Патриотическое воспитание дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Коломийцева Юлия Григорьевна
«Научно – методическая статья»Влияние лирики С.А. Есенина на патриотическое воспитание дошкольников.Авторы: Власенко М.В.; Коломийцева Ю.Г. Гой ты, Русь, моя родная,Хаты — в ризах образа...Не видать конца и края —Только синь сосет глаза…Русь! Родина! Малая Родина! Все начинается с малой Родины! И это очень важно донести до детей дошкольного возраста. Лирика С.А. Есенина «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства.Основой российского воспитания является патриотизм. Патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, любовь к матери, к своей семье. Воспринимать себя частичкой Родины это и значит быть патриотом.Проблема воспитания любви к Родине была актуальна всегда. Период дошкольного возраста очень важный этап, в этом возрасте закладывается: любовь к семье, к ближнему и родному дому. В современном мире появились «новомодные» игрушки, гаджеты, интернет благодаря которым дети в раннем возрасте сталкиваются со злом и насилием. Далеко не во всех семьях родители рассказывают детям сказки, поют колыбельные на ночь. Дошкольники еще мало знают о родном крае, народных традициях…Задача педагогов: формировать чувство любви к родному дому, к родной земле. Творчество С. Есенина пропитано любовью к малой родине, к своему краю. Мы живем и работаем на Рязанской земле – родине известного поэта С.А. Есенина. Мы его земляки, храним память о нем и изучаем творческое наследие. Его справедливо называют душой нашей Родины. С раннего возраста поэзия Есенина пробуждает в душах детей любовь к родине, к природе, к «братьям своим меньшим». Стихи Сергея Есенина согреты внутренним теплом, которое необходимо дошкольникам. Они помогают детям познавать окружающий мир и самих себя.В детском саду патриотическое воспитание осуществляется через образовательную деятельность, культурно массовые мероприятия, конкурсы, выставки, проектную деятельность.В своей работе используем разные подходы при знакомстве дошкольников с творчеством Сергея Есенина.На первом этапе знакомим детей с его стихотворениями о природе родного края, такими как «Береза», «Черемуха», «Пороша», «Поет зима- аукает». Ничто не заменит есенинские строки о березке – символе русской природы:Белая берёза Под моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром… Его лиричные стихи ярко описывают золотую осень, снежную морозную зиму, весеннюю черемуху и летние дни. Дети, слушая и разучивая стихи, учатся понимать поэзию, развивают творческое воображение. Учатся замечать красоту природы и испытывать эмоции, которые испытывал автор, когда писал о нашей Родине. В дальнейшем мы используем виртуальные экскурсии для знакомства с жизнью и творчеством Сергея Есенина, с использованием ИКТ. Это позволяет вызвать интерес дошкольников к лирике Есенина.Разработан цикл экскурсий, который включает посещение дома и школы Есенина, прогулку по селу Константиново, рассказы о детстве поэта. Сопровождаем свои рассказы показом слайдов, демонстрируя их на экране интерактивной доски. Для этого готовим презентации. На ярких иллюстрациях можем увидеть, где жил и как рос Сергей Есенин, какое дерево посадил поэт, будучи ребенком у себя во дворе. С помощью интерактивной песочницы создаем иллюзию реки, обрыва, небольшого деревянного домика, где рос Сергей Есенин. Это вызывает отклик у дошкольников, они сами могут сделать холмы, извилистую реку и представить, как поэт, будучи ребенком, ловил здесь рыбу.Течёт Ока, змеёй петляет, Вдаль убегая по лугам,И вся природа вдохновляетРодиться песням и стихам. Периодически создаем экспозиции с предметами быта есенинского времени. Дети могут увидеть и потрогать изделия того времени, например, чугунок, в котором готовили кашу. Ощутить себя частичкой Родины помогает следующее задание: нарисовать большой круг и разделить его на шесть частей. Шестая часть будет Русь, эту часть закрасим голубым цветом. Объясняя детям, что голубой и синий цвет в лирике поэта – цвет небесный, чистый, возвышенный. Поэт даже в слове «Россия» слышал, «синее что-то». Произнесем слова «Россия». Вот Россия наша родина одна шестая часть всей планеты, предлагаем обозначить уголок в этой части любым цветом и этот уголок будет вашей малой Родиной, которую так любил воспевать в поэзии наш поэт. Которую мы должны любить и защищать. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".