Консультация для воспитателей «Формирование правильной дикции у дошкольников.»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Формирование правильной дикции у дошкольников.»
Автор: Хестанова Светлана Петровна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №35 «Росинка» Консультация для воспитателей«Формирование правильной дикции у дошкольников.»Формирование правильной дикции у дошкольниковПолноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все её структурные компоненты. К сожалению, у современных детей все чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, отмечаются признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний, а также неясность, торопливость речи с ошибками в произношении. Причины плохой дикции – вялость языка, неповоротливость губ и нижней челюсти. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле (мышечных зажимов). Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, дышать во время речи легко и глубоко, передавать голосом эмоции и чувства, «оживлять» речь интонацией – одна из задач, стоящих перед логопедом, работающим с детьми. Такую необходимость диктует время. Во-первых, детей с дефектами речи, к сожалению, становится все больше. Во-вторых, в любой сфере человеческой деятельности нужны профессионалы, умеющие красиво и правильно говорить.Комплексное воздействие на развитии дикции осуществляется поэтапно. На первом, подготовительном, этапе происходят: развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики голоса; формирование умения расслаблять группы мышц, мешающих свободной звукоподаче. На втором, тренировочном, этапе дети упражняются: в правильном речевом дыхании (рационально озвученном выдохе); высвобождении мышечных зажимов; умении пользоваться средствами выразительности (голосом и эмоциями); правильной и четкой дикции. На третьем этапе дети закрепляют и совершенствуют умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи без напряжения и усилий. Этапы между собой тесно связаны и взаимообусловлены. Упражнения выполняются в последовательности, изложенной в конспекте. На первом этапе особое внимание уделяется гласным звукам. Ведь именно гласные очень эффективны в работе над голосом и оттенками, так как подвижность голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи – важнейшие средства выразительности, создающие своеобразный, мелодический рисунок каждого слова и фразы, придающие речи музыкальность. Наша речь насыщена стечениями согласных, обеспечивающих разборчивость, понятность, стилистическую грамотность звучащего слова. Такие стечения представляют немалую трудность для произношения, поэтому на втором этапе больше времени отводится согласным звукам. В чисто- и скороговорках особое внимание обращается на быстроту, четкость произношения каждого звука. Тренировка дикции на материале коротких, забавных, живых, познавательных, очень веселых стихотворений-образов способствует речевому и личностному развитию детей.Продолжается работа над подвижностью и благозвучием голоса. Дети познают секреты звучащей речи, учатся «оживлять» её интонацией практически. Например, повышение голоса на том слове, в котором заложен смысл вопроса, - это вопросительная интонация. Восклицательная и повествовательная интонации произносятся соответственно с повышением или понижением голоса к концу предложения. Интонация предложения тесно связана и с логическим ударением. В речевом звене (предложении) интонационный центр – главное по смыслу слово.Добрые потешки, песенки можно сопровождать движениями. Это поможет почувствовать ритм, развивает внимание, пантомимику, координацию. Дети учатся общению друг с другом. Непроизвольное запоминание стихов-диалогов в процессе деятельности тренирует память. Методика работы с детьми в играх-драматизациях, инсценировках традиционна. Нужно только помнить, что любая эмоция имеет внешнее выражение, яркую форму (мимику, пантомимику, оттенки голоса) Необходимо широко применять наглядность, атрибутика. Ожидаемые результаты – свободное владение голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Этот результат во многом зависит от взрослого. Дети усваивают язык практически, по подражанию заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон. манеру говорить, т.е. методом имитации, который применяется, начиная с самой ранней возрастной группы и во всех последующих. От взрослого зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:Дыхание свободно в каждой гласной,В согласных прерывается на миг.И тот гармонии достиг,Кому чередованье их подвластно.Звучат в согласных серебро и медь,А гласные даны тебе для пенья.И счастлив будь, коль сможешь ты пропетьИль даже продышать стихотвореньеС. Я. Маршак.