потому что такие формы, по их мнению, увеличивают психическую концентрацию и сосредоточение. По мнению Доры Калфф другая форма лотка была бы менее правильной. Так, можно представить какое различное влияние оказывает на человека квадратная, круглая и прямоугольная комната. Из-за неравенства измерений прямоугольная комната создает напряженность, волнение, и желание движения, желание идти вперед. Квадратная или круглая комната, напротив, создает баланс, отдых, концентрацию, направленную к центру. Непосредственно аналитический процесс можно сравнить с постоянным поиском центра в не центрированном месте. Иногда человек стоит слишком далеко от правого, иногда слишком далеко от левого, или колеблется между слишком высоко и слишком глубоко, пока он наконец не находит свой центр, свой персональный круг, в прямоугольнике лотка с песком.Созданный ребенком ландшафт является «рельефом его души»: во время игры свой внутренний мир он выносит во внешнее пространство и обыгрывает его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существуют мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф.С точки зрения юнгианской психологии, в течение курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 40 минут. Когда ребенок закончил свою работу, психотерапевт фиксирует картину мира, который построил ребенок: фотографирует или зарисовывает песочницу. Созданный ребенком ландшафт не сохраняется да следующего занятия.Каждый раз, приходя к терапевту, ребенок создает мир заново. Родители на сеансах песочной терапии не присутствуют.Психолог перед началом курса терапии беседует с родителями, разговаривает с ребенком. Семья проходит психологическое тестирование, направленное на выявление стиля воспитания в семье и «болевых зон» ребенка.
  • Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать:
  • Ситуативные проблемы
  • Проблемы в семейной системе
  • Когнитивные и поведенческие проблемы
  • Эмоциональные нарушения
  • Нарушения развития и личностные расстройства
  • Биологические отклонения
  • Процесс психотерапии можно разделить на несколько этапов:
  • Установление доверительных отношений
  • Диагностика расстройств
  • Постановка и достижение психотерапевтических целей
  • Контроль эффективности
  • Используя метод песочной терапии, необходимо учитывать желание и согласие клиента. Также необходимо отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.Типы предметов, используемых в песочной терапии.Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.Наземные животные. Эта подгруппа должна включать изображения диких животных. Млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь. Горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.Летающие животные. Эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс). Также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. д. (иногда можно использовать и реальные растения).Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.Транспортные средствата подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.Объекты особого рода. Маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.Аксессуары. Ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.Естественные природные объекты. Кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.Обычно миниатюрные предметы располагаются на полках. Они могут быть сгруппированы по категориям (люди, животные, дома и т. д.). Некоторые психотерапевты ставят предметы разных категорий вперемешку друг с другом, для того чтобы клиент комбинировал их по своему усмотрению, выбирая и включая их в свою композицию. Когда предметов настолько много, что они не умещаются на полках, можно пользоваться прозрачными пластиковыми емкостями, помещая в них предметы определенного типа. Так, например, в одной емкости могут находиться рыбы, в другой - домашние животные, в третьей - лошади, в четвертой - младенцы, в пятой - деревья и т. д. Это позволяет сэкономить пространство и клиенту поиск нужных ему предметов, а также облегчает уборку. После сессии психотерапевт, разбирая песочную композицию, иногда не имеет времени на то, чтобы очистить все предметы от песка. Проще помыть предметы, находящиеся в пластиковом контейнере, чем всякий раз стирать пыль и песок с полок и стоящих на них сотен предметов.Возможности и преимущества применения методаПесочная терапия - ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.Песочная терапия может быть самостоятельным методом терапии, а также может сочетаться с арттерапией, символдрамой, гештальт-терапией.Основополагающая идея песочной терапии: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики»[3].Для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.Игра в песок позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребенка; также это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания. Песочная терапия не требует от ребенка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй.В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе развивающей работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям... Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен человек. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:- различные формы нарушений поведения- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками- психосоматические заболевания- повышенная тревожность, страхи- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа)- неврозы.ЗаключениеПоднос с песком - мощный инструмент, позволяющий психологу использовать его во многих случаях, включая психологические травмы, вопросы межличностных отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости. Так же, Песочная терапия более экологична для психолога, чем вербальная терапия. Многие из переносов клиента помещены в поднос с песком, а не на психолога, поэтому энергия, затрачиваемая на проблемы переноса минимизирована.Песочная терапия помогает человеку обратиться к своему внутреннему миру, погрузиться в него для поиска ответов на актуальные вопросы, индивидуальных ориентиров и ресурсов, внутренних смыслов. В ходе песочно-терапевтических сеансов человек получает доступ к неосознаваемым частям Я, что ведет к высвобождению психической энергии и способствует осознанию целостности личности. Человек имеет возможность установить связи между своим телом, сознанием и бессознательным, устранить причины многих соматических проблем. Основные причинами, по которым специалисты часто делают выбор в пользу этого метода:Комплексное воздействие на человека;Песочная терапия может действовать на человека на нескольких уровнях;Медитативное состояние, снимающее напряжение;Обращение к личному бессознательному для решения внутриличностных конфликтов;Обращение к коллективному бессознательному через трактовку символов.Используемые источники:1. Думаем, творим, созидаем. Учебно-методическое пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ "Артек", - 2004.// 2. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. катеринбург, 2002. - 653. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 400 с.: ил.4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.5. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. - Екатеринбург, 2003. - 78 с.6. Обухов Я. Л. Образ - рисунок - символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.7. Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. осква , 20018. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)9. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.-240 с.