Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективе
Автор: Галина Георгиевна Сары

Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективеЧаще всего в самодеятельных танцевальных коллективах количество мальчиков существенно меньше, так как нелегко осуществить набор, организовать и удержать мальчиков. В чем же причина такого положения?Многие современные родители скептически относятся к занятиям танцами для мальчиков. И многие родители, в первую очередь, папы стремятся отдать своих мальчиков в спортивные секции, не зная, что танец способен воспитать в мальчике физическую силу не хуже, чем спорт, а кроме этого, дать еще эстетическое и духовно-нравственное развитие. В процессе занятий танцами задействуются все группы мышц, развиваются сила и выносливость. Эти качества крайне важны для представителей мужского пола.Кроме того, танцы воспитывают характер. Они заставляют преодолевать неуверенность в себе, избавляться от лени и слабости, достигать поставленных целей и постоянно совершенствоваться. Занятия в танцевальном коллективе формируют у мальчиков такие качества как стрессоустойчивость и лидерство. Ведь для того, чтобы добиться действительно хороших результатов, нужно научиться не обращать внимание на плохое настроение и незначительные травмы, работать с полной отдачей на занятиях и репетициях и танцевать до победы на конкурсах и фестивалях.Также они способствуют развитию интеллекта. Танцорам приходится запоминать много движений, анализировать данные, улучшать координацию своего тела и учиться находить взаимопонимание с другими участниками ансамбля.Занятия танцами учат мальчика красиво двигаться, и это умение может очень пригодиться ему во взрослой жизни. Кроме того, они развивают хороший вкус. Танцы позволяют мальчикам выплескивать накопленную энергию и направлять ее в полезное русло. Также танцы становятся отличным хобби, благодаря которому остается меньше времени на то, чтобы просиживать дни за компьютерными играми или перед телевизором, либо гулять в сомнительных компаниях. Ну и наконец, занятия танцами учат быстрее и проще находить общий язык с девочками. Такой опыт непременно пригодится каждому ребенку во взрослой жизни и поможет правильно построить отношения в будущей семье.Коллективный строй занятий, совместное исполнение танцев перед зрителем, общая заинтересованность детей в успешном завершении и показе танцевальных постановок способствуют объединению детей в дружный коллектив, приучают детей к ответственности за общее дело, повышают требовательность каждого члена коллектива к самому себе и к работе в целом.Конечно, работать в чисто женском танцевальном коллективе намного проще педагогу, чем в смешанном составе. С мальчиками – сложнее, т.к. мальчики развиваются медленнее девочек. Они не такие ловкие и не такие координированные и т.д. Но тратить свои силы на мальчиков все-таки стоит! Потому что ансамбль сразу заиграет новыми красками, и палитра концертных номеров наполнится яркими оттенками. И, если в коллектив приходят хоть несколько мальчиков, необходимо сделать все возможное, заинтересовав их танцевальным искусством и вовлечением в творческий процесс, чтоб они не ушли. В них придется вкладывать максимум своего терпения, душевных сил, воли, знаний и умений, но все это окупится с годами. Если вы были чутки, справедливы и все делали правильно в совместном творчестве, тогда к вам придут и другие мальчики.Как же добиться того, чтобы в танцевальном коллективе сохранить и удержать мальчиков?Мальчики обязательно должны заниматься отдельно от девочек. Это необходимо чтобы избежать на начальном этапе обучения скованности детей друг перед другом, уделить больше внимания воспитанию мужских качеств, необходимых в искусстве танца.Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими мальчиками. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении. К занятиям с мальчиками в танцевальном коллективе должен быть другой подход, чем к занятиям с девочками. Это, прежде всего воспитание мужских качеств в танце. Мальчишки стремятся найти в занятиях танцами применение своей энергии и активности. Их, как правило, привлекает сила, ловкость, энергетика танцевальных движений.На начальных этапах, обычно, танец нелегко дается юным танцорам.Мальчики обычно неповоротливы, медлительны, мешковаты. Они значительно медленнее, чем девочки, осваивают танцевальную грамоту.И, если что-то не получается готовы бросить это, мудреное занятие.Задача педагога-хореографа в этот период – удержать их в коллективе, заинтересовать, вовремя подбодрить и поощрить.И на первое место здесь выходит дисциплина (единая форма одежды, отсутствие пропусков занятий, неприемлемость опозданий и т.д.).По большому счету мальчики хотят знать три вещи:Кто главный?Каковы нормы и правила? Собираетесь ли вы проводить эти нормы и правила в жизнь?Для того, чтобы построить прочные отношения с мальчиками, вы должны быть главным и притом очень добрым. Устанавливайте только такие правила, соблюдение которых вы можете добиться, и неуклонно проводите эти правила в жизнь. Тогда у вас будет фундамент для создания отношений. Отсюда возникает уважение и, что важнее, доверие. После этого вы можете быть добрым, они будут вас слушать, потому что знают: вы на их стороне, т.е. мальчикам нужны дисциплина и разнообразие, но не жесткие и холодные, а ясные, четкие и добрые.Когда вы наладите дисциплину, объяснив это на первом занятии, и продолжая об этом говорить всегда, то успех работы с мальчиками гарантирован. Но, кроме этого, есть еще очень важные моменты. Занятие всегда должно быть выстроено так, чтобы ни вы, ни мальчики не скучали.
  • Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога
  • При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
  • Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
  • Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
  • Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.
  • На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.
  • Мальчикам, учитывая их природу, необходимо регулярно подкидывать новые движения, разучивать трюки. А когда у них получается, то обязательно хвалить, дать возможность выделить это показом перед остальными обучающимися.В мальчиках обязательно необходимо воспитывать лидерские качества – всегда и во всем быть первыми, тем более что стремление к лидерству свойственно мальчикам от природы.При необходимости на занятии мальчиков можно делить на группы для разучивания или закрепления движений и комбинаций. Например, таким образом можно отработать выученную комбинацию. А если в какой-то группе есть пробелы назначить «репетитора», то есть того мальчика, который знает материал. На это мальчишки с удовольствием идут и добиваются результата значительно быстрее.Если педагогу-хореографу удастся их по-настоящему увлечь, они охотно и усердно занимаются. И, довольно часто, добиваются значительных результатов. В занятиях с мальчиками целесообразно использовать их “соревновательный” инстинкт – можно устраивать небольшие внутренние соревнования по различным поводам – это их очень стимулирует!Мальчики не всегда понимают значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать. Педагогу необходимо проявить много инициативы и изобретательности, чтобы вовлечь мальчиков в регулярные тренировочные занятия. Поэтому долго держать мальчиков на полу (партерная гимнастика) или у станка нецелесообразно. Мальчики теряют интерес к тому, что делают, пропадает внимание, собранность, в конечном счете – желание заниматься. Необходимо как можно чаще менять виды упражнений: разминка, партерная гимнастика, скакалка, силовая гимнастика, экзерсис у станка, танцевальные элементы, комбинации, трюки – все в одном занятии, потому что задача педагога-хореографа – удержать мальчиков в коллективе, заинтересовать, увлечь творческим процессом и полученным результатом. В самые простые задания вкладывать близкий для мальчиков смысл, тем самым не только заинтересовывая их, но и лучше узнавать, выявляя способности и склонности каждого из них.С первых занятий мальчиков можно и нужно готовить к трюковым танцевальным элементам. Начинать надо естественно с простых, постепенно усложняя задачи. Первые трюки должны быть подобраны так, чтобы мальчики могли их исполнить хотя бы схематически (не дотягивая колени, стопы, не делая высоко). Например: «кувырок вперед», «колесо», прыжок «жабка».Это стимулирует у них желание совершенствовать движение дальше.Но к увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Для правильного закачивания всех мышц ног и предотвращения травмирования коленных суставов и ахиллового сухожилия следует: в процессе проведения занятия чередовать присядочные упражнения с прыжками и другими элементами экзерсиса.  Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. Введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве сложные элементы (присядки, ползунки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку. Но, чем старше мальчики, тем более сложные силовые и акробатические элементы они могут осваивать. Кроме роста их танцевального мастерства, улучшается общая координация, исключается риск травматизма.Вывод: Мальчики слабее (в возрасте 6-7 лет) и менее скоординированные, чем девочки, обладают менее развитыми балетными данными, поэтому и выучить мальчиков сложнее. Но уже в возрасте 10-11 лет у них возникает осознанное желание танцевать и стремление быть лучшими в коллективеА когда они дойдут до подросткового возраста, вот тогда все самое интересное и начнется. Они становятся самыми отзывчивыми и преданными вашими помощниками. В них пробуждается мужское начало. Формирование репертуараЛицо любого самодеятельного коллектива – это его репертуар. И в коллективе, где есть мальчики, у мальчиков должен быть свой репертуар. Это динамичные, трюковые, интересные по сюжету танцы. Ведь мальчишкам всегда хочется быть сильнее девочек. Наличие собственного мужского репертуара придает им большую значимость, повышает самооценку и положительно сказывается на климате в коллективе. Мужских тем очень много: «Гномики», «Домовята», «Чудики», «Бескозырка», «На покосе», «Ползунец», «Мальчишки-удальцы», «Пантозоо», «Потешки», «По морям, по волнам» и т.д.Мальчики всегда стремятся быть одной командой. Это желание для ансамбля бесценно. Тем не менее, их надо учить танцевать в паре с девочкой, психологически готовить к исполнению танца с партнершей. Для этого на совместных занятиях даются парно-групповые упражнения. Исполняя их, ребята учатся налаживать партнерские отношения, привыкают к определенным силовым усилиям при разучивании и исполнении поддержек.На этом фоне мальчики начинают стесняться девчонок или «выпендриваться» перед ними, это дополнительные трудности на занятии и репетиции. Это неизбежное зло, к нему нужно относиться философски, терпеть и преодолевать. Преодолевать можно разными способами, иногда сделать вид, что ничего не замечаем. Некоторые ситуации «сами разрешаются» без вмешательства педагога. Иногда приходится применять педагогическую волю. Брать за руку и ставить в пару волевым способом.Совместные занятия и репетиции помогают:
  • развивать партнерские качества у частников ансамбля;
  • повысить значимость мужского состава в коллективе;
  • научиться правильному общению с противоположным полом.
  • И таким образом формируется репертуар ансамбля в смешанном составе («Детство», «Гимн спорту», «Время, вперед», «От винта», «Завлекаши», «Калинка», «Варенька», «Ах вы, сени!», «Белый лебедь», «Казачий пляс», «Пастушьи игры» и т.д.)Как правило, в самодеятельные коллективы берут всех мальчиков без отбора. Из-за нехватки «кадров». И, к сожалению, не всегда всех мальчиков можно поставить в тот или иной танцевальный номер. Приходится находить подход и к детям без данных. В танцевальном репертуаре ансамбля для таких детей можно придумать несложную роль. Например, использовать ростовую куклу. «Солнышко», «Будильник», «Медведь» и пр. Ведь это так важно – обращать внимание на каждого ребенка. Уважение, понимание, умение расположить к себе, общение играют важную роль в удержании мальчиков в коллективе. Очень важный момент в работе каждого творческого коллектива – этосовместная досуговая деятельность. Организация данного вида деятельности осуществляется совместно с родительским комитетом: «День именинника», «Посвящение в юные танцоры», «Новогодние забавы», ежегодные отчетные концерты для родителей, торжественные проводы выпускников, выезды за город, фотосессии, экскурсии, поездки на конкурсы и фестивали, посещение мастер-классов и пр. – все это способствует сплочению коллектива в целом, а значит и сохранению мальчиков в ансамбле.Какого-то одного рецепта по сохранению мужского состава в коллективе нет. Все индивидуально. Нужно найти двери души и суметь открыть их. Наполнить теплом, светом, заботой, любовью, дружбой, пониманием. И тогда 100 процентный успех вашего коллектива гарантирован. Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть. Находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять детей на развитие их лучших качеств.