«Кейс-метод как современный инструмент эффективности учебного занятия»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Кейс-метод как современный инструмент эффективности учебного занятия»
Автор: Прокопенко Светлана Георгиевна

Дидактическая разработка«Кейс-метод как современный инструмент эффективности учебного занятия»Автор разработки: Прокопенко Светлана Георгиевна, учитель географии, биологии МОУ «СШ № 5 Краснооктябрьского района города Волгограда» Волгоградской областиАннотацияМетод кейсов представляет собой интерактивную форму проведения занятий, предполагающую использование реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и(или) оптимального решения. Кейс-метод способствует активному усвоению знаний, отработке методик и способов познания, накоплению богатой практической информации, что так важно в последующей профессиональной деятельности, да и вообще в жизни.Кейс-метод является универсальным по применению в разных областях деятельности, как на уроках в школе по предметам, в дополнительном образовании на учебных занятиях в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, социально-педагогического направленности, проектной деятельности, так и в обучении молодых педагогов в рамках проведения круглых столов, семинаров-практикумов.Дидактическая разработка мастер-класса «Кейс метод как современный инструмент эффективности учебного занятия» рассматривает методы работы с кейсами в рамках проведения семинара для молодых педагогов клуба «Жирновский пеликан», 2018г.. К разработке прилагается дидактический материал: схема распределения функций между учащимися и учителем, правила работы с кейсом, правила проведения дискуссии в группах, дополнительная информация по структуре и эффективности учебного занятия. Методический материал рассчитан на учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования. Применение кейс метода предполагает: ориентир на формирование умений и навыков; сотворчество педагога и обучающегося; получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; использование в процессе обучения и контроля знаний.Содержание1.Введение………………………………………………………………………....... 3 - 42.Основная часть……………………………………………………………………. 5 - 82.1. Методическая карта мастер-класса………………………………………… 52.2. Конспект мастер-класса…………………………………………………….. 6 - 83.Заключение………………………………………………………………………… 84.Список использованных источников…………………………………………… . 9Приложения…………………………………………………………………………. 101.ВведениеАктуальность разработки.Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению [3].Актуальность внедрения кейс-технологий в систему образования является неоспоримой. Это обусловлено двумя причинами. Первая заключается в том, что современное образование должно развиваться в общем ключе, оно должно быть направлено на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене способа мышления, умению перерабатывать значительные массивы информации. Вторая представляет собой ряд требований к качествам личности педагога, который, помимо соответствия требованиям первой причины, должен обладать также способностью наиболее успешного поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью решений в сложных условиях образовательной деятельности.Цель разработки: познакомить с методикой использования кейс-метода, как современной педагогической технологией, направленной на формирование умений в решении педагогических ситуаций, применению интерактивных форм взаимодействия педагога с учащимися в профессиональной деятельности.Задачи:- расширить знания о применении кейс - метода в работе педагогов;-создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста, творческого потенциала участников мастер-класса. Новизна инновационного опыта педагога заключается в разработке мастер-класса для молодых педагогов по овладению современной образовательной технологией – кейс-методом в рамках профессиональной деятельности, в частности в области повышения эффективности учебного занятия, подбор кейсов, дополнительной информации, создание презентации.Общеизвестно, что обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если: учащиеся активно включаются в процесс обучения; получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала; могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни; могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.Одной из инновационных педагогических технологий позволяющих реализовать такой процесс обучения, является технология «кейс-стади». Именно этот метод, в отличие от многих традиционных методов, организует работу обучающихся так, чтобы они применили полученные теоретические знания в конкретной практической ситуации и убедились в том, что они действительно нужны, но в то же время поняли, что реальный мир намного сложнее, чем сформированные теоретические модели [2]. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы: -индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); -работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; -презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) [3]. Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.Кейс не имеет готового ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот вариантов разрешения проблемы — несколько.Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию.Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.Применения кейса в обучении, в основном, это обучающие конкретные ситуации, специально разработанные на основании фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Они предназначены для обучения по предметам, истина в которых многообразна; акцент обучения переносится не на готовые знания, а на выработку этих знаний; итогом применения метода можно назвать не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.Практическая значимость разработки. Данная разработка имеет практическую направленность и может быть применена в профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы на уроках, педагога дополнительного образования на учебных занятиях в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, социально-педагогического направленности, проектной деятельности, методиста в процессе повышения уровня профессионального мастерства молодых специалистов в рамках проведения круглых столов, семинаров-практикумов.2. Основная часть2.1. Методическая карта мастер-классаТема: «Кейс – метод как современный инструмент эффективности учебного занятия». Цель: создать условия для формирования умений в решении педагогических ситуаций на основе кейс - метода.Задачи: расширить знания о применении кейс - метода в работе педагогов; создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста, творческого потенциала участников мастер-класса. Ожидаемые результаты:Получат знания:- о требованиях к эффективному занятию;- о средствах современного занятия;- о разновидностях кейс-технологии; - что представляет собой кейс-метод;- какие учебные задачи решаются при использовании кейс-метода в учебном процессе.Выработают умения:- анализировать конкретные ситуации (кейсы);- применять метод анализа конкретной ситуации в обучении.Дидактический материал: Презентация «Кейс – метод как современный инструмент эффективности учебного занятия», раздаточный материал: Кейс № 1 (ситуация, «Условия эффективности учебного занятия»), Кейс № 2 (ситуация, дополнительная информация «Показатели эффективности проведения учебного занятия»), буклет «Кейс-метод», таблица «Схема распределения функций между обучающимися и педагогом», «Правила работы с кейсом», рефлексивный экран «Чемодан, мельница, корзина», бейджики: «модератор», «секретарь», «спикер» для 2-х групп. 2.2. Ход мастер-класса (25 минут)Участники мастер-класса при входе получают бейджики с отличительным значком – (эмблема по цвету: красная и желтая) На доске крепятся фигурки учителя и детей, от них рисуется дорога «Путь к успеху». Участники мастер-класса рассаживаются по двум микрогруппам по цвету эмблемы на бейджике. 1. Введение - 2 мин.Вступительное слово.В начале нашей встречи предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Повернитесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте позитивного настроения, уверенности в себе. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.Все общение с участниками мастер-класса идёт с помощью компьютерной презентации (приложение 1)2. Основная часть - 5 мин. Какие бы новации не вводились в образовании, только на учебном занятии, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: педагог и ученик. И сегодня вы, уважаемые педагоги мои ученики. Каким, на ваш взгляд, должно быть современное учебное занятие? От кого и от чего зависит эффективность занятия? Общеизвестно, что обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если: учащиеся активно включаются в процесс обучения; получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала; могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни; могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.Всему выше перечисленному способствует один из методов кейс-технологии – кейс – метод. Данный метод предполагает в процессе обучения использование групповой работы по решению проблем реальных (жизненных) ситуаций.Название технологии произошло от латинского casus –запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Исторически известно, что этот метод возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источники информации.3. Практическая часть - 13 мин.Инструктаж по практической части – 3 мин.Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. Каждая группа выбирает:1.«Модератора», координирующего работу;2.«Секретаря» - фиксирующего результаты работы; 3.«Спикера» - представляющего проект на общее обсуждение. Распределите роли в своей группе и прикрепите бейджики (приложение 2). Предлагаю познакомиться с содержимым вашего мини-кейса:1.Ситуация – задание;2.Таблица для работы с заданием;3.Источники информации.Группа № 1 получает кейс № 1 (приложение 3)Группа № 2 получает кейс № 2 (приложение 4).Ваша цель - определить проблему и пути её решения. Участники группы индивидуально или в паре работают с ситуацией-заданием, выдвигают предположения, заполняют таблицу. Затем модератор организует дискуссию для определения верного решения. Готовое решение секретарь фиксирует в специальной таблице, а спикер готовиться к защите группового проекта. Мне отводится роль вашего консультанта. Приступайте к работе! Время работы с кейсом - 7 минут (ведущий подходит к участникам группам для уточнения или разъяснения задания, использует дополнительный материал «Комментарий наставника» - приложение 5). Участники: знакомятся с содержанием Кейса и правилами ведения дискуссии (приложение 6).Защита кейсов - 5 минут Время истекло. Прошу спикера первой группы представить итоги работы (защита кейса). Теперь свой кейс защищает шкипер второй группы (защита кейса).4. Подведение итогов работы - 5 мин. А теперь давайте подведём итоги мастер-класса. Рефлексия «Чемодан, корзина, мельница». На экране вы видите три предмета: чемодан, мусорная корзина, мельница. Каждый участник получает три цветных листочка.Объяснение:
  • на чемодан прикрепляем то, что вы заберете с собой и будете активно применять в своей педагогической практике;
  • на корзину то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно выкинуть;
  • на мельницу то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно еще додумать и доработать.
  • По вашим отзывам видно, что мастер-класс оказался для вас интересным и полезным, но остались еще моменты, которые нужно дополнительно изучить, проанализировать.Сегодня вы приобрели первоначальный багаж знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками. Впереди вас ждет длинная дорога творчества и успеха.Желаю вам удачи! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами!
  • Список использованных источников
  • 1.Столбова Н. П., Тихова М.А. «OFF-LINE НАСТАВНИК» Учебное пособие для молодых педагогов. ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», 2016.2.Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 98-102. — URL (дата обращения: 27.06.2019).3.Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейс - технологии как один из инновационных методов образовательной среды, 2013.Приложения:Приложение 1 «Презентации «Кейс - метод как современный инструмент эффективности учебного занятия»» Приложение 2 «Правила работы с кейсом». Приложение 3 «Мини - кейс № 1».Приложение 4 «Мини - кейс № 2». Приложение 5 «Комментарий наставника». Приложение 6 «Правилами ведения дискуссии». Приложение 7 «Показатель эффективности урока»