«Организация и проведение сюжетной прогулки математического содержания в средней группе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация и проведение сюжетной прогулки математического содержания в средней группе»
Автор: Оксана Владимировна Цыбина

Сообщение по теме:«Организация и проведение сюжетной прогулки математического содержания в старшей группе»Прогулка - это элемент режима, дающий детям возможность удовлетворить свои потребности в движении через разнообразные препятствия, трудовую деятельность, физические упражнения, сюжеты творческие, ролевые игры, свободную самостоятельную деятельность, индивидуальную работу.Задачи интеллектуального развития (умственного развития) на прогулке1. Расширять знания об окружающей действительности: живой и неживой природе и их взаимосвязях, растительном и животном мире, о труде людей через наблюдения, эксперименты, экскурсии2. Развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы, некоторых взаимодействиях и закономерностях в природе3. Совершенствовать все стороны речи4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками в различных видах деятельностиПроблема обучения математике в современной жизни приобретает все большеезначение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. Интерес - лучшая из мотиваций. Если заинтересовать детей – они горы свернут. Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия интересными и необыкновенными. И если детям понравилось занятие, они полюбят и наши цифры, задачи, и примеры, и ребусы и др. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне: ключевое слово здесь - слово творчество. Введение государственного стандартного образования открывает нам возможность грамотно использовать свое творчество. Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду. Играя в строительные игры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет. Организуя сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья» или «Аптека», дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Пусть дети группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду. При одевании на прогулку уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч под счёт, закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величине предметы (дерево высокое, а кустик низкий), знакомим детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты, можно измерить шагами расстояние между деревьями, сравнивают разные предметы по длине, ширине, высоте. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детейпривычки полноценной логической аргументации окружающего. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредствомопыта и наблюдений.Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило,качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которыепроисходят в результате формирования элементарных математических представлений. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия.Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал: что это –источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познания различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи.Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речиподчеркивал К.Д. Ушинский: он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоциональновоздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает в передаче чувств и мыслей в речи. Дети лучше себя чувствуют в естественных условиях, сливаясь с природой.Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей,обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии личности, самостоятельности мышления.Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, чтоспособствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний, в том числе и математических.В связи с этим мы ставим перед собой задачу: выявить возможностиформирования математических знаний у детей дошкольного возраста, через наблюдения на прогулке Форму и величину предметов можно закрепить при наблюдении. Зимой прогулке мы лепим снеговика, сначала мы скатали один большой ком, затем средний, а для головы поменьше. Весной можно рассмотреть клумбы для цветов, они тоже бывают разные по форме: круглые, квадратные, треугольные. Ориентироваться по параметрам величины, можно наблюдая за деревьями.При наблюдении предметом внимательного рассматривания могут бытьотдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревья желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие»).Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму,величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), обращать внимание на их цвет («желтый золотой шар», «красный георгин», «оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие - у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»).Дети уже в старшем возрасте знают названия деревьев, растущих на участкедетского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у березы, а какие у тополя, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев?В любое время года интересно проходят рассматривание и описание овощей ифруктов, их формы, размер.Формировать и закреплять представления о времени можно через беседу.Например, в зимнее время мы наблюдаем за солнцем: в первую половину дня оно светит, а во вторую нет.Пространственную ориентацию можно закреплять во время прогулок, игр.Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.Продумывая наблюдения, прогулки, надо помнить, что дети быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью – выполнением различных несложных игровых и трудовыхзаданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдений знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзину соберем только большие листья, а в эту - только маленькие»;«Соберем букет из пяти желтых цветов, а теперь добавим к ним две зеленые травинки».Вывод: организуя с детьми наблюдения, решаются ряд задач: формирует удетей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В процессе наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, ориентироваться во времени.Чтобы детям было интереснее и познавательнее проводить наблюдение на прогулке, его можно провести в форме сюжетной игры.Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.В современном мире появилась проблема в обучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математики, которая проникла практически во все области науки и знаний.В связи с проблемами автоматизации производственного процесса, повышения творческой активности, постоянной модернизацией и другими прогрессивными новшествами все больше стало требований и подходов к специальностям, которые постоянно требуют четкого умения и анализа в последовательном изучении всех процессов.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.Увлекает детей занятие в виде путешествия (квест). Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад.Квесты объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;Занятия необычны, более интересны и тем самым весьма привлекательны для ребенка. Такое построение образовательного процесса дает возможность каждому ребёнку найти приемлемую для себя форму восприятия информации.При организации квестов:* необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала; * свободное размещение наглядного материала. План-конспект проведения прогулки с целью обогащения логико-математического опыта детей в старшей группе.Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (фэмп)Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: развитие логико-математических способов познания.Задачи:1. Закреплять пространственные и количественные представления (длинный - короткий, узкий – широкий, большой – маленький, справа - слева, выше – ниже).2. Развивать наблюдательность, способствовать развитию речи как средства общения.3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать сообща.4. Развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность.5. Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых заданий.Методы и приемы:- практические: игровые задания, физминутка.- наглядные: показ карты местности..- словесные: приветствие, чтение писем пиратов, считалочки, беседа,ситуативный разговор, отгадывание загадокМатериал и оборудование: 3 письма с заданиями (конверты разной геометрической формы), 3 ключа, 2 карты местности.Ход прогулки.