"Развитие речи детей через театрально - игровую деятельность"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речи детей через театрально - игровую деятельность"
Автор: Горохова Наталья Васильевна
Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста. «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».(Л.Н. Толстой)В условиях современных требований к дошкольному образованию, которые определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инновационные технологии являются условием эффективности качественных измененийдеятельности ДОУ. Цель новых современных технологий заключается в том, чтобы содействовать формированию социально успешной личности ребёнка. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.Согласно ФГОС ДО и образовательной программы основные усилия формирования личностного развития ребёнка направлены на позитивную социализацию. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Комфорт в душе ребёнка –это главное условие позитивной социализации.В своей педагогической практике мы активно работаем над внедрением технологий эффективной социализации дошкольников, разработанных старшим научным сотрудником Института социологии Российской академии наук Натальей Петровной Гришаевой. Я хочу рассказать о том, как внедряю и реализую технологию позитивной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Цель технологии «Дети волонтёры»: Развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи педагогической технологии«Дети волонтёры» следующие: -Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе; -Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта(игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим. -Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности. На первом этапе работы, мызнакомим добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по- настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеровформируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. И главной моей задачей было донести до детей понятным для них языком, кто такой волонтер и какова его цель. Для этого сначала развивала у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. Использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д. Проводила с детьми беседы: Кто такие волонтеры? «Наша дружная семья», «Правила поведения в детском саду».Читали рассказы, особенно детям понравился рассказ А. Гайдара «Тимур и его команда». Организовывала совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации.С волонтёрами мы составлялиежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделяем группу детей, желающих играть с малышами. Дети-волонтеры активно помогали младшим ребятам в режимных моментах в течение дня: оказание помощи одевание на прогулку, совместные сюжетно- ролевые игры, уборка участкаот снега, постройка снежных скульптур, выступление с мини – спектаклями, кукольными театрами и т. д.Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Наиболее высокая активность детей происходила в период проведения акций: «День пожилого человека», где дети в знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения выступали перед бабушками и дедушками с поздравлениями. Акция «День Матери» дети готовили подарки своими руками и на празднике дарили их мамам. Акция «Помоги зимующим птицам» - Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" пополняли их кормом. Тем самым проявляли сочувствие, заботу и показывали пример младшим ребятам. Акция «Правила движения достойны уважения»- целью которой стала популяризация знаний правил дорожного движения, а также привитие навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города. Волонтёры для малышей рассказывали, как правильно переходить улицу по пешеходному переходу и светофору, какие транспортные средства бывают, изучали цвета светофора и их значения. Акция: «Бездомные животные- проблема каждого из нас»- Собирали продукты и медикаменты для приюта К-9. При формировании познавательного интереса к истории своей страны, формирования патриотического чувства, любви и уважения к защитникам Отечества, был реализован социальный проект к 9 мая «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делали поделки, в том числе военную технику из пластилина и других подручных материалов, читали рассказы на военную тему, учили песни, стихи, приглашали бабушек, дедушек на открытое занятие. Завершился данный проект участием в городскомфестивале патриотической инсценированной песни «Февральский ветер», посвященного 75 летию Победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава». Выдержка, смелость, ответственность детей, помощь родителей (изготовление машины –грузовика военного времени) принесли победу на фестивале. Акция «Бессмертный полк», была запланирована совместно с родителями. В доступной форме донести до родителей информацию, дающую понять, чем занимаются дети волонтёры, был оформлен стенд: «Юные волонтеры». Детям нравиться выступать в роли помощников, делая добро. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети получали внутреннее удовлетворение, чувствовали гордость за проделанную работу. Не дожидаясь материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения. Можно сделать вывод: -Что участие детей в волонтерском движении помогает им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную;-Детиучатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; -Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у детей не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливают желание малышей не пропускать, ни одного увлекательного дня в детском саду. Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеемся, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.