"Тайны снега "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Тайны снега "
Автор: Лукьянцева Нелли Артуровна
Районный конкурс детских исследовательских работ «Я - исследователь»Исследовательская работа «Тайны снега»Тематическая секция – естественнонаучная: неживая природаАвтор: Ряполов Александр , 6 лет, Руководитель: Лукьянцева Нелли Артуровна Ряполова Елена Юрьевна ЯНАО, п.Тазовский2023 годСтруктура работыВведение1.Наблюдение за снегом.2. Свойства снега3.Опыты 4.Значение снега для природы и человекаВыводыЗаключениеСписок используемой литературыВведениеЗима –прекрасное время года. А снег - наиболее яркий признак зимы. Снег – это не только зимние забавы, это – предмет исследования, который таит в себе столько интересного, любопытного и привлекательного. И самое главное – далеко ходить не надо, вот он – предмет исследования, под ногами! Удивительное – рядом!Актуальность.Мы живем на севере, зима у нас холодная и снежная. Зима- это моё любимое время года. Люблю наблюдать как красиво падает мягкий, пушистый снег. Рассматривать форму снежинок – звездочек, которые никогда не повторяются. Нравится играть в снежки, строить снежную горку и лепить различные фигурки. И мне захотелось узнать, что же такое снег? Как он образуется? Какие свойства есть у снега? Действительно ли снег чист, как нам кажется на первый взгляд? Для того, что бы получить ответы на интересующие меня вопросы, я решил исследовать и узнать тайны снега.Цель исследования: Исследовать что такое снег, изучить его свойства. Доказать, что снег хранит тепло, может менять цвет. Приносит пользу природе и человеку.Задачи:1. Узнать, что такое снег и как он образуется2. Изучить свойства снега.3. Выяснить пользу снега. Определить чистоту снега. 4. Узнать, почему скрипит снег. Рассмотреть формы снежинок5. Провести опыты и эксперименты по сохранении тепла и изменении снега под влиянием температуры.Гипотеза: Мы предположили, если познакомиться со свойствами снега и раскрыть некоторые его тайны, то можно определить его значение в природе и для человека.Объект исследования: снег.Предмет: свойства снега.Этапы работыВыполнение работы проводилась в несколько этапов:1. Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования; изучение литературы;2. Описательный(основной) этап: наблюдение за снегом, проведение и описание опытов, значение снега для природы и человека3. Аналитический этап: анализ результатов наблюдения.4. Отчётный: оформление исследовательской работы;Мне необходимо собрать информацию и обработать её. Для этого я спросил у взрослых, посмотрел в энциклопедиях, интернете, понаблюдал в окружающем мире.1.Первым вопросом был, откуда берется снег? Как и гдеобразуется снег?Провели опыт:Взяли трехлитровую банку, набрали около 3 см. горячей воды. На банку поставили тарелку со снегом. И увидели интересное природное явление. Вода, которая в банке стала подыматься вверх, охлаждается. А со временем она превратилась в облако.Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и преобразуется в маленькие ледяные крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу и образуют шестигранные снежинки. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю. Так на земле начинается снегопад.Вывод:Снег - это не просто замерзшая вода. Снег образуется при замерзании водяного пара. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок, а форма снежинок меняется в зависимости от погоды.А ещё я рассматривал снег через лупу. Снег состоит из множества снежинок. Все они разные! Нет одинаковых снежинок! Мне стало интересно. Что же находиться в снегу между снежинками.2. Опыт: Что же находится в снегу между снежинками?Набрал снег в ведерко, стараясь его не мять. Потом решил уплотнить его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объеме.Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.3.Свойства снегаПри наблюдение за снегопадом, возник вопрос - Какой снег? На прогулке взял снег в руки и определил, какой он на ощупь?Вывод: снег холодный.Положил снег на белый лист и сравнил их по цвету.Положил снег на черный лист и определил, видна ли бумага?Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.Взял небольшое количество выпавшего снега в руку и подул на него. Он рассыпался. Вывод: снег рыхлый Наблюдение на прогулке: снег бывает разный - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий, липкий, сыпучий, замерзший.4.Опыт «Почему снег белый?»Мне стало интересно, почему снег белый. Предварительно на улице рассмотрел снежинки через микроскоп и увидел, что снежинки состоят из тоненьких прозрачных кристалликов льда.А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая).А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу "льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок (разрезать на мелкие кусочки). Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку). Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет). Взять пинцетом один кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный). Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»?Вывод:Прозрачная тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики» (снежинки) сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны. 5.Опыт «Почему снег хрустит?»А почему же снег хрустит?Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.Вывод: Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.6. Опыт «Защитные свойства снега».На прогулке воспитатель попросила укрыть стволы деревьев снегом, я спросил, почему? Потому что, снег греет. Очень интересный опыт: я хотел узнать действительно ли под снегом теплее, чем на поверхности снега. Для этого взял 2 банки наполненные водой. Одну банку положил поверх сугроба, другую закопал в середину сугроба. В конце прогулки мы обнаружили, что вода начала замерзать в бутылке, которая была поверх сугроба.Вода в бутылке, зарытой в середине сугроба - осталась в ней жидкая, так чтоспокойно вытекала из бутылки. Значит, под снегом действительно тепло, снег защищает и растения и животных, которые находятся под ним.Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания. Мы доказали, что снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый мороз под теплым снежным одеялом.7.Опыт «Какую пользу приносит снег людям?А вы замечали, что после того, как прошел снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становится чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.Вывод: снег чистит воздух.А так ли это, мы провели следующий опыт.7.Опыт. Получение талой воды и ее фильтрование. Мы набрали свежевыпавшего снега в банку и занесли её в группу, а когда снег растаял, профильтровали его через марлю и увидели, сколько мусора было в снегу (мелкие ворсинки, частицы пыли и другое). И сделали вывод, что хотя снег выглядит чистым и белым, но в нем содержится мусор и поэтому снег есть нельзя, но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.Вывод: мы узнали, что в воздухе имеются пыль и сажа. И уже в то время, как снежинки падают на нашу землю, они соприкасаются с ними. Поэтому даже свежевыпавший снег есть опасно.Заключение:Значение снега в природе.В ходе опытов, наблюдений, чтения энциклопедий, просмотров видео-материалов в интернете узнал, что свойства снега оказывает большое влияние на жизнь животных и растений. Снег сохраняет тепло. В сильные морозы звери спасаются в снегу. Птицы (тетерева, куропатки) закапываются в снег от холодов и от хищников. Вода в реке закрыта снежно – ледовым покрывалом, надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели. Снежное «одеяло» защищает и корни растений от морозов, и живые организмы которые на зиму впадают в спячку. От количества выпавшего снега зависит уровень воды в реках, озёрах, водоемах.Под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми. Снег действительно хранит тепло.Способность снега, сохранять тепло, эскимосы используют для строительства себе жилища – иглу.Выводы:Снег – это прекрасное явление природы. Работать было интересно,я познакомился с удивительными свойствами снега: снег образуется при замерзании водяного пара; в снегу между снежинками находится воздух. Снег хранит тепло, способен менять цвет и отражать солнечные лучи.В свежевыпавшем снеге содержатся пыль и грязь, есть снег нельзя, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Узнал, что в морозный день снег хрустит. Снег имеет большое значение в жизни человека и в природе, снег может приносить пользу.