"При солнышке-тепло, при матери-добро."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "При солнышке-тепло, при матери-добро."
Автор: Вера Петровна Склярова
"При солнышке светло – при матери добро". Цель:* помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”;* воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине.Задачи:* расширение кругозора учащихся;* развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, *формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.Оборудование: * презентации о маме, фотографии учащихся с мамами или фотографии мам учащихся; сочинения в форме сердца; *на доске плакаты с высказываниями великих людей о матери,* выставка рисунков “Любимые цветы моей мамы”.Ход занятия:Прочитайте цитаты:Н.ОстровскийЕсть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.М.ГорькийВся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви” без матери нет человека.В.СухомлинскийЕсли ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.Над колыбелью ночевала,Своим кормила молоком,Уроки первые давала…Так я могу сказать о ком?С любовью искренней упрямоНеси добро, тепло и свет!Живи, прошу, подольше, мама,Тебя родней на свете нет!Ребята, конечно же, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери.Мать… для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – “мама”.Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.Мама! Самое дорогое слово для каждого человека (презентации о маме, подготовленные детьми)Ученик:Слово это – зов и заклинанье,В этом слове сущего душа.Это – искра первая сознанья,Первая улыбка малыша.Слово это пусть всегда пребудетИ, пробившись сквозь любой затор,Даже в сердце каменном пробудитЗаглушенной совести укор.Слово это сроду не обманет,В нем сокрыто жизни существо.В нем – исток всего. Ему конца нет…Встаньте!.. Я произношу его:“Мама!”Р.ГамзатовОбсуждение ситуации-Ребята, а какой может быть любовь мамы? (Все перечисленное детьми записать на доске)-Что общего между солнечным светом и любовью матери?На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?Чтение сказки.Семь дочерейБыло у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая.— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая.Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.Вопросы и задания к сказке:-Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?-Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?-Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.-Что вы делаете для мамы, когда она устает? На доске рисуется ромашка, а в ее серединке пишется слово “дети”. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.Работа по группам:Приведите примеры разных ситуаций, когда мама проявляет к своим детям ту или иную любовь. Обсуждение по группам.Поэтическая страничка .(текст на доске)Кто пpишёл ко мне с yтpа?Мамочка.Кто сказал: "Вставать поpа"?Мамочка.Кашy кто yспел сваpить?Мамочка.Чаю - в пиалy налить?Мамочка.Кто косички мне заплёл?Мамочка.Целый дом один подмёл?Мамочка.Кто цветов в садy наpвал?Мамочка.Кто меня поцеловал?Мамочка.Кто pебячий любит смех?Мамочка.Кто на свете лyчше всех?Мамочка.Р. УбайЧтение обсуждение сказки.Сердце материМ.СкребцоваБольшая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу.”Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда”. С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...Обсуждение ситуации:-Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?-Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и Т.Д.-Какие есть способы проявления любви?-Мы проявляем свою любовь с помощьюдействий (помогаем, обнимаем…)-Слов (говорим ласковые слова…)-Мыслей (думаем , что она замечательная, вспоминаем с радостью…Воспитатель:Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно.Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!Чтение стиха «Не обижайте матерей .»Не обижайте матерей,На матерей не обижайтесь.Перед разлукой у дверейНежнее с ними попрощайтесь.И уходить за поворотВы не спешите, не спешите,И ей, стоящей у ворот,Как можно дольше помашите.Вздыхают матери в тиши,В тиши ночей, в тиши тревожной.Для них мы вечно малыши,И с этим спорить невозможно.Так будьте чуточку добрей,Опекой их не раздражайтесь,Не обижайте матерей.На матерей не обижайтесь.Они страдают от разлук,И нам в дороге беспредельнойБез материнских добрых рук –Как малышам без колыбельной.Пишите письма им скорейИ слов высоких не стесняйтесь,Не обижайте матерей,На матерей не обижайтесь.Виктор ГинТворческое задание:1.На доске нарисовать большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Воспитатель вписывает все, названные детьми, сокровища в рисунок на доске.2. Попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.Игра “Дети и мамы”Дети встают в круг. Воспитатель с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: “Нужно ли советоваться с мамой?” Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.Вопросы для игры:-Нужно ли скучать по маме?-Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?-Нужно ли жалеть маму?-Нужно ли хвалить маму?-Нужно ли интересоваться делами мамы?- Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?Итог занятия:О, как прекрасно это слово – мама!Все на земле от материнских рук.Она нас, непослушных и упрямых,Добру учила – высшей из наук.Да, слово “мама” издавна в народе,Возносят выше самых ярких звезд.Кто может быть дороже мамы?!Кто свет и радость нам несет?!Когда больны мы и упрямы,Кто пожалеет и спасет?!Кто пустит по ветру невзгоды,Развеет страхи, грусть и стыд?!Кто скрасит серость непогоды,Стушует тяжкий груз обид?!Следит за домом и бюджетом,Уютом, модой, чистотойЛихой зимой и жарким летом,Легко справляясь с суетой?!Ответственна ее работа,Быть мамой – это сложный труд!Ежесекундная забота –Ее все помнят, любят, ждут.Нам мамы многое прощают,Не обижаясь, не браня.Лишь терпеливо объясняют,Не осуждая, не виня.Где столько силы и терпеньяБерут все мамы на земле?!Чтоб скрыть тревоги и волненьяИ счастье дать тебе и мне!Спасибо, мамочка, за нежность,Твою святую доброту!Любви вселенскую безбрежность,Терпенье, такт и теплоту!Ты дорога мне, ты – бесценна!Поймешь, поможешь и простишь.Твоя улыбка – драгоценна,Ты, улыбнувшись,- исцелишь!Знай, мама, ты – необходима!Нужна мне каждый миг и час!Ты – обожаема, любима,Потом, недавно и сейчас!Задание:По желанию подготовить для классной газеты рассказ о маме-На какой цветок похожа ваша мама?-Что она любит делать?-Что ее больше всего радует?-Что ее больше всего расстраивает?-Чему она вас научила, учит или хочет научить?- Что она вам дарит на праздники и дни рожденияВоспитатель:Нет материнскому сердцу покоя,С нами оно в трудный час.Мама от черного горя собоюНас заслоняла не разСмело и прямо на свете живите,Будьте честней и добрей,Люди, прощу вас, от бед берегитеСердца своих матерей!