Мастер - класс "Развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка через ознакомление с родным краем
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс "Развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка через ознакомление с родным краем
Автор: Агарагимова Интизар Фейтуллаевна
Мастер-класс для педагогов: Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка через ознакомление с родным краем» Подготовила и провела: воспитатель Агарагимова И.Ф. АктуальностьВ каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Как известно, дошкольный возраст – это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты. Они будут интересны дошкольникам, а самое главное дети смогут сделать их дома и удивить своих родителей.Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию познавательно – исследовательской деятельности.Задачи:1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.2. Представить педагогам одну из форм проведения познавательно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование вобразовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности,способствующей развитию познавательной активности дошкольников.4. Активизировать самостоятельную работу педагогов.5. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.Ход мастер-класса Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.Добрый день всем членам жюри!Добрый день всем участникам конкурса!Добрый день всем гостям!Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!Добрый день всем, кто находится в этом зале!В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям детского сада рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является познавательная деятельность в ДОУ. Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Какую же роль играет экспериментирование в развитии ребенка - дошкольника? Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей. Ребенок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи; расширению кругозора детей; поддерживанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно – ценностного отношения к окружающей действительности. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. В своей познавательно – исследовательской деятельности с детьми я уделяю внимание методом наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, а так же использую художественные образы по сказке. Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию. На начальном этапе я выдвигаю перед детьми задачу (далее дети сами выдвигают задачи), которую можно решить способом экспериментирования. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребѐнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Моей педагогической находкой является внедрение в познавательно – исследовательскую деятельность Этноши (мальчика – куклы, который познает родной край). Уважаемые, коллеги, я хочу познакомить вас с моим маленьким другом Этношей. Он любит путешествовать и экспериментировать. Этноша вместе с детьми проводит опыты и эксперименты, находит ответы на сложные вопросы, делает выводы. Особенно детям интересно, когда рассказывая о том в каких уголках родного края он побывал, да еще сопровождая необычными опытами, все это надолго остается в памяти ребенка. Сегодня, я хочу показать вам самый простой опыт с водой и бумагой. Этот опыт интересен как малышам, так и взрослым. Когда Этноша побывал в Самурском заказнике, он видел, как в водоеме распускаются красивые белые цветы. Это были лотосы, точнее орехоносные лотосы, которые занесены в Красную книгу. Давайте и мы с вами понаблюдаем как распускаются эти прекрасные цветы. Опыт 1.Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.Опустите цветки лотоса в воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».Пока, вы работаете, уважаемые коллеги послушайте легенде об орехоносном лотосе. Существует легенда, объясняющая появление на свет этого растения.Однажды прекрасная фея гуляла по берегу реки, здесь и увидел ее молодой рыбак. Окликнул он красавицу — и как только встретились их глаза, любовь поселилась в сердцах молодых людей. Но не суждено было влюбленным быть вместе — узнал об их свиданиях отец феи, хитрый и коварный Повелитель Рек. У него уже давно был присмотрен жених для дочери. Зная ее непокорный нрав, Повелитель Рек решил хитростью разлучить влюбленных. Он снял ночью с пальца спящей дочери золотое кольцо и забросил его так далеко, как только мог. А на следующий день призвал к себе влюбленных и объявил, что готов отдать дочь в жены простому смертному, раз уж так сильны их чувства. Но при условии, что рыбак сумеет отыскать кольцо своей суженой, которое она так неосторожно обронила. Опечалились влюбленные, но старая цапля шепнула речной фее, что видела, как что-то блестит в цветке лотоса. Обрадовалась красавица, поспешила к своему любимому, чтобы подсказать ему, где искать кольцо. Но коварный отец опередил ее и скрыл кольцо внутри орешка, выросшего по его приказу в цветке. А чтобы запутать поиски, точно такие же орешки появились и в других , покачивающихся на водной глади. Не удалось рыбаку найти кольцо своей возлюбленной.Говорят, это кольцо и по сей день хранится в середине прекрасного цветка, и тот, кто отыщет его, получит в жены прекрасную речную фею, а в качестве приданного — власть над всеми реками и озерами.Но это всего лишь легенда.Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим сдетьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Через познавательно – исследовательскую деятельность, стараюсь прививать любовь к родному краю. Дети могут увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования дети учатся, не только видеть красивое в природе, но и как сохранить богатство родного края. Вдруг Этноша увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке. На просторах природного комплекса Самурского заказника насчитывается немало водоемов. Многочисленные озера образованы здесь благодаря подземным ключам и рекам. Некрупные водоемы достаточно прогреваются и становятся центром для обитания лососей, кутума. Опыт 2.Оборудование: контейнеры с водой, ложки металлические, маркеры.Участники рисуют на ложках рыбок и отпускают в контейнеры с водой. Рыбки начинают плавать в воде.Вывод: В воде рисунок сползает, так как основа маркера состоит из спирта и он легче воды.Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.Прошло немного времени, и дождь закончился, и Этноша на небе увидел цветноеКоромысло – радуга.Все вокруг было интересно Этноше, но как появляется радуга на небе он не знал. Опыт 3.Оборудование: 7 стаканов, 7 скрученных салфеток, фломастеры.- Сейчас нам нужно поставить точки в одну линию на нашей салфетке. В таком порядке, как следуют цвета в радуге. Вспоминаем.Участники читают считалку и ставят точки на салфетке- Готово.- А сейчас опускаем кончик салфетки в стакан с водой.Смотрим, что же происходит с водой?- Вода поднимается по салфетке- Как мы это видим?- Салфетка становиться разноцветной- Правильно, салфетка стала всеми цветами радуги.Вывод: А ещё наш Этноша побывал в самом интересном месте Дагестана. Вокруг зеленые деревья, растения, в центре гора из песка. И это - Бархан Сарыкум. Бархан – часть пустыни, подвижное скопление песков различной формы. Форму они меняют и двигаются, под действием ветра, так, происходит с любым обычным барханом, но не с нашим, наш бархан – единственный в мире, загадочный, можно сказать волшебный.Ученые до сих пор не могут объяснить, как же он оказался здесь, у нас, посреди зелёной поляны. Правда это интересно, посмотрите , ближайшая пустыня находится здесь, за Каспийским морем, как он оказался у нас? Перекочевал через море ? Это тайна. Удивительно, правда?С этим барханом связано очень много загадочного и необъяснимого.Давайте подготовимся к игре.В сенсорной корбок 5 природных материалов.Давайте мы с вами сконструируем свой Бархан Сарыкум.Обратите внимание, вот здесь должны быть горы, давайте мы выложим природный материал горной породы сюда, вот у нас получилось гора. Этот камень и есть осколок горы. (пощупайте его).А теперь посмотрите – это река Шура Озень, она протекает по территории Бархан Сарыкум.Возьмите речной камень и давайте выложим его вдоль реки. А с морским песком мы образуем морской берег.Ребята, а морской песок какой он?Дети: (он темнее, он крупнее чем песок из Бархана.)А теперь возьмем Барханный песок и аккуратно высыпаем. Какой он? ( он мягкий, желтый, …и т.д.)Название Бархан-Сарыкум переводится желтый песок.Пока вы конструируете, я расскажу вам легенду о происхождении Бархан-Сарыкум.Легенда о воине – завоевателе:« Когда-то, давным – давно, жил воин (фигурка воина) и было у него многочисленное войско смелых и сильных воинов ( раздают каждому фигурки воинов). И, покоряя земли, этот легендарный воин дошёл до берегов нашего Каспийского моря, а назвал он его по – старинному Мезендерским. И решил он проверить, насколько у него многочисленно войско, столько ли у него воинов, как и прежде? Приказал он воинам снять доспехи, окунуться в морских волнах и с берега морского, набрав песка в доспехи и шлемы, высыпать его у подножья горы, где он сам и расположился. Стали воины соревноваться друг с другом, кто сильнее и кто ловчее, насыпать песок, образовалось два бархана, один больше, а другой меньше. По легенде с этим и оставила сила и удача этого война и его вассалов. Обессилили они, не смогли завоевать наш край, так и сгинули злым духом отсюда»Даже есть народное пословица: Хорошее дело – не имеет поражения, а дрянному – нет победы.Ну, вот, понравилась вам легенда? (Да) Вот мы с вами сконструировали свой бархан Сарыкум.Давайте мы очистим ручки, салфетками.Давайте мы ещё раз посмотрим на Бархан Сарыкум с экрана, звучит музыка, послушайте, возьмите музыкальное инструменты давайте сопроводим ее ритмом.Давайте дополним выбранную музыку своим ритмическим сопровождением – вот наши любимые дагестанские барабаны и бубны, давайте расположимся поудобнее и приступим.Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы, подлинным музеем самобытной флоры и фауны. И должны понимать, если мы не будем оберегать его, он постепенно затянется травостоем и затем разделит судьбу своего правобережного «брата» – станет очередным песчаным карьером. К сожалению, эта тенденция является реальностью. Мы с вами должны помешать этому и сохранить памятник природы для будущего поколения.Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим сдетьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,классификации, обобщения.Спасибо вам большое.