,,Инновационные технологии в ДОУ,,


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ,,Инновационные технологии в ДОУ,,
Автор: Ездина Людмила Александровна

Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса в современном дошкольном учрежденииСтремительный рост информационного потока и развитие новых информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а умение педагогов рационально использовать средства информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает новый качественный уровень реализации инновационных идей дошкольной педагогики и психологии. Внедрение ИКТ в практику ДОУ значительно повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. нформационная культура является частью общепедагогической культуры.Возможность использования ресурсов Интернета позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (узнавать о проведении конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, обмениваться опытом с коллегами, подбирать материал, необходимый для занятий с детьми. Это – эффективный способ дистанционного обучения, самообразования и творческой реализации педагога. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает огромное значение. Как отметил Дмитрий Медведев: «внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показателиразвития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …»Развитие общества в целом происходит под постоянным воздействием информации. Принято считать, что информация – это определенные сведения (знания), которые человек получает из внешней среды, традиционно – это общение, книги, радио, телевидение и т.д. Современное общество «добывает» и перерабатывает информацию иным способом – с помощью компьютера. На данный момент этот способ является наиболее доступным, удобным и быстрым. Компьютерные способы и средства при работе с информацией принято называть новыми информационнымитехнологиями, а компьютерные методы обработки, хранения и передачи информации - информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).Наряду с поиском разных форм организации образовательного процесса встала необходимость выбора содержания и педагогических технологий, которые отвечали бы современным требованиям. Образовательный процесс должен быть организован, так, чтобы не упустить ни одного важного направления развития ребёнка, поддерживать его познавательный интерес, создать мотивацию для дальнейшего обучения, а так же мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога.Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Основная, образовательная цель введения ИКТ в жизнь ребёнка – это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.«Взрослый» компьютер привлекает ребёнка так же, как настоящий автомобиль или живая лошадь. Он жаждет ими обладать, управлять, действовать с ними Д. С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребёнок хочет действовать как взрослый, но не может, так как ещё мал. Тогда, вместо того чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером его мечта об обладании им легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам, которые подобраны согласно возрастным особенностям детей. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения – до 100 тысяч таких единиц. Здесь как нельзя уместно сказать: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».ИКТ прочно вошли в систему общего образования и успешно используются вравной степени всеми участниками образовательного процесса. В системе дошкольного образования ИКТ нашли широкое применение у педагогов как средство повышения уровня эффективности в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Но стоит отметить, что в школах все-таки появились компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются определенные компьютерные программы и занятия – презентации, а в ДОУ эта работа еще только начинается и как правило идёт на уровне энтузиазма и личного интереса педагога, но это не мешает им строить воспитательно-образовательный процесс на высоком уровне.В нашем детском саду мы начали работу по внедрению ИКТ в 2011 году. Всёначалось с личной заинтересованности нескольких педагогов. Мной было предложено использовать презентации Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью. Данная работа дала хорошие результаты, которые были представлены на педсовете, были отмечены положительные моменты применения ИКТ в работе с детьми. В частности было отмечено, что использование медиа технологий позволяет:
  • представлять информацию в доступной форме на экране с использованием проектора и вызывать у детей огромный интерес к этой информации;
  • моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (работу сердца, круговорот воды в природе, появление цветка из семени и т.д.);
  • повышать интерес к изучаемому материалу и эффективнее его усваивать за счёт высокой динамики;
  • одновременно использовать несколько каналов восприятия в процессе ознакомления (закрепления), за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств
  • тренировать внимание и память, активно пополнять словарный запас, воспитывать целеустремлённость и сосредоточенность, развивать воображение и творческие способности.
  • Использование в образовательном процессе мультимедиа технологий в сочетании с традиционными методами обучения, такими как эксперимент, когда ребёнок самостоятельно находит ответ на поставленную проблему, является мощным катализатором для обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.Кангина Н. Н. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса в современном дошкольном учреждении // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 17. – ART 131170. – 0,3 п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/131895.htm. –Гос. рег. ЭлФС77-46214. – ISSN: 2307-9282