«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»
Автор: Волотовская Ирина Тимофеевна
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов и так далее. В совокупности они создают плохую среду обитания для самого человека. Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание. Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям. ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ целая система игровых и сказочных задач. Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра, но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».Цель: развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста, которые возможно использовать в экологическом воспитании:Словесная игра «Чем был - чем стал»Цель: Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства Ход игры:1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей) Словесная игра «Черное - белое»Цель: Развитие представлений о взаимосвязях в природеХод игры:Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница — это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)Словесная игра «Робинзон Крузо»Цель: Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.Ход игры:Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем, как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи? И так далее.Словесная игра «Хорошо - плохо»Цель: Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.Ход игры:Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.В: Огонь - это плохо. Почему?Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.В: Листопад - это хорошо?Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.В: Листья под ногами - плохо. Почему?Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.Словесная игра «На что похоже?»Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.Ход игры:Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.В: На что похож абажур?Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.В: На что похожа улыбка?Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.В: На что похож дождь?Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.В: А душ какой бывает?Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.В: На что похожа коробка цветных карандашей?Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)В: На что похожа иголка?Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.Д: Еще на колючки у ежика, кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.Словесная игра «Цепочка»Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.Ход игры:Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д., Например,: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.Словесная игра «Да - нет»Цель: Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок Ход игры:Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.В заключении, можно сказать. Что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания, повысить их экологическую культуру.