КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Автор: Лысенко Светлана Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ» Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Кульбакова И.Н. Михайловск, 2023г.Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику,Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.Оборудование: карточка с яблоней со слогами, ромашка, карандаш, мяч, карточка с окошками, для автоматизации звука Л в середине слова, карточка для автоматизации звука Л во фразе.Ход работы:Организационный момент.Л: Здравствуй, Тимур! Я очень рада тебя сегодня видеть таким бодрым и веселым.Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.Л: Давай немного разомнемся"Удивилки" - поднять брови."Поразилки" - поднять брови, открыть рот."Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом."Хмурилки" - нахмурить брови."Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки."Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта внизРабота над дыханием.Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.Артикуляционная гимнастика.Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 разаКачели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.«Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».«Иголочка»Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.«Вкусное варенье»Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.Сообщение темы занятия.Л: Давай вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?И: Со звуком Л.Л: Правильно. Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и предложениях.Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.Л: А давай вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?И: Звук Л согласный, твердый, звонкий.Л: Когда мы произносим звук Л губы открыты - Зубы разомкнуты - Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.И: Л-л-л-л-лВведение звука в слоги, слова.Л: Я хочу угостить тебя вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы ты не ошибся, собрал только спелые яблоки, я подписала их. Читай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом и пририсуй к ним листики, пусть они дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки в лукошко.1.Автоматизация звука Л в начале слова.Л: Молодец, ты собрал все спелые яблоки. А теперь посмотри на стол перед тобой лежит ромашка. Тебе нужно сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л.(Картинки на ромашке: Ласточка, ваза, карандаш, лопата, лук, варежки, часы, ландыш)2. Автоматизация звука Л в конце слова. Игра с мячом.Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.Л: Столы-И: Стол.Л: Уколы-И: Укол.Л: Полы-И: Пол.Л: Залы-И: Зал.Л: Пеналы-И: Пенал.Л: Голы-И: Гол.Л: Бокалы-И: Бокал.Физминутка.Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся.Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахатьШесть - за стол тихонько сесть.Автоматизация звука Л в середине слова.Л: А теперь давай поиграем. Тебе нужно назвать картинки, нарисованные в окошках, а затем подобрать недостающую картинку по аналогии и провести от нее стрелочку в пустое окошко.Автоматизация звука Л во фразах.Л: Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должен подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.Л: Полный..И: Флакон. Полный флакон.Л: Веселый..И: Солдат. Веселый солдат.Л: Сломанный..И: Самосвал. Сломанный самосвал.Л: Шелковая..И: Блузка. Шелковая блузка.Л: Теплый..И: Тулуп. Теплый тулуп.Л: Спелая..И: Клубника. Спелая клубника.Автоматизация звука Л в предложениях.Л: Молодец, ты очень ловко справился с заданием, но впереди еще одно, последнее. Я решила тебя повеселить и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.Л: Салат ел Милу.И: Мила ела салат.Л: Пол упал на стул.И: Стул упал на стол.Л: Футбол уехал на папу.И: Папа уехал на футбол.Л: Ладони вымыли Клаву.И: Клава вымыла ладони.Л: Лук полол Милу.И: Мила полола лук.Подведение итогов занятия.Л: Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?И: Звук Л.Л: А какое задание тебе понравилось больше всего?И: (отвечает)Л: Всего хорошего, можешь идти.