Волшебство круга


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Волшебство круга
Автор: Любови Анатольевне Захаровой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1им. академика А.И. Савина
г. Осташков Тверской области
Исследовательский проект на тему: Волшебство круга
Подготовила: ученица 4 класса для детей с ОВЗ
Трофимова Валентина
Научный руководитель: учитель-логопед
Захарова Любовь Анатольевна
2023 год
Содержание
1.Введение ……………………………………………………….……………….…...…..3
1.1 Проблема, вопросы, актуальность, гипотеза
1.2 Цели и задачи
2. Основная часть ……………………………………………………………….....…….4
2.1 Исторический аспект…...………………………………….……..……………… 5
2.2 Анкетирование учащихся 1-4 классов, обработка результатов……………..…
2.3 Теоретический аспект …………………………………………………………….
2.4 Знакомство с чертёжными инструментами……………………………………..6
2.5 Способы изображения круга ………………………..…….…………….…..… 6
2.6 Составление коллекции аппликаций…………………..…….…………..……...9
3. Заключение……………………………………………………………...…….…..……9
Введение.
1.1 Проблема: На уроках математики мы знакомились с геометрическими фигурами. При измерении сторон прямоугольных и квадратных предметов у нас возник вопрос: А как измерить круглые предметы?
Актуальность
Данная тема нам интересна и близка. Интересна тем, что круг просто красивая фигура, а близка тем, что детство тесно связано круглыми предметами. Например, самая любимая игрушка детей мяч. Хотя он шарообразный, дети этого не знают, поэтому на вопрос “Где вы встречались с кругом?” у них первое слово – мячик.
Вопрос: А что же такое круг?
С этим вопросом мы обратились к учащимся начальной школы. И узнали, что ребята затрудняются ответить на этот вопрос или путают с шаром или с окружностью.
Эту тему наш учитель решила совместить с уроком ручного труда, чтоб показать и доказать, что из кругов можно сделать красивые аппликации, а начертив круги составить из них различные предметы. Еще одна важная задача стояла перед нами – научиться пользоваться циркулем.
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
из кругов разного размера можно выполнять интересные аппликации.
1.2. Цели и задачи.
Анализируя вопросы, на которые мы хотели знать ответ, мы поставили перед собой следующую цель: выполнение аппликаций из кругов разного размера.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Познакомиться с понятием круг.
Научиться измерять круглые предметы.
Научиться чертить круг разными способами.
Познакомиться с чертёжными инструментами.
Создать коллекцию аппликаций из кругов разного размера.
Основная часть.
Исторический аспект
Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек деревья и деревья, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких или ядовитых. Особенно вкусны орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар.
В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса, так как ось и втулка колеса должны всё время быть в соприкосновении. К сожалению, неизвестен изобретатель колеса. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие, созданные давным-давно украшения, имели круглую форму.
Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности. Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе, золоту, серебру, драгоценным камням. Художники, расписывавшие дворцы, тоже использовали окружность. Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду – горшки, вазы, амфоры. Круглыми были и колонны, подпирающие здания. Самым важным среди круглых тел был шар.
2.2 Анкетирование учащихся 2-4 классов, обработка результатов.
Перед поиском информации о круге мы провели анкетирование учащихся 2-4 классов нашей школы. Им были заданы следующие вопросы:
1.Что такое круг?
2. Что такое окружность?
3. Чем отличается круг от окружности?
4. Какие знакомые вам предметы имеют форму круга?
В нашем анкетировании приняло участие 113 человек. На первый вопрос нашей анкеты: Что такое круг? Мы узнали, что 100 человек не знают, лишь 13 человек ответили на наш вопрос.
Со вторым вопросом нашей анкеты: Что такое окружность? Справились большинство ребят, 78 человек ответили на наш вопрос, но, к сожалению, 35 человек затруднились ответить.
На третий вопрос нашей анкеты: Чем отличается круг от окружности? Мы не получили ни одного правильного ответа!
С четвёртым вопросом: Какие знакомые вам предметы имеют форму круга?
Большинство ребят справились. Мы получили большинство правильных ответов. Ребята, в основном называли. Те предметы, которые окружают их в школе и дома.
2.3 Теоретический аспект
Окружность – это граница круга.
Точка О – центр окружности.
Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой, - радиус окружности. Радиусы одной окружности равны.
Отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две точки окружности, - диаметр окружности. Диаметры одной окружности равны.
Круг – часть плоскости, находящаяся не внутри окружности, а вместе с этой окружностью.
Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки.
2.4 Знакомство с чертёжными инструментами.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.
Правила безопасной работы циркулем.
1.Не держи циркуль концами вверх. 2. Не оставляй циркуль раскрытым.3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 4. Работай аккуратно! Будь внимателен!
Способы изображения круга:
по шаблону;
обвести предметы круглой формы;
с помощью циркуля.
Нас интересует очень важный способ изображения круга – с помощью циркуля.
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке (центре), а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.
2.6 Составление коллекции аппликаций.
Сначала мы учились чертить окружности с разным радиусом. Учились вырезать по кругу ровно. Составляли из них разные предметы: цветы, бабочек, гусениц, солнышко и т.д.
Потом нам пришла идея о совместной работе к празднику Светлой Пасхи. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху – рождение новой жизни. В это время природа оживает и всё просыпается. Так и на нашем плакате.
Как прекрасен мир вокруг,Он наполнен чудесами!
Вырежу большой я круг,
Будет солнышко с лучами!Бабочка к цветку летит,Птицы в листиках резвятся,Радуга над облаком блестит,Даже гусеницы в травке веселятся!
Большая круглая Земля,Такая дружная семья.
На нашей зелёной планетеЕсть место всем на свете.
3. Заключение.
По результатам нашего проекта мы убедились, что действительно с помощью кругов разного размера можно выполнять аппликации. Создали коллекцию аппликаций из кругов разного размера, которая превратилась в плакат к празднику. Мы научились измерять круглые предметы. Поняли, что такое круг и окружность. Научились пользовать циркулем и знаем ещё несколько способов чертить круг.