Использование кубиков «Блума» в работе по коррекции и развитию речи детей с ЗПР
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование кубиков «Блума» в работе по коррекции и развитию речи детей с ЗПР
Автор: Галенских Кристина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Использование кубиков Блума
в работе по коррекции и развитию
речи детей с ЗПР
Разработчик
Галенских Кристина Александровна
учитель - дефектолог
2023
В настоящее время в работе с детьми с нарушение речи недостаточно использовать только традиционные технологии. Все чаще появляется необходимость поиска новых подходов, методик и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников. Для повышения эффективности коррекционной работы наравне с традиционными методами рекомендуется использовать современные технологии и нетрадиционные методы. Предлагаю вашему вниманию один из таких приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Технология называется Кубик Блумa. Впервые идеи этого ученого увидели свет в 1956 году в книге Таксономия образовательных целей. Предложенная им теория, разделяла образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Эти цели можно обозначить блоками Знаю, Творю и Умею. С теорией, касающейся непосредственно Кубика Блума вы можете познакомиться в сети интернет, мы же поделимся своим опытом работы. Конечно, использование классического варианта Кубика Блума, в работе коррекционных групп затруднительно, детям сложно вспомнить без опоры на наглядность тот или иной материал, поэтому мы преобразовали его и создали свой Кубик, вернее серию Кубиков, которые помогают дошкольникам вспомнить, назвать, сравнить. Темы Кубиков выбраны на основе лексических тем в соответствии с комплексно-тематическим планированием на учебный год. Данное пособие прекрасно помогает педагогу разнообразить наглядный материал и реализовать цели и задачи. Кубик представляет собой объемную фигуру, из яркой красочной бумаги с картинками, на сторонах которого написаны слова: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись. Выбираем нужную тему занятия или любой другой совместной деятельности с детьми, и продумываем вопросы. Данный прием, позволяет формулировать вопросы самого уровня от простого к сложному, не забывая о разных сторонах речи. Потом педагог или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так играем до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Давайте рассмотрим особенности граней. Назови – происходит воспроизведение знаний, полученных детьми ранее. Это самые простые вопросы. Где предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. по данной теме. Почему – вопрос помогает проанализировать ситуацию заданной темы, сделать необходимые выводы, сформулировать причинно-следственные связи, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни – здесь рассматриваем проблему в разных аспектах и фокусируем внимание детей на всех сторонах заданной проблемы, темы. Можно использовать вспомогательные фразы, которые помогут сформулировать ответ: ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что… Предложи – ребенок может объяснить, предложить свои идеи как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе предположения, вымысел, фантазирование. Поделись – вопросы дают возможность выразить свое личное отношение, основываясь на свой личный опыт. Здесь мы концентрируем внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях. Например: Как плохо, что… Мне очень понравился. На основе приема Кубика Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, можно организовать как групповую, так подгрупповую или индивидуальную деятельность детей. Данная технология удобна тем, что ее можно использоваться на разных этапах как образовательной, так и свободной деятельности (режимные моменты, прогулка, занятие, самостоятельная деятельность детей). Это действенный прием, который позволяет не только проверить полученные знания, но и выявить степень предметно – эмоционального погружения детей в тему. Можно его использовать при обсуждении следующей темы, в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только собрать в кучку все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу, а также понять, что ребята знают по теме и что хотели бы узнать. Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Использование Кубика Блума только сначала кажется трудным и непонятным. На практике же стало понятно, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают правила игры, а главное его быстро можно сделать своими руками.