Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР.
Автор: Климова Ольга Юрьевна
Консультация для родителей.Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Подготовила:учитель-дефектолог О.Ю. КлимоваФормирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, закреплённой всем опытом человека системой ориентации – является схема тела.Формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важных условий его успехов.Формирование пространственных представлений начинается на самых ранних этапах развития, а заканчивается только к концу начального школьного возраста. На первой стадии у малыша начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. Пространственные представления существенно расширяются после освоения прямохождения и передвижения в пространстве. Появляются представления ближнего и дальнего пространства, больших и маленьких предметов – основа будущих представлений о размерах (см, мм, дм и м).С появлением речи становится возможным словесное обозначение пространственных отношений, и ребёнок начинает понимать и употреблять в своей речи слова: «верх», «низ», «близко», «далеко», «впереди», «сзади» и т.п.Не сформированность пространственных представлений – одна из частых причин трудностей обучения ребёнка в начальной школе, прежде всего по математике и русскому языку:• понимание значения чисел (например – «25» и «52»);• правильное, незеркальное написание пространственно сходных цифр и букв (например, «6» и «9», «Е» и «З»);• понимание отношений сравнения («больше-меньше», «ближе-дальше», «раньше-позже»);• формирование геометрических представлений, возможностей рисования и черчения и т.д.Как развивать пространственные представления.Необходимо определиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа. На это знание можно накладывать сведения о внешнем мире.Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы.Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребёнок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, разрезные картинки, мозаики. Так, например, ребёнку важно при усвоении букв и цифр самому «творить» их из ниток, пластилина.Игры и упражнения на развитие пространственной представленийРобот.Взрослый предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.Поиски.Взрослый прячет какую-либо игрушку или вещь и просит ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.Далеко и близко, высоко и низко.В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.Методика проведения: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.«С какой стороны звук?»Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.«Не ошибись!». Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т.д.«Путаница». Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить его ошибки. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок - он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение. «Будь внимателен!» Для ребенка вовсе не очевидным является тот факт, что правые нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.). Задания. Подними правую руку вверх - опусти; погладь себя правой рукой по голове; правой рукой прикоснись к правому уху, колену, пятке и т.д. Затем то же с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку.» и т.д.Уважаемые взрослые!Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним.Успехов Вам и терпения!