Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями воспитанников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями воспитанников
Автор: Яблокова Анастасия Андреевна

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»«Пока душа ещё способна к образованию, мягка и нежна, подобно воску легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала побуждать её к добру».Святитель Василий ВеликийНа современном этапе проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, а вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешённостью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) патриотическое воспитание включает следующие моменты:- Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города (посёлка). - На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. - Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. - Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте. - Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющих ценить духовные и культурные ценности своего отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.Под патриотическим воспитанием принято понимать взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которая направленна на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитания эмоционально-действенного отношения, чувство сопричастности, привязанности к окружающим. Не оспоримым является тот факт, что качества, заложенные в ребёнке в дошкольном возрасте, это заслуга, прежде всего, родителей.На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах во благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Родителям необходимо иметь представление, что доступно пониманию ребенка в том или ином возрасте, какие категории он может усвоить, какие чувства у него могут быть сформированы. Роль родителей в патриотическом воспитании своих детей велика. Систематизируя представления о роли родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста важно подчеркнуть следующее: 1. Именно родители, выступая значимыми взрослыми для детей дошкольного возраста, служат примером и образцом для подражания. Их поведение и отношение к памятникам истории, традициям и культуре народов копируют дети, перенося в сюжеты своих игр. 2. Родители должны научить ребёнка к бережному отношению к вещам и продуктам – результату труда людей, показывая важность той профессии, которой занимается человек, познакомив со своей профессией, передав её значимость для общества и интерес для самого себя.3. В основном родители могут обеспечить чувственный опыт ребёнка, приобщая его к истории, культуре и природе родного края, организуя путешествия, экскурсии, походы. 4. Только родители способны приобщить ребёнка к наследию своей семьи, её быту, традициям, сообщив ребёнку историю её возникновения, соблюдая и чтя семейные обычаи, почивая родственников и храня память.5. Несомненна роль родителей в закладывании основ трудолюбия и бережного отношения к результатам своего труда. Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста нами был подготовлен материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребёнка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации патриотической направленности, картотека «Познавательно-этические беседы» и др. Родители нашей группы являются активными участниками по нравственно-патриотическому воспитанию детей, так, в процессе образовательной деятельности- они знакомили детей со своими профессиями. К нам приходили родители таких профессий: биолог, водолаз, сотрудник Сбербанка, стоматолог, писатель и учитель начальных классов;- знакомили с памятниками и достопримечательностями города Иркутска, в процессе проведения тематических занятий: «Театры нашего города», «Музеи города Иркутска», «Знаменитые памятники нашего района»;- мы совместно с детьми и родителями посетили: отдел природы областного краеведческого музея г. Иркутска: экскурсия «В гостях у Лесной Феи»; Штаб Поста № 1, основной целью деятельности которого является формирование гражданственности и патриотизма, высоких духовных принципов, культурных ценностей, ценностей национального самосознания, воспитания чувства уважения к старшему поколению, любви к своему Отечеству; Мемориал «Вечный огонь», увидели момент несения Почётной Вахты Памяти на Посту № 1 у Вечного Огня Славы и движения мемориальным шагом на площади, а также дети и родители возложили цветы к Мемориалу;- в добрую традицию нашего детского сада вошли субботники по благоустройству участков;- также в нашем детском саду традиционно проходят детско-родительские выставки по каждому из времён года.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что только взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в деле воспитания подрастающего поколения принесёт наиболее эффективный результат. В современных условиях родители рассматриваются как активные участники образовательного процесса, однако не стоит забывать, что приобщать их к процессу воспитания необходимо постепенно. «Родители у нас народ прекрасный,Смысл воспитания для них предельно ясен.И только творчество и труд,Нам личность в будущем дадут!»