"Если хочешь быть здоров"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Если хочешь быть здоров"
Автор: Савенкова Ольга Андреевна

ДолгосрочныйИнформационно практико – ориентированный с элементами творчествапроект для детей 5-6 лет«Если хочешь быть здоров!»Подготовила: Савенкова О.А., воспитательАннотация. Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач. В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию  всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. У детей формируются первые представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям. Важное значение при работе с дошкольниками придается развитию представлений о самоценности здоровья, положительному отношению к нему, содействию нормальному росту, укреплению важнейших функций и систем организма ребенка с учетом возраста.«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». (народная мудрость.)Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы Срок реализации проекта: Долгосрочный (ноябрь – май 2020г )Вид проекта: Информационно практико - ориентированный с элементами творчества.Условия реализации проекта:
  • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями;
  • Развивающая среда ДОУ:
  • Спортивный зал;
  • Музыкальный зал;
  • Физкультурный уголок в группе.;
  • Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
  • Спортивная площадка (на участке детского сада);
  • Медицинский кабинет;
  • Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
  • Актуальность проекта. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам  здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.Обоснование для проекта.Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Нужно научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Есть поговорка: «В здоровом теле  -  здоровый дух».Новизна.          Увеличение числа детей с адаптивными трудностями, нарушениями в эмоционально- личностной сфере, с негативными поведенческими особенностями в настоящее время определяет необходимость поиска новых приемов работы с детьми дошкольного возраста.           В дошкольном возрасте у ребенка складывается характерный личностный стиль отношений с окружающими, и очень важно, формируется представление о самом себе, развивается самооценка. Формирующиеся в этот период эмоционально- чувственное отношение к жизни, к людям, к самому себе и наличие или отсутствие стимулов к активной самореализации составляют неизгладимый отпечаток на дальнейшем жизненном стиле человека.           Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.Проблема:- Низкая двигательная активность.- Эмоциональное неблагополучие.- Недостаточное пребывание на свежем воздухе- Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.Цель проекта: Сформировать привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, добиваться осознанного выполнения правил ЗОЖ и ответственного отношения, как к собственному здоровью,  так и здоровью окружающих.Задачи проекта: -Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;-Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;-Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно- гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;-Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;-Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;- Развивать творческие способности детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия; -Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.- Расширять знания о  влиянии закаливания на здоровье человека.-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Методы обучения:наглядный (показ, театрализация);словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, объяснения);практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);исследовательский (опыты, вопросы проблемно-поискового характера);мотивационный (убеждение, поощрение).Предполагаемые результаты:Для детей:1.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;2.Сформированности гигиенической культуры и навыков;3.Улучшение соматических показателей здоровья;4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.Для родителей:1.Сохранение и укрепление здоровья  их детей;2.Педагогическая, психологическая помощь по вопросам здоровьесбережения;3. Повышение уровня комфортности при взаимодействии семьи о ОО.Для педагогов:1.Повышение теоретического и практического уровня  профессионализма педагогов;2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;3. Личностный и профессиональный рост;4. Самореализация;5. Моральное удовлетворение.Формы организации работы по здоровьесбережению:ОД  познавательного цикла (чтение художественной литературы, беседы, рассматривание энциклопедий и иллюстраций, картонажный театр, театр кукол, просмотр презентаций по теме)
  • ОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
  • физкультурные занятии;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
  • гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Релаксация
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • Самомассаж
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • физкультурные досуги;
  • оздоровительные процедуры в водной среде.
  • Механизмы реализации проекта:Реализация поставленных задач проходит в три этапа:I этап – подготовительный II этап – реализационный III этап – итоговый (аналитический)I этап – подготовительный Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Работа педагога на данном этапе изучение литературы, подготовка материала по данной теме, разработка формы работы с детьми, родителями, воспитателями, специалиста; отбор художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подбор дидактических игр для физического развития , консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздача домашнего задания (собрать материалы по теме проекта: сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, зрительные гимнастики), разработка плана мероприятий по реализации проекта.II этап – реализационный Поисковые задачи и их решение: - «Встреча с интересным человеком - медицинская сестра (врач, по возможности).Деятельность воспитателя- Создаёт условия для экспериментальной деятельности детей.Ненавязчиво контролирует работу детей в уголке «здоровья».Оказывает при необходимости помощь при затруднении.Деятельность детей- Выдвигают гипотезы. Наблюдают. Сравнивают. Проводят опыты.Результаты экспериментов фиксируют в рисунках. На данном этапе дети старшей группы в процессе обучения и воспитания учатся думать и заботиться о своем здоровье, приемам ухода за телом, открытой демонстрации правильного отношения к своему здоровью. Выполнение заданий – упражнений, игровых ситуаций, творческих заданий, использование компьютерного пространства по физическому развитию, способствующие формированию у детей правильного представления о здоровом образе жизни.III этап – итоговый (аналитический)Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач. В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:Технологическая компетентность:— умение проявлять интерес ко всему новому;— умение планировать этапы своей деятельности;— умение доводить начатое дело до конца.Информационная компетентность:— умение получать информацию, используя различные источники;— умение задавать вопросы;— умение оценивать необходимость той или иной информации.Социально-коммуникативная компетентность:— умение взаимодействовать в системе «ребенок – взрослый», «ребенок – родитель»;— умение оказывать и принимать помощь.Предполагаемый результат: пропаганда здорового образа жизни среди детей старшего дошкольного возраста.Итог: Разработка памятки «Рекомендации по укреплению здоровья детей»Итоговое мероприятие по завершению проекта соревнование «Здоровым - жить здорово!», всероссийская олимпиада «Как быть здоровым?», оформление проекта «Если хочешь быть здоров!», выставка рисунков.Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.Совместная деятельность взрослого и детей с учётоминтеграции образовательных областей(ноябрь – май) Гипотеза:    Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.Продукт проектной деятельности.- Тематический план «Недели здоровья» (приложение 1).- Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшей группы (приложение 4).- Анкета для родителей «Растём здоровыми» (приложение 2).- Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье, полезных продуктах, частях тела (приложение 5).- Конспект физкультурного развлечения для детей старшего возраста «Путешествие в сказку» (приложение 3).-Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко  дружим».- Информационный материал в родительские уголки: папки–передвижки «Подвижные игры - залог здоровья малышей», «Здоровый образ жизни детей» (приложение 6).- Коллаж «Полезные продукты на столе».- Конспекты бесед с детьми «Я и мое тело», «Что такое здоровье», «Полезная пища». - Нетрадиционное физкультурное оборудование. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации проекта – здоровье детей. Позволил педагогам целенаправленно использовать творческий потенциал педагогов для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей дошкольного возраста, так как разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач в ДОУ обеспечивает гармоничное развитие детей.Используются в проекте современные здоровьесберегающие педагогические технологии Результаты проекта: Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья. Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте. Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа. Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте. Приобретение опыта работы с родителями воспитанников. Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник» помогает основательно изучить и осмыслить материал. Родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги. Творческие способности родители и дети особенное ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, изготовлении, оформлении книг, презентациях. Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм взаимодействия с педагогами, было предложено повысить свою компетентность через дистанционное образование (WhatsApp).Перспектива развития проекта.         Проект «Если хочешь быть здоров!» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива  детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства,  основанного на  доверительных партнерских отношений детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.       Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.Список использованной  литературы:1. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.2. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.3. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.4. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».5. «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.6. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».С.П., 20127. Журнал «Ребенок в детском саду» №3, 2010.8. Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009.9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).10. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.11. Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.13.Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ»,2014 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007 г.14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001г.15. Интернет ресурсы.Выход проекта в течение года.Приложение 1Календарный план (на неделю). Перспективный план на год.Приложение 2Анкета для родителей.                                                         Приложение 3 Конспект НОД по «Развитию речи» .«Путешествие в страну здоровья» Конспект  НОД по ФЦКМ .«С утра до вечера».Приложение 4Беседа с родителями:«Значение режима дня в жизни дошкольника».Лекция для родителей:«Закаливание ребенка в домашних условиях».Беседа с родителями:«О пользе прогулок с детьми».Консультация для родителей:«Спорт в жизни ребенка».Приложение 5Картотека подвижных игр для старшей групп.Приложение 6Картотека дидактических игр.Приложение 7Картотека игр драматизаций.Приложение 8Картотека дыхательной гимнастики.Приложение 9Картотека физкультминуток.Приложение 10Картотека гимнастики для глаз.Приложение 11Релаксационные игры для детей дошкольного возраста.Приложение 12Утренняя гимнастика для старшей группы.Приложение 13Гимнастика после сна для старшей группы.Приложение 14Опытно-экспериментальная деятельность.Приложение 15Картотека пальчиковых игр.Приложение 16Спортивный центр.Приложение 17Фотоотчет проведенной работы проекта.