Птицы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Птицы
Автор: Насибова Багиля Аясбаевна
Муниципальное общеобразовательное учрежденение «МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»Урок окружающего мира по теме : «Птицы»3 «Б» классУчитель: Насибова Л.А.п. Горный2023 гТема: Птицы.Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту. Планируемые результаты образования:Предметные: научатся обобщать полученные представления о птицах; дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам; понять пользу птиц для человека; логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения. воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний. Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядныйОборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, запись «Голоса птиц», презентация, Ход урока.1. Мотивация к учебной деятельности.Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать ваша любознательность.2. Актуализация знаний. 1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных. Давайте назовём всех животных по группам: звери, рыбы, насекомые, земноводные (амфибии) , пресмыкаюшиеся ( рептилии) 1.Одноклеточные2.Многоклеточные: Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника) Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде), пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)« Кто такие пресмыкающиеся?» Индивидуальные карточки «Соотнеси слова в столбцах»3. Постановка проблемы и цели урока- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:Кто отправляется в полетВ клюве веточку несет?Длинный клюв и два крыла,Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это…(птица) - Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)(Звучит запись «Голоса птиц»).- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц. Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов4. Создание проблемной ситуации.- Давайте мы с вами руками помашем,И что-нибудь птичье давайте мы скажем.А вдруг зазвучит?А вдруг мы взлетим?Давайте попробуем, что мы сидим?(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)5. Изучение нового материала.1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?(воробей, сорока, голубь, скворец)- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. 2. Работа с учебником.Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.(В ходе опроса на доске появляются таблички:)-У вас на столах есть картинка птицы. Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)-Мы разделились на три группы. Вы догадались, как будет называться ваша группа.-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма. Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму? - Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому они перелетают ближе к жилью человека. -Как мы можем помочь им? (Сделать кормушки и класть корм в кормушки)- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.6. Игра “ Птицы” (физминутка)Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи…Прилетели птицы: Голуби, синицы,Аисты, вороныГалки, макароны…Прилетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижиАисты, кукушки,Даже совы, плюшки.Лебеди и уткиИ спасибо шутке7. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.- Попробуйте дать определение : Птицы – это…. – А в чем их главная особенность?Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать, вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)– Умеют летать только птицы?(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны? Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.Гнезда у птиц разные. Рубрика «Это интересно!»Иволга строит гнездо – гамачок. Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.Грач строит гнездо на вершине дерева. Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных. Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдойСамые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист. (Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)Птицы хорошо летают? Читаем стр. 130 в учебнике– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны? Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)-Какие это птицы? (хищники)-Только птицы имеют клюв? Вы согласны? Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.) Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной , прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком. - Для чего нужны клюв птице? А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов. По форме клюва можно судить, каким кормом питается птица.Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма. Загнутый вниз клюв пернатых хищников удобен для разрывания мяса. Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет. У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена. Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?» - Прочитайте!– Только птицы несут яйца. Так ли это?(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.2. Значение пера- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. - Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду. У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы? Давайте Проведём опрос: Нужны нам птицы или нет?За – поднимаете рукиПротив – топаете ногамиПочему вы отдали свой голос за птиц?Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. - Какую помощь птицам мы можем оказать?Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем. 12. Рефлексия «Дерево творчества»-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества. И тем самым подведем итог урока. У вас на листочках нарисовано дерево, есть птички.-Если вам работа на уроке была интересная, творческая - птички на верхних веточках- Если вам не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках - Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дереваСлайд 813. Итог урока. И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:Берегите птиц,Птиц вы берегите, Ласточек, стрижей,Ворон и синичек,В поле, и в садуВ степи, и в пустыне,Где только можно – Люди, берегите!14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц. Чтение стр. 130 -131