Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Птицы
Автор: Насибова Багиля Аясбаевна

Муниципальное общеобразовательное учрежденение «МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»Урок окружающего мира по теме : «Птицы»3 «Б» классУчитель: Насибова Л.А.п. Горный2023 гТема: Птицы.Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту. Планируемые результаты образования:Предметные: научатся обобщать полученные представления о птицах; дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам; понять пользу птиц для человека; логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения.  воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность  в получении знаний. Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядныйОборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, запись «Голоса птиц», презентация, Ход урока.1. Мотивация к учебной деятельности.Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать ваша любознательность.2. Актуализация знаний.       1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных. Давайте назовём всех животных по группам: звери, рыбы, насекомые, земноводные (амфибии) , пресмыкаюшиеся ( рептилии) 1.Одноклеточные2.Многоклеточные: Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника) Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде), пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)
  • « Кто такие пресмыкающиеся?»
  • Индивидуальные карточки «Соотнеси слова в столбцах»
  • 3. Постановка проблемы и цели урока- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:Кто отправляется в полетВ клюве веточку несет?Длинный клюв и два крыла,Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это…(птица) - Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)(Звучит запись «Голоса птиц»).- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц. Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов4. Создание проблемной ситуации.- Давайте мы с вами руками помашем,И что-нибудь птичье давайте мы скажем.А вдруг зазвучит?А вдруг мы взлетим?Давайте попробуем, что мы сидим?(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)5. Изучение нового материала.1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?(воробей, сорока, голубь, скворец)- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. 2. Работа с учебником.Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.(В ходе опроса на доске появляются таблички:)-У вас на столах есть картинка птицы. Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)-Мы разделились на три группы. Вы догадались, как будет называться ваша группа.-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма.  Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму? - Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому они перелетают ближе к жилью человека. -Как мы можем помочь им? (Сделать кормушки и класть корм в кормушки)- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.6. Игра “ Птицы” (физминутка)Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижиПрилетели птицы: Голуби, синицы,Аисты, вороныГалки, макароныПрилетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижиАисты, кукушки,Даже совы, плюшки.Лебеди и уткиИ спасибо шутке7. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.- Попробуйте дать определение : Птицы – это….    – А в чем их главная особенность?Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать,  вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)– Умеют летать только птицы?(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны? Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.Гнезда у птиц разные. Рубрика «Это интересно!»Иволга строит гнездо – гамачок. Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.Грач строит гнездо на вершине дерева. Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных. Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдойСамые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист. (Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)Птицы хорошо летают? Читаем стр. 130 в учебнике– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны? Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)-Какие это птицы? (хищники)-Только птицы имеют клюв? Вы согласны? Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.) Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной , прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком. - Для чего нужны клюв  птице? А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?С помощью клюва птицы  добывают пищу,  чистят  перья, собирают  материал для  постройки  гнезда  и  защищаются от врагов. По  форме  клюва  можно судить,  каким  кормом питается  птица.Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма. Загнутый вниз клюв пернатых  хищников удобен для разрывания мяса. Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет.               У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена.  Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?» - Прочитайте!– Только птицы несут яйца. Так ли это?(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.2. Значение пера- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. - Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду. У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы? Давайте Проведём опрос: Нужны нам птицы или нет?За – поднимаете рукиПротив – топаете ногамиПочему вы отдали свой голос за птиц?Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. - Какую помощь птицам мы можем оказать?Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.  12. Рефлексия «Дерево творчества»-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества. И тем самым подведем итог урока. У вас на листочках нарисовано дерево, есть птички.-Если вам работа на уроке была интересная, творческая - птички на верхних веточках- Если вам не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках - Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дереваСлайд 813. Итог урока. И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:Берегите птиц,Птиц вы берегите, Ласточек, стрижей,Ворон и синичек,В поле, и в садуВ степи, и в пустыне,Где только можно – Люди, берегите!14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц. Чтение стр. 130 -131