“Конспект занятия на тему “Мой город”


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: “Конспект занятия на тему “Мой город”
Автор: Горбатова Анна Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой -складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Существует множество разных направлений бумажного творчества:
  • бумагокручение,
  • квиллинг,
  • торцевание,
  • скручивание салфеток,
  • папье маше
  • аппликация и т.д
  • Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.Программа «Бумажный калейдоскоп» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.Задачи: Обучающие:1.формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;2.отрабатывать практические навыки работы с инструментами;Развивающие:2.развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;3.развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности; 4.развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные процессы; Воспитательные:1. воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;2. создавать комфортную среду общения между педагогом и детьми;3. прививать культуру труда.Принципы, лежащие в основе программы:
  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
  • Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет ребенку испытать свои силы в работе с различными техниками работы с бумагой, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети – получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом.Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.В процессе деятельности развивается:
  • мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорное восприятие, глазомер;
  • логическое воображение;
  • волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца)
  • художественные способности и эстетический вкус;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
  • Предлагаемая программа содержит 2 технологического направления и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей детей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Программа «Бумажный калейдоскоп» рассчитана для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Программа рассчитана на 40 часов и предусматривает режим занятий 1 раз в неделю .Ожидаемые результаты.Знания:
  • Различные приемы работы с бумагой;
  • Что такое аппликация, папье-маше;
  • Умения и навыки:
  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами;
  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги;
  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой
  • Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • Учебно-тематический планМетодическое обеспечение программы.Для реализации программы «Бумажный калейдоскоп» используются следующие методы обучения:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасностиМетодическое обеспечение Мониторинг образовательных результатов:Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.1.Разнообразие умений и навыковВысокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.2.Глубина и широта знаний по содержанию программыВысокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.3.Позиция активности и устойчивого интереса к деятельностиВысокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.4.Разнообразие творческих достиженийВысокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. Предполагаемые результатыЗнания:
  • Различные приемы работы с бумагой;
  • Что такое аппликация, папье-маше;
  • Историю возникновения каждого вида искусства.
  • Основные базовые формы.
  • Умения и навыки:
  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами;
  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой
  • Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
  • Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • В результате обучения по программе дети получат следующие основные знания и умения:
  • Познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • Познакомятся с основами знаний в области составления композиции;
  • Овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
  • Научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • Научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • Познакомятся с основными видами работ из бумаги (аппликация, папье-маше);
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
  • Материально-техническое обеспечение программыМатериалы и инструменты для занятия.Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами. Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:
  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.
  • Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандашКисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.Красочки: для украшения и оформления поделокСПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Козлова, Ю. Забавная аппликация. В помощь родителям и воспитателям / Ю. Козлова. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 109 с. — ISBN 978-5-222-22508-0.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 03.02.2021) 2. Погодина, С. В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепции трансформируемых эстетических архетипов : монография / С. В. Погодина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-9765-2762-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: 04.03.2021). 3. Творчество в профессиональной деятельности педагога : материалы конференции / ответственный редактор М. Г. Заббарова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2019. — 707 с.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система.—URL: (дата обращения: 01.04.2021). ПРИЛОЖЕНИЕ АОбщие правила техники безопасности.1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.3. Употребляй инструменты только по назначению.4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.9. Не разговаривай во время работы.10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.Правила обращения с ножницами.1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.2. При работе внимательно следи за направлением реза.3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.4. Не держи ножницы лезвиями вверх.5. Не оставляй ножницы в открытом виде.6. Не режь ножницами на ходу.7. Не подходи к товарищу во время резания.8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.Правила обращения с клеем.1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.Правила обращения с бумагой.1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!