"Круговая тренировка в физическом воспитании"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Круговая тренировка в физическом воспитании"
Автор: Тимиркаева Елена Васильевна
Частное образовательное учреждениепрофессионального образования«Кемеровский кооперативный техникум»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Круговая тренировка в физическом воспитании»Выполнила преподаватель физической культуры Тимиркаева Е.В. Кемерово,2023г.Содержание Введение…………………………………………………….…..31. Понятие о тренировке как о процессе направленной адаптации организма к физическим нагрузкам ......................42. История применения метода круговой тренировки....…….83. Возрастная система тренировочных воздействий............... 114. Основа круговой тренировки.................................................13 5. Организация занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки…………………………..…19 Выводы ……………………………………………………..…25 Список литературы ………………………………………..…28Введение.Необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания обусловлена следующими факторами. С одной стороны, в общей системе образования физическое воспитание занимает особое место, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности студента. С другой - сложившаяся в настоящее время в образовательных учреждениях система физического воспитания оценивается многими специалистами как недостаточно эффективная, что подтверждается излагаемыми ниже факторами. Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки.[4. с.21] В предлагаемой работе рассматриваются методические особенности применения круговой тренировки, зарекомендовавшей себя в качестве эффективной формы физической подготовки учащихся в процессе физического воспитания.1.Понятие о тренировке как о процессе направленной адаптации организма к физическим нагрузкам.Термин «тренировка», применяющийся в различных областях человеческой деятельности и в различных значениях, в наиболее общем виде рассматривается как процесс функционального совершенствования организма с целью приспособления его путем систематических упражнений к повышенным требованиям при выполнении определенной работы. [15. с.46] «Спортивная тренировка» - это управляемый процесс, цель которого состоит в том, чтобы посредством планомерного и систематического воздействия на организм занимающегося подвести его в нужное время к состоянию наилучшей готовности.[37.с.55] С биологической точки зрения спортивную тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.[14.с.20; 26.с.137]. В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематической тренировки морфологические, метаболические и функциональные изменения в различных органах и тканях организма человека, происходит совершенствование нервной, гормональной и автономной клеточной регуляции функций. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма, обеспечивающих осуществление данной (тренируемой) мышечной деятельности, и как следствие в повышении физической подготовленности (тренированности) занимающегося, в росте его предельных показателей в тренируемых (и исходных с ними) видах мышечной деятельности. Эту точку зрения разделяют многие специалисты как в области спортивной тренировки, так и в сфере оздоровительной физической культуры. В результате занятий в организме происходит целый ряд изменений, имеющих большое значение для повышения его жизнеспособности и устойчивости к действию различных факторов внешней среды. Эти изменения развиваются в виде долговременной адаптации и основываются на расширении «рабочей площади» для осуществления тех функций, которые во время упражнений наиболее активны. Вместе с тем увеличиваются энергетические и пластические ресурсы организма, совершенствуется их восстановление. В итоге все это означает повышение возможностей для энергетического и пластического обеспечения специфических гомеостатических реакций, ответственных за поддержание постоянства жестких констант внутренней среды организма, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность и сохранение здоровья.[13.с.124] Правильно организованная физическая тренировка является единственным эффективным и надежным средством компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его высоких резервных возможностей. Это объясняется тем, что физическая активность может нормализующе действовать практически на все органы и системы организма, так как первоначально, филогенетически, все они возникли для обслуживания именно физической деятельности как залога выживаемости вида.[33.с.2] В наиболее сжатом виде оздоравливающий эффект тренировки связан: 1) с нормализацией процессов управления и регуляции в триаде: центральная нервная система (ЦНС) – гормональная система – иммунная система; 2) с регуляцией трофических и обменных процессов в клетках путем устранения повреждений в ДНК и, следовательно, в органеллах клеток; 3) с активизацией синтетических процессов в тканях, что приводит, в частности, к гипертрофии (увеличению размера) и гиперплазии (увеличению числа) некоторых клеточных органелл и самих клеток, повышению активности ключевых клеточных ферментов, изменению свойств мембран и многим другим явлениям, которые в целом выражаются в повышении функциональных и резервных возможностей жизненно важных органов и систем организма. Для достижения перечисленных эффектов необходимо (как минимум) периодически по определенной программе заставлять системы организма, где могут находиться клеточные структуры с пониженной резервной мощностью или признаками нарушений: 1) функционировать более интенсивно путем усиления нейрогенной (по нервным путям) и гуморальной (с током крови) стимуляции, а также механического воздействия; 2) добиться повышенного притока гормонов (которые обеспечивают синтез) и аминокислот (из которых строятся белки) к этим клеткам во время и после воздействия; 3) после «периода повышенной активности» создавать условия для полноценного восстановления. Физическая тренировка обеспечивает эти условия.[33.с.2] Таким образом, основные положительные функциональные эффекты, вызываемые систематическим выполнением определенного вида физических упражнений (тренировкой), проявляются: во-первых, в усилении функциональных максимальных возможностей всего организма в целом и его ведущих систем, обеспечивающих выполнение тренируемого упражнения; во-вторых, в повышении эффективности (экономичности) деятельности всего организма в целом и его ведущих систем при выполнении тренируемого вида мышечной деятельности. В основе оздоровительного влияния физической тренировки лежит развитие таких изменений в организме, которые способствуют развертыванию механизма общей адаптации и эффективности осуществления ее задач, что подтверждается результатами многих исследований.[24.с.270; 32.с.70; 13.с.37; 50.с.84] Однако не всякая, даже систематическая физическая активность может рассматриваться как тренировка, поскольку развитие функциональных возможностей отдельных органов, систем и организма в целом возникает только в том случае, если систематические тренирующие нагрузки достигают или превышают некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая нагрузка должна превышать обычную (повседневную бытовую или привычную тренировочную) нагрузку. Наиболее существенное правило при выборе пороговых тренирующих нагрузок состоит в том, что они должны соответствовать функциональным возможностям занимающегося, его текущему состоянию и соразмеряться с естественным ходом развития его двигательной функции.[6.с.98] Руководствуясь этим правилом, необходимо обеспечить выбор тренировочных нагрузок такого содержания, характера, величины и направленности, которые бы соответствовали целям тренировки и в то же время были бы адекватны состоянию организма занимающегося. Режим тренировочных нагрузок должен также согласовываться с перспективной программой физического совершенствования человека и особенностями его естественного развития в текущем возрастном интервале, т.е. должна учитываться готовность и естественная предрасположенность занимающегося к предлагаемым формам, направленности и интенсивности нагрузки.[6.с.100] Обобщая вышеизложенное применительно к решению задач физического воспитания учащихся, под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации подросткового организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования его физического и психического потенциала. При планировании содержания физического воспитания преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.[1.с.74; 9.с.22] В проведенных ранее исследованиях специалистов предприняты попытки повысить эффективность физического воспитания путем реализации тренирующего эффекта занятий на основе: преимущественного использования упражнений циклического характера; определения оптимального соотношения времени, отводимого на обучение двигательным навыкам и развитие двигательных качеств; разработки коротких программ оздоровительной тренировки; обеспечения оптимального уровня двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в НПО является применение круговой тренировки на основе теоретико-методических положений конверсии технологий спортивной подготовки.[10.с.15]2. История применения метода круговой тренировки. Первоначально методические положения круговой тренировки обосновывались английскими и немецкими исследователями. Позже, дополняясь и видоизменяясь в работах отечественных специалистов, эта организационно-методическая форма физической подготовки заняла достойное место в тренировочном процессе российских (а до недавних пор – советских) спортсменов.[35.с.12] В 1952 – 1958 годах одним из первых круговую тренировку начали разрабатывать английские специалисты Р. Морган и Г. Адамсон. Так, в 1952 году в Англии вышла статья, в которой были опубликованы результаты сравнения эффективности обычных занятий физическими упражнениями и «экспериментальной интенсивной гимнастической тренировки», проводимой «по кругу». С тех пор основоположниками английского варианта круговой тренировки считаются Р. Морган и Г. Адамсон.[41.с.22] Независимо от них к идее круговой тренировки пришел преподаватель Одесского государственного электротехнического института связи Б.Д. Фрактман (1955). Предложенный им вариант получил название «метод дополнительных упражнений». Известный отечественный теоретик физической культуры Л.П. Матвеев указывает на «германский след» происхождения круговой тренировки, отмечая, что «эта форма комплексного использования физических упражнений детально была разработана специалистами из ГДР», а подробная характеристика методических особенностей круговой тренировки дана М. Шолих (1966). Сам же термин «круговая тренировка» является дословным переводом с немецкого «kreistraining».[31.с.24] Первоначально круговая тренировка применялась в системе подготовки спортсменов различных спортивных специализаций и на протяжении многих лет зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности. Организация тренировочного занятия круговым способом позволяла увеличить его моторную плотность, а также в определенной мере интегрировать общую физическую подготовку со специальной, что было легко осуществимо в условиях тренировки спортсменов однородной группы (возраста, квалификации и спортивной специализации). Основные теоретико-методические положения по организации круговой тренировки в процессе подготовки спортсменов в различных видах спорта нашли свое отражение в работах отечественных специалистов. И.А. Николайшвили (1971) обосновал эффективность использования некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов. Рекомендации по применению круговой тренировки в сложнокоординационных видах спорта на примере гимнастики проводились Т.С. Лисицкой (1984). Особенности круговой тренировки в циклических видах спорта на примере лыжных гонок описали Ю.А. Целищев, В.Ю. Целищев (1984). Ю.В. Верхошанским (1988) даны рекомендации по использованию кругового метода в процессе специальной физической подготовки спортсменов. Н.Г. Озолин (1988) рассматривает основное назначение кругового метода в развитии общей выносливости, а также в повышении уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов всех специализаций.Систематизируя специфические методы физического воспитания, круговую тренировку относят к организационно-методической форме занятия физическими упражнениями, но её нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. Характеризуя модификации методов строго регламентированного упражнения, отмечается, что в практике физического воспитания отдельные занятия чаще всего имеют комплексное содержание и включают ряд различных видов двигательных действий. При этом возникает необходимость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно организовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого используются подходы, характерные для методов строго регламентированного упражнения.[31.с.218] Необходимо отметить, что, наряду с использованием круговой тренировки в системе подготовки спортсменов, эта организационно-методическая форма занятия физическими упражнениями нашла широкое распространение в процессе физического воспитания учащихся. Это было вызвано необходимостью организации физической подготовки в условиях ограничения площади зала (площадки), нехватки оборудования и инвентаря, а также квалифицированных инструкторов.[41.с.76] В физическом воспитании школьников и студентов разновидности круговой тренировки, как в нашей стране, так и за рубежом, начали применяться с 60-х годов прошлого столетия и в дальнейшем продолжили совершенствоваться и видоизменяться. За рубежом, и в частности в Англии, Р. Морган и А. Адамсон (1952) разработали варианты кругового занятия различной степени трудности для школьников и студентов, выделив упражнения для четырех основных мышечных групп (ноги, руки, спина, живот) и общего воздействия, и обосновали эффективность влияния новой формы тренировки на уровень физической подготовленности занимающихся.[17.с.12] В Германии различные варианты кругового занятия для учащихся старших классов были апробированы немецким учителем физической культуры З. Ран, а более детально круговая тренировка как форма комплексного использования физических упражнений в процессе физического воспитания школьников разрабатывалась М. Шолих (1966). В России одним из первых предложил применять круговую тренировку в физическом воспитании студентов Б.Д. Фрактман (1955), стремясь к увеличению общей и моторной плотности занятий физическими упражнениями. Сравнительный анализ эффективности комплексно-круговых и традиционных занятий по физической культуре в вузе, показавший преимущество первых в совершенствовании функциональных возможностей организма, был выполнен В.В. Чуниным и В.П. Филиным (1972). Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по проинципу развития физических качеств, предложены И.А. Гуревич (1976) для учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних и высших учебных заведений. Комплексы круговой тренировки, направленные на развитие двигательных качеств школьников с учетом их возраста, разработаны А.А. Гужаловским (1978). С позиций теории функциональных систем П.К. Анохина рассматриваются различные аспекты круговой тренировки.[25.с.70] Особенности применения круговой тренировки при массовых занятиях физической культурой в различных возрастных группах излагаются В.А. Романенко и В.А. Максимович (1986).3. Возрастная система тренировочных воздействий. В формировании развивающейся личности принимают участие множество факторов. Одни из этих факторов имеют социальную направленность, другие - биологическую. Бесспорным является то, что социальное и биологическое воздействие оказывает огромное влияние на формирование развивающейся личности, развитие двигательных качеств.[21.с.144] При планировании педагогического процесса, в том числе и спортивной тренировке, нужно учитывать прежде всего, то, что рост и биологическое развитие ребенка характеризуется глубокими внутренними и внешними изменениями, отражающимися как на отдельных системах, так и на всем организме в целом. Эти изменения требуют соответственно перестройки системы спортивной тренировки как по форме, так и по содержанию. Такая перестройка основывается на закономерностях растущего организма, которая, вступая в диалектическую взаимосвязь с педагогическим воздействием, образует единую систему многолетнего учебно-тренировочного процесса. Ведь «...не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека». Это основной тезис для построения возрастной системы педагогических воздействий обучения и воспитания детей, подростков, юношей.[20.с.63]Периодизация общего объема тренировочных нагрузок.Наиболее характерная закономерность растущего организма – это гетерохромность развития систем. Если одна система организма, которая, например, является предпосылкой для воспитания быстроты движений, развивается раньше, то другая - для воспитания силовых способностей - позже. Отмечают следующие периоды развития: ускорение роста системы, замедление, относительная стабилизация. И в связи с этим изменяется содержание средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями.[36.с.36] Подростковый и юношеский возрастные периоды характеризуются глубокими биологическими изменениями всех систем организма: усиливается темп роста, повышается интенсивность обменных процессов, увеличивается потребление кислорода, значительно изменяется регуляция соматических и вегетативных функций. Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования других форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Как показали исследования, значительные изменения количества взаимосвязей между системами организма как у девочек, так и у мальчиков, наблюдаются в период полового созревания. И это естественно – энергетический потенциал используется на развитие половой системы. Применение большого объема физических нагрузок в этом возрасте не целесообразно даже если спортивный результат снижается.[2.с.106]4. Основа круговой тренировки. Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой – символом круговой тренировки. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения 8 – 10 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые расположены в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий; большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, но есть и 1 – 2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от так называемого максимального теста (МТ), или максимума повторений (МП) – предварительного испытания на доступно предельное число повторений (часто в качестве тренировочной нормы берут 1/2 или от 1/3 до 2/3 МТ).[12.с.32] Как правило, в комплексы круговой тренировки включают технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, главным образом из числа средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структуру, в ряде вариантов круговой тренировки им придают искусственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы. Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно или интервально, в зависимости от избираемого метода, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений.[31.с.71]В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности.[31.с.73]Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств.[19.с.8]Круговая тренировка по методу непрерывного длительного упражнения. Этот метод преимущественно направлен на развитие выносливости (непрерывно-поточный вариант). Этот вариант круговой тренировки строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной интенсивности, а его основной особенностью является серийное выполнение упражнений на «станциях» без пауз отдыха. Упражнения, составляющие «круг», подбираются по принципу последовательного воздействия на все основные мышечные группы. Время, выделяемое для прохождения «круга», и число повторений «кругов» определяют по показателям МТ.[48.с 136] Существует несколько разновидностей данного типа круговой тренировки, различия между которыми, главным образом, заключаются в разном подходе к увеличению нагрузки: за счет объема работы или интенсивности выполнения упражнений.Исходное время работы устанавливают с таким расчетом, чтобы занимающиеся могли в отдельном занятии пройти целиком хотя бы один «круг» без пауз, повторив каждое упражнение в объеме от 1/3 до 1/2 МТ. В течение каждых 3 – 6 недель увеличивают число повторений упражнений на «станциях» (например, до 3/4 МТ), по возможности не слишком удлиняя исходное общее время прохождения «круга», а также число прохождения кругов (до 2 – 3). Эффект тренировки контролируется поэтапно по приросту этих показателей, а также по увеличению показателей МТ и уменьшению функциональных сдвигов, в частности частоты сердечных сокращений (ЧСС) на стандартную нагрузку, в качестве которой может служить прохождение исходного круга на каждом этапе.Порядок формирования «круга» аналогичен, с тем отличием, что, во-первых, подбираются менее трудные упражнения, которые выполняются сначала в меньшем темпе, но с большим числом повторений (например, 3/4 от МТ) и, во-вторых, число прохождений «круга» с самого начала составляет не менее двух. На протяжении определенного периода тренировки (например, 3 – 6 недель) ставится задача сократить время, затрачиваемое на прохождение «кругов», не уменьшая их числа и количества повторений упражнений на каждой «станции», что достигается увеличением темпа выполнения упражнений и суммарной моторной плотности занятий. Эффект тренировки контролируется поэтапно по степени сокращения времени, а также по увеличению показателей МТ и уменьшению функциональных сдвигов на стандартную нагрузку.[48.с.140]Круговая тренировка по методу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха. Она преимущественно направлена на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости. Этот вариант круговой тренировки строится в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности, а его основной особенностью является серийное выполнение упражнений на «станциях» с напряженными интервалами отдыха между ними. Продолжительность напряженного интервала отдыха настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде случаев это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющими выполнение упражнений. Для этого варианта круговой тренировки обычно подбираются сравнительно кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись довольно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.[45.с.19] Существует несколько разновидностей данного типа круговой тренировки.Каждое из упражнений, подобранных по принципу последовательного воздействия на все мышечные группы, выполняется в течение 30 – 45 с, с постоянными интервалами отдыха между сериями в пределах 60 с. При этом необходимо обращать внимание на точность выполнения упражнений, так как увлечение темпом в ущерб качеству недопустимо.Число «кругов» в одном занятии первоначально 1 – 2, с интервалом отдыха между кругами 3 – 5 мин. На протяжении 3 – 4 недель занятий число «кругов» увеличивают, оставляя постоянными интервалы отдыха как между «кругами», так и между упражнениями, входящими в «круг».Большинство упражнений в «круге» выполняется с дополнительными отягощениями, достигающими 50 - 70% от индивидуального максимума, серийно (например, по 10 – 20 повторений в серии), с затратой на одну серию 15 – 30 с и с интервалами отдыха между сериями в пределах 90 с. Весь «круг» воспроизводится 2 – 3 раза, с промежуточным отдыхом между «кругами» 3 – 5 мин. По мере роста тренированности время, отводимое на каждую серию или на интервалы отдыха, сокращают.[47.с.48] Круговая тренировкапо методу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха. Этот тип круговой тренировки преимущественно направлен на развитие ловкости, скоростно-силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности. Этот вариант строится в режиме интервальной работы субмаксимальной интенсивности (с мощностью до 75% от максимальной), а его основной особенностью является серийное выполнение упражнений на «станциях» с ординарными интервалами отдыха между ними. Продолжительность ординарного интервала отдыха соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения.[46.с.58] Для этого варианта круговой тренировки подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялся довольно значительный темп движений. Существуют следующие разновидности данного типа круговой тренировки, различия между которыми заключаются в основном в дозировании нагрузки.Упражнения на каждой «станции» выполняются в течение 10 – 15 с, а интервалы отдыха составляют 30 – 90 с, в зависимости от величины нагрузки и уровня подготовленности занимающихся.Повышение нагрузки осуществляется за счет сокращения тренировочного времени при условии сохранения прежнего количества повторений.Упражнения на каждой «станции» выполняются 8 – 10 раз в среднем темпе, без ограничений во времени, а интервалы отдыха составляют 30 – 180 с, в зависимости от величины нагрузки и уровня подготовленности занимающихся. Повышение нагрузки осуществляется за счет сокращения тренировочного времени при условии сохранения прежнего количества повторений при постоянном интервале отдыха.[49.с.25] При использовании круговой тренировки по типу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха количество занимающихся на «станциях» подбирается таким образом, чтобы один-двое из них выполняли упражнение на расслабление. Так не нарушается полный цикл работы и отдыха. Этот способ проведения занятий формирует у занимающихся навыки взаимопомощи, учит вести взаимный контроль качества выполнения станционных заданий. При начальном применении круговой тренировки рекомендуется подбирать относительно простые упражнения, не связанные с освоением сложных навыков. Дозировка должна быть рассчитана на среднего и слабого занимающегося и первоначально составлять 1/4 - 1/3 МТ на каждой «станции». Выполнение упражнений на разных «станциях» должно занимать одинаковое время, чтобы не было задержки во временя переходов. Последовательность перехода по общепринятому порядку осуществляется против часовой стрелки. Подбор упражнений и параметры нагрузки в круговой тренировке могут изменяться в широком диапазоне в соответствии с возрастом и исходным уровнем подготовленности занимающихся, задачами, решаемыми в процессе подготовки, климатогеографическими условиями и т.п. При творческом подходе к организации занятий проблема инвентаря и оборудования не должна быть доминирующей. 5.Круговая тренировка по экстенсивно-интервальному методу. Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу.В комплекс обычно включают 10 упражнений (станций), на каждое тратится одна минута (30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых), значит, на весь комплекс (один круг) уйдет 10 минут. Комплекс может состоять также из 8 упражнений (сокращенный круг). Упражнения выбирают наиболее простые, чтобы в течение 30 секунд каждое можно было выполнить 10-30 раз. Поэтому подтягивание в висе, например, целесообразно заменить сгибанием рук в висе лежа, а сгибание рук в упоре лежа давать на повышенной опоре (бревно, скамейка).В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия. На примере учащихся 1 курса рассмотрим, как проводятся занятия по этому методу. На занятиях в сентябре и в начале октября, которые проводятся на площадке, учащиеся обучаются в основном бегу, прыжкам, метаниям, выполняя большой объем легкоатлетических упражнений. Это способствует не только освоению техники движений, но и развитию двигательных качеств, в частности быстроты, гибкости, силы. Поэтому на этих уроках обычно не проводятся занятия по круговой тренировке.Но когда уроки переносятся в зал, чтобы не снижать нагрузки и продолжать развивать двигательные качества в комплексе, необходимо планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с целью развития в основном силы, силовой и скоростной выносливости.[23.с.26] Приведем примерный комплекс упражнений.1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.4. (IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться исходное положение.5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же, левой ногой.6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.8. (VIII станция) Из виса на гимнастической стенке поднять согнутые ноги, вернуться в исходное положение.9. (IX станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.10. (Х станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение. Комплекс рекомендуется выполнять на 8 занятиях подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять не менее 3-4 раз в течение года.Для указания места (станции) выполнения упражнений полезно изготовить 10 указателей: лист плотной бумаги вставляется в пропил деревянной стойки на подставке; на листе крупными цифрами обозначают номер упражнения (станции), делают описание и графическое изображение его.Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки -выполнение с индивидуальной дозировкой, нужно заготовить личные карточки учащихся для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее (Приложение 1, 5). Карточки заполняют сами учащиеся, однако порядок записи нужно разъяснить. В графе «№ станций» на первой строчке записывается номер той станции, с которой учащийся начинает выполнять упражнения.Например: № 5. Далее в столбик записываются номера последующих: 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3,4. В графе «I МТ» (I максимальный тест) записывается число повторений упражнения, выполняемого с максимальным напряжением и быстротой на каждой из 10 станций. В последующих графах указывается дозировка упражнений на очередных занятиях. Например:означает, что к максимальному количеству повторений нужно прибавить еще два повторения и сумму разделить пополам, а комплекс упражнений повторить дважды (два круга). В графе «Тренировочный объем» заносится сумма повторений на всех десяти станциях. В графе «II МТ» (II максимальный тест) указывается максимальное число повторений на заключительном уроке цикла. Разница показателей между двумя тестами с учетом качества выполнения упражнений характеризует воздействие занятий по избранному методу. Так, если в последнем уроке МТ возрос по сравнению с первым, - значит, возросла сила. Если количество ударов пульса снизилось или осталось прежним при увеличении количества повторений, значит, повысился уровень выносливости. Разработкой комплекса упражнений, изготовлением указателей карточек, собственно, и заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки. Первое занятие можно построить примерно так:Вводная часть (5 минут).Основная часть (35 - 37 минут). Разучивание упражнений комплекса с подсчетом (20 минут). Определение максимального теста (10 минут).Заключительная часть (3-5 минут). Разучиваются упражнения всем классом одновременно без лишних перестроений. Вначале упражнения 5 и 10 (см примерный комплекс) с палками, затем 4 и 9, 3 и 7, далее 1 и 6 на скамейках и наконец 8 и 2. Желательно каждое упражнение повторить 3-4 раза. После этого учащихся можно посадить на скамейки и раздать карточки. Кратко (5-7 минут) рассказать о занятиях по методу круговой тренировки, в результате которых развиваются двигательные качества в их комплексном проявлении; о систематическом увеличении дозировки для всех и в то же время с индивидуальной нагрузкой для каждого. Научить правильно, делать записи в карточке (Приложение 1). Учащиеся записывают в карточках фамилию, имя и другие общие сведения и затем идут на указанные места (станции), готовят для себя нужные снаряды и записывают в карточки номер станции, на которой находятся (а последующие - в порядке прохождения их). Перед выполнением первого упражнения учащиеся подсчитывают пульс (по команде) в течение 10 секунд (затем это число умножается на 6). Учитель напоминает, что на каждое упражнение затрачивается 1 минута: 30 секунд на выполнение упражнений с подсчетом, 30 секунд на запись результатов и переход к следующей станции (активный отдых) по кругу против часовой стрелки. Предупредив учащихся о том, что начинается определение максимального теста, что секундомер будет остановлен только через 10 минут, учитель командует: «Исходное положение - принять! Упражнение начи-най!». Через 30 секунд: «Стоп!» В таком же порядке выполняются все 10 упражнений. Нужно внимательно следить за секундомером и вовремя подавать команды. После выполнения последнего упражнения снова по команде ведется подсчет пульса в течение 10 секунд. Учащимся, у которых пульс после упражнения превышает 180 – 200 ударов в минуту, на последующих занятиях предлагается снизить нагрузку.Максимальное число повторений упражнения за 30 секунд - это и есть МТ, в зависимости от которого устанавливается индивидуальная дозировка на последующие 6 занятий цикла. По экстенсивно-интервальному методу дозировка распределяется примерно так. На II занятии Такая нагрузка дается для того, чтобы упражнение выполнялось в два раза медленнее максимального теста, но с широкой амплитудой, наибольшей точностью. Например: упражнение 10 (примерного комплекса) в максимальном темпе выполнялось несмотря на замечания с неполным наклоном туловища, с плохо прогнутой спиной, палка не поднималась выше головы. Следовательно, выполняя в два раза медленнее, ученик должен следить за тем, чтобы после глубокого вдоха вместе с выдохом палка поднималась точно вверх одновременно с наклоном туловища до горизонтального положения (палка выше головы, смотреть на палку). Также более точно и правильно выполнять и все другие упражнения. Дозировка на III - VI занятиях:Указанную дозировку учитель может изменять в зависимости от подготовленности своих учеников.На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II МТ. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл. Все 45 минут урока занимает только первое занятие по круговой тренировке, а остальные: 10 минут - если комплекс выполняется один раз (один круг); 20 минут - если комплекс повторяется дважды (два круга) и 30 минут - если комплекс повторяется три раза (три круга). Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга – в последние 20 минут; в три круга - в последние 35 минут урока. Между повторениями желательны 2-3 минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Не всегда на занятиях по физической культуре происходит удовлетворение двигательных потребностей учащихся. Поэтому учащиеся могут заниматься самостоятельно. Для этого мы разработали примерные комплексы круговой тренировки с ноября по март (Приложение 11-13).Выводы. 1. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что круговая тренировка зарекомендовала себя как весьма эффективная форма физической подготовки спортсменов, а также учащихся общеобразовательных школ, учащихся начального профессионального образования, средних и высших учебных заведений, благодаря следующим возможностям:широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества;обеспечения высокой моторной плотности занятия;индивидуализации педагогических воздействий;относительно точного дозирования физической нагрузки;согласования содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;применения в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;- одновременного и самостоятельного выполнения упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря. 2. В процессе круговой тренировки комплексно и во взаимосвязи решаются различные оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Однако круговая тренировка рассматривается прежде всего, как организационно-методическая форма физической подготовки занимающихся. Следовательно, при ее разработке необходимо учитывать задачи, связанные с закреплением и совершенствованием двигательных умений и навыков и развитием двигательных качеств учащихся, поскольку именно от этого будет зависеть подбор упражнений на «станциях», а также физиологические режимы их выполнения. 3. Применяя метод круговой тренировки на занятиях различной тематики и направленности, целесообразно дифференцировать нагрузки за счет последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности. Подобный подход дает возможность сосредоточить внимание занимающихся на правильном выполнении упражнений на «станциях», а преподавателю – на руководстве ходом проведения круговой тренировки. 4. Обобщая данные, изложенные в этой главе, можно выделить следующие характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно-методической формы построения занятия:последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»;использование хорошо освоенных упражнений;периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;Список литературы.1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово,1981. – 198 с.2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы неэнтропийной теории онтогинеза. – М.: Наука, 1989. – 270 с. 3. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры, №6, 1997, с.15 - 26. 4. Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры, №4, 1993, с.21 – 23. 5. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, №1, 1996, с.23 – 25. 6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с. 7. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания //Теория и практика физической культуры, №4, 1999, с.21 – 26, 39 – 40.