Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективе
Автор: Галина Георгиевна Сары
Особенности работы с мальчиками в детском танцевальном коллективеЧаще всего в самодеятельных танцевальных коллективах количество мальчиков существенно меньше, так как нелегко осуществить набор, организовать и удержать мальчиков. В чем же причина такого положения?Многие современные родители скептически относятся к занятиям танцами для мальчиков. И многие родители, в первую очередь, папы стремятся отдать своих мальчиков в спортивные секции, не зная, что танец способен воспитать в мальчике физическую силу не хуже, чем спорт, а кроме этого, дать еще эстетическое и духовно-нравственное развитие. В процессе занятий танцами задействуются все группы мышц, развиваются сила и выносливость. Эти качества крайне важны для представителей мужского пола.Кроме того, танцы воспитывают характер. Они заставляют преодолевать неуверенность в себе, избавляться от лени и слабости, достигать поставленных целей и постоянно совершенствоваться. Занятия в танцевальном коллективе формируют у мальчиков такие качества как стрессоустойчивость и лидерство. Ведь для того, чтобы добиться действительно хороших результатов, нужно научиться не обращать внимание на плохое настроение и незначительные травмы, работать с полной отдачей на занятиях и репетициях и танцевать до победы на конкурсах и фестивалях.Также они способствуют развитию интеллекта. Танцорам приходится запоминать много движений, анализировать данные, улучшать координацию своего тела и учиться находить взаимопонимание с другими участниками ансамбля.Занятия танцами учат мальчика красиво двигаться, и это умение может очень пригодиться ему во взрослой жизни. Кроме того, они развивают хороший вкус. Танцы позволяют мальчикам выплескивать накопленную энергию и направлять ее в полезное русло. Также танцы становятся отличным хобби, благодаря которому остается меньше времени на то, чтобы просиживать дни за компьютерными играми или перед телевизором, либо гулять в сомнительных компаниях. Ну и наконец, занятия танцами учат быстрее и проще находить общий язык с девочками. Такой опыт непременно пригодится каждому ребенку во взрослой жизни и поможет правильно построить отношения в будущей семье.Коллективный строй занятий, совместное исполнение танцев перед зрителем, общая заинтересованность детей в успешном завершении и показе танцевальных постановок способствуют объединению детей в дружный коллектив, приучают детей к ответственности за общее дело, повышают требовательность каждого члена коллектива к самому себе и к работе в целом.Конечно, работать в чисто женском танцевальном коллективе намного проще педагогу, чем в смешанном составе. С мальчиками – сложнее, т.к. мальчики развиваются медленнее девочек. Они не такие ловкие и не такие координированные и т.д. Но тратить свои силы на мальчиков все-таки стоит! Потому что ансамбль сразу заиграет новыми красками, и палитра концертных номеров наполнится яркими оттенками. И, если в коллектив приходят хоть несколько мальчиков, необходимо сделать все возможное, заинтересовав их танцевальным искусством и вовлечением в творческий процесс, чтоб они не ушли. В них придется вкладывать максимум своего терпения, душевных сил, воли, знаний и умений, но все это окупится с годами. Если вы были чутки, справедливы и все делали правильно в совместном творчестве, тогда к вам придут и другие мальчики.Как же добиться того, чтобы в танцевальном коллективе сохранить и удержать мальчиков?Мальчики обязательно должны заниматься отдельно от девочек. Это необходимо чтобы избежать на начальном этапе обучения скованности детей друг перед другом, уделить больше внимания воспитанию мужских качеств, необходимых в искусстве танца.Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими мальчиками. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении. К занятиям с мальчиками в танцевальном коллективе должен быть другой подход, чем к занятиям с девочками. Это, прежде всего воспитание мужских качеств в танце. Мальчишки стремятся найти в занятиях танцами применение своей энергии и активности. Их, как правило, привлекает сила, ловкость, энергетика танцевальных движений.На начальных этапах, обычно, танец нелегко дается юным танцорам.Мальчики обычно неповоротливы, медлительны, мешковаты. Они значительно медленнее, чем девочки, осваивают танцевальную грамоту.И, если что-то не получается готовы бросить это, мудреное занятие.Задача педагога-хореографа в этот период – удержать их в коллективе, заинтересовать, вовремя подбодрить и поощрить.И на первое место здесь выходит дисциплина (единая форма одежды, отсутствие пропусков занятий, неприемлемость опозданий и т.д.).По большому счету мальчики хотят знать три вещи:Кто главный?Каковы нормы и правила? Собираетесь ли вы проводить эти нормы и правила в жизнь?Для того, чтобы построить прочные отношения с мальчиками, вы должны быть главным и притом очень добрым. Устанавливайте только такие правила, соблюдение которых вы можете добиться, и неуклонно проводите эти правила в жизнь. Тогда у вас будет фундамент для создания отношений. Отсюда возникает уважение и, что важнее, доверие. После этого вы можете быть добрым, они будут вас слушать, потому что знают: вы на их стороне, т.е. мальчикам нужны дисциплина и разнообразие, но не жесткие и холодные, а ясные, четкие и добрые.Когда вы наладите дисциплину, объяснив это на первом занятии, и продолжая об этом говорить всегда, то успех работы с мальчиками гарантирован. Но, кроме этого, есть еще очень важные моменты. Занятие всегда должно быть выстроено так, чтобы ни вы, ни мальчики не скучали. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.Мальчикам, учитывая их природу, необходимо регулярно подкидывать новые движения, разучивать трюки. А когда у них получается, то обязательно хвалить, дать возможность выделить это показом перед остальными обучающимися.В мальчиках обязательно необходимо воспитывать лидерские качества – всегда и во всем быть первыми, тем более что стремление к лидерству свойственно мальчикам от природы.При необходимости на занятии мальчиков можно делить на группы для разучивания или закрепления движений и комбинаций. Например, таким образом можно отработать выученную комбинацию. А если в какой-то группе есть пробелы назначить «репетитора», то есть того мальчика, который знает материал. На это мальчишки с удовольствием идут и добиваются результата значительно быстрее.Если педагогу-хореографу удастся их по-настоящему увлечь, они охотно и усердно занимаются. И, довольно часто, добиваются значительных результатов. В занятиях с мальчиками целесообразно использовать их “соревновательный” инстинкт – можно устраивать небольшие внутренние соревнования по различным поводам – это их очень стимулирует!Мальчики не всегда понимают значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать. Педагогу необходимо проявить много инициативы и изобретательности, чтобы вовлечь мальчиков в регулярные тренировочные занятия. Поэтому долго держать мальчиков на полу (партерная гимнастика) или у станка нецелесообразно. Мальчики теряют интерес к тому, что делают, пропадает внимание, собранность, в конечном счете – желание заниматься. Необходимо как можно чаще менять виды упражнений: разминка, партерная гимнастика, скакалка, силовая гимнастика, экзерсис у станка, танцевальные элементы, комбинации, трюки – все в одном занятии, потому что задача педагога-хореографа – удержать мальчиков в коллективе, заинтересовать, увлечь творческим процессом и полученным результатом. В самые простые задания вкладывать близкий для мальчиков смысл, тем самым не только заинтересовывая их, но и лучше узнавать, выявляя способности и склонности каждого из них.С первых занятий мальчиков можно и нужно готовить к трюковым танцевальным элементам. Начинать надо естественно с простых, постепенно усложняя задачи. Первые трюки должны быть подобраны так, чтобы мальчики могли их исполнить хотя бы схематически (не дотягивая колени, стопы, не делая высоко). Например: «кувырок вперед», «колесо», прыжок «жабка».Это стимулирует у них желание совершенствовать движение дальше.Но к увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Для правильного закачивания всех мышц ног и предотвращения травмирования коленных суставов и ахиллового сухожилия следует: в процессе проведения занятия чередовать присядочные упражнения с прыжками и другими элементами экзерсиса. Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. Введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве сложные элементы (присядки, ползунки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку. Но, чем старше мальчики, тем более сложные силовые и акробатические элементы они могут осваивать. Кроме роста их танцевального мастерства, улучшается общая координация, исключается риск травматизма.Вывод: Мальчики слабее (в возрасте 6-7 лет) и менее скоординированные, чем девочки, обладают менее развитыми балетными данными, поэтому и выучить мальчиков сложнее. Но уже в возрасте 10-11 лет у них возникает осознанное желание танцевать и стремление быть лучшими в коллективеА когда они дойдут до подросткового возраста, вот тогда все самое интересное и начнется. Они становятся самыми отзывчивыми и преданными вашими помощниками. В них пробуждается мужское начало. Формирование репертуараЛицо любого самодеятельного коллектива – это его репертуар. И в коллективе, где есть мальчики, у мальчиков должен быть свой репертуар. Это динамичные, трюковые, интересные по сюжету танцы. Ведь мальчишкам всегда хочется быть сильнее девочек. Наличие собственного мужского репертуара придает им большую значимость, повышает самооценку и положительно сказывается на климате в коллективе. Мужских тем очень много: «Гномики», «Домовята», «Чудики», «Бескозырка», «На покосе», «Ползунец», «Мальчишки-удальцы», «Пантозоо», «Потешки», «По морям, по волнам» и т.д.Мальчики всегда стремятся быть одной командой. Это желание для ансамбля бесценно. Тем не менее, их надо учить танцевать в паре с девочкой, психологически готовить к исполнению танца с партнершей. Для этого на совместных занятиях даются парно-групповые упражнения. Исполняя их, ребята учатся налаживать партнерские отношения, привыкают к определенным силовым усилиям при разучивании и исполнении поддержек.На этом фоне мальчики начинают стесняться девчонок или «выпендриваться» перед ними, это дополнительные трудности на занятии и репетиции. Это неизбежное зло, к нему нужно относиться философски, терпеть и преодолевать. Преодолевать можно разными способами, иногда сделать вид, что ничего не замечаем. Некоторые ситуации «сами разрешаются» без вмешательства педагога. Иногда приходится применять педагогическую волю. Брать за руку и ставить в пару волевым способом.Совместные занятия и репетиции помогают:развивать партнерские качества у частников ансамбля;повысить значимость мужского состава в коллективе;научиться правильному общению с противоположным полом.И таким образом формируется репертуар ансамбля в смешанном составе («Детство», «Гимн спорту», «Время, вперед», «От винта», «Завлекаши», «Калинка», «Варенька», «Ах вы, сени!», «Белый лебедь», «Казачий пляс», «Пастушьи игры» и т.д.)Как правило, в самодеятельные коллективы берут всех мальчиков без отбора. Из-за нехватки «кадров». И, к сожалению, не всегда всех мальчиков можно поставить в тот или иной танцевальный номер. Приходится находить подход и к детям без данных. В танцевальном репертуаре ансамбля для таких детей можно придумать несложную роль. Например, использовать ростовую куклу. «Солнышко», «Будильник», «Медведь» и пр. Ведь это так важно – обращать внимание на каждого ребенка. Уважение, понимание, умение расположить к себе, общение играют важную роль в удержании мальчиков в коллективе. Очень важный момент в работе каждого творческого коллектива – этосовместная досуговая деятельность. Организация данного вида деятельности осуществляется совместно с родительским комитетом: «День именинника», «Посвящение в юные танцоры», «Новогодние забавы», ежегодные отчетные концерты для родителей, торжественные проводы выпускников, выезды за город, фотосессии, экскурсии, поездки на конкурсы и фестивали, посещение мастер-классов и пр. – все это способствует сплочению коллектива в целом, а значит и сохранению мальчиков в ансамбле.Какого-то одного рецепта по сохранению мужского состава в коллективе нет. Все индивидуально. Нужно найти двери души и суметь открыть их. Наполнить теплом, светом, заботой, любовью, дружбой, пониманием. И тогда 100 процентный успех вашего коллектива гарантирован. Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть. Находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять детей на развитие их лучших качеств.