Групповая работа на уроках литературы в старших классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Групповая работа на уроках литературы в старших классах
Автор: Зубченко Татьяна Константиновна

Непременное условие работы по новым стандартам являются групповые формы работы. Раз мы развиваем УУД, мы должны учить работать детей в группе, в коллективе, чтобы они умели выразить свою точку зрения, могли посодействовать развитию ближайшего окружения, развиваться самим. Когда я организовывала работу в группе, всегда передо мной стояла такая задача. Групповая работа – очень сложная работа, трудоёмкая, требует больших затрат при подготовке к уроку. Согласитесь, со мной, когда продумываешь ход урока и когда нужна работа в группе – это требует действительно огромной подготовки, не только в плане времени самого учителя, но и в материальном плане: подготовить детям материал, раздаточные карточки, материал, из которого можно выбрать какую – то информацию. Обучение групповой форме начинаю с первых дней пребывания ребенка в школе. Начальным этапом работы в группах является работа в парах (партнёры по плечу, партнёры по лицу). В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомлю детей с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываю, как нужно работать. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока.Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в паре и особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарищей. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, можно организовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.Постепенно переходим ко второму этапу, работа в группах. Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). При организации групп можно использовать разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего применяю прием по выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, разные интеллектуальные способности, дружеские отношения.Уважаемые коллеги, предлагаю побыть в роли учеников и разделиться на группы следующим образом:- Попрошу выйти к доске самых 6 смелых и активных, наберите команду из 5 человек.(Наиболее оптимальное количество)- Распределитесь по группам, займите места.- Какой прием деления на группы использовали?Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго. Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.(карточки)Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);Раздача дидактического материала;Планирование работы в группе;Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);Сообщение о результатах работы группы;Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии и избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам составить правила работы в группе, опираясь на первые слова (слайд).Правилами групповой работы могут быть следующими:Говори спокойно, ясно и только по делу.Не согласен  предлагай!Уважай своего товарища.Слушай своих собеседников.Обращайся к товарищу по имени.Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.Возможны следующие ролевые функции, которые можно использовать: (слайд)Секретарь – записывает решение;Докладчик – рассказывает у доски решение группы;Организатор – распределяет роли, организует работу группы;Чтец – читает задание вслух для всей группы;Контролер – следит за временем, поведением в группе.Роли в группе, особенно в 5 классе распределяла сама, во 6 классе – дети пробуют самостоятельно. Но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих группах. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в группе. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли.Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание.Я вам предлагаю оценить работу в своих группах, используя настольные карточки.работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора;работать по алгоритму (плану);своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности;При оценке работы группы важно выделять не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Обсудить с детьми не только количество, но и уровень коммуникабельности, успешности совместных усилий, умение действовать сообща.В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.Считаю, что групповая форма работы имеет ряд достоинств.Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.В-третьих, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Своё выступление я хочу закончить притчей. Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас труднаязадача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче«Наберись смелости – сделай попытку!»Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание.Я вам предлагаю оценить работу в своих группах , используя настольныекарточки)работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.работать по алгоритму (плану)своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалыкаждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.При оценке работы группы важно выделять не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Обсудить с детьми не только количество и качество выполненного, но и уровень коммуникабельности, успешности совместных усилий, умение действовать сообща.В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.Считаю, что групповая форма работы имеет ряд достоинств.Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, а это и является залогом успешного обучения школьников.Основные противопоказанияпри организации групповой работы. 
  • Недопустима пара из двух слабых учеников : им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые, по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе. Завтра стоит им предложить снова сесть вместе. Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
  • Нельзя препятствовать тому, что кто-то из детей пожелал работать в одиночку. Разрешаю ему отсесть; не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более  публичных оценках
  • Нельзя занимать совместной работой детей долго: более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы.
  • Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен измеритель шума -звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Пусть это будет звонкий колокольчик, а не резкий свисток или  громкий окрик.Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом.Конечно, организацию групповой работы на уроках нельзя считать единственно правильной и идеальной.Однако, грамотная организация учебного сотрудничестваприводит к положительным результатам, к эффективности учебного процесса.При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.Антуан де- Сент Экзюпери говорил: «Все взрослые были когда – то детьми, только мало кто из них помнит об этом». Учителям нельзя об этом забывать. Важно чувствовать потребности детей. Вспоминая, свои школьные годы могу сказать, что для меня было самым трудным, особенно в начальной школе. Трудно было молчать на уроках. А ведь есть такая технология, которая снимает это табу. Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о групповой работе. Работа в группе отвечает потребности детей говорить на уроке. Групповая технология успешно используется на уроках учителями нашей школы. Я хочу поделиться своим опытом в организации групповой работы.Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе. Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных):Вводя форму групповой работы, необходимо дать ее образец. С одной из групп я показываю на примере весь ход работы, обращаю внимание на ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. (ваша группа работала терпеливо, доброжелательно)Важный момент в групповой работе - разделение класса на группы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.В группе может быть от 4 до 6 человек. Мне кажется, наиболее продуктивные группы из 5 человек.Существует несколько вариантов комплектования групп. 1.По желанию. 2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью «фантов» и т.д.3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года и т.д.4. Подбор группы под лидера. Шаг 1.Выбираю семь-восемь учащихся, которые будут лидерами.Шаг 2. Предлагаю каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу. Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого-нибудь из оставшихся.Шаг 5. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д.4. По выбору педагога.Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит из четырех шагов.Шаг 1. Составьте список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором - равный ему или чуть слабее и т.д.Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие «2: 2», если нет, сделайте соответствующую замену. Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. И продолжите формирование групп.На мой взгляд, самый удачный выбор - это выбор под лидера.Для срабатывания групп нужно минимум 5-6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами.Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, не просто предложит учитель.Вот например, какие правила установлены в нашем классе: работать дружнобыть внимательными друг к другуработать по планудоводить начатое дело до концаслушать всехприйти к единому решениювсе члены группы отвечают за результатРабота в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест. Парты ставятся так, чтобы никто не сидел спиной к доске, был в пределах досягаемости от членов группы. У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.Сигнал «готовы» - все участники группы берутся за руки. Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты.Например (слайд 6 ) Капитан - отвечает за работу группы в целомДокладчик - выступает перед классомКритик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возраженияСекретарь - записывает высказанные идеиКонтролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.А я хочу познакомить вас с алгоритмом действий при выполнения задания в группе. Алгоритм действий в группеИндивидуальное прочтение задания или инструкции.Индивидуальный анализ условия. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точки зрения партнеров, выявление разницы.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.Совместное принятие решения.Анализ решения задания, его оформление.Проговаривание в группе , выступления спикера (докладчика)Иногда перед учителями встает вопрос: «когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?» Столы для групповой работы ставятся особым образом. Их трудно переставить. Поэтому у нас есть «Дни групповой работы» (1 раз в неделю), когда групповая работа проводиться не на одном уроке, а на всех уроках.Например, при изучении произведения по литературному чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- выбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья – готовит чтение по ролям.На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы. Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются. Приём «Снежный ком»Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение. Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга А какова же роль учителя во время групповой работы? Роль учителя в этом случае- оказывать помощь и консультировать, решать спорные вопросы.Групповая форма организации работы имеет немало достоинствПовышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Рационально распределяется учебное времяУлучшается психологический климат в классе. вырастает чувство ответственности за проделанную работуЗнания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.Дифференцируется работа в классе -Развиваются коммуникативные умения детей.Занятия помогают с самых первых уроков создать у первоклассников позитивное отношение к школе, вводят детей в новую систему отношений со сверстниками. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, пользоваться фразами:» Ты согласен? Не возражаешь? Как ты думаешь?»Есть и некоторые трудностиПри непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то урокахОрганизация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. Советы учителю.В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; К. Ушинский говорил, что одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию. Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технология я считаю одной из самых важных.«Наберись смелости – сделай попытку!»Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас труднаязадача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Такой подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:Искать думать приниматься за дело сотрудничать адаптироватьсяТехнология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельностного подхода и занимает важное место в системе современного обучения.Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Начальным этапом реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую можно начинать с первых дней обучения в начальной школе. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомим детей с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока.Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в паре и особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова». Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания просигнальте о своей готовности.Задание для парной работы: (карточки)После окончания работы со словами проверка осуществляется по линиям парт. Таким образом, каждая пара называет вставленные буквы, остальные могут проверить, а затем оценить свою работу.Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарищей. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, можно организовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.Постепенно переходим ко второму этапу, работа в группах. Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). При организации групп можно использовать разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего применяю прием по выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, разные интеллектуальные способности, дружеские отношения.Уважаемые коллеги, предлагаю побыть в роли учеников и разделиться на группы следующим образом:- Попрошу выйти к доске самых 6 смелых и активных, наберите команду из 5 человек.(Наиболее оптимальное количество)- Распределитесь по группам, займите места.- Какой прием деления на группы использовали?Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго. Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов.Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.(карточки)постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);раздача дидактического материала;планирование работы в группе;индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);сообщение о результатах работы группы;общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии и избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам составить правила работы в группе, опираясь на первые слова. (слайд)Правилами групповой работы могут быть следующими:Говори спокойно, ясно и только по делу.Не согласен – предлагай!Уважай своего товарища.Слушай своих собеседников.Обращайся к товарищу по имени.(слайд- на карточке) Команда – это значит вместе, команда – все за одного.Здесь всё по совести и чести, здесь не обидят никого.Команда нас объединяет не испугаемся преград,Здесь каждый знает свое дело, работает на результат.А если возникают споры, они решаются тотчас,И никакие разговоры не отвлекут от дела нас.Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.Возможны следующие ролевые функции, которые можно использовать: (слайд)Секретарь – записывает решение;Докладчик – рассказывает у доски решение группы;Организатор – распределяет роли, организует работу группы;Чтец – читает задание вслух для всей группы;Контролер – следит за временем, поведением в группе.Роли в группе, особенно в 1 классе распределяла сама, во 2 классе – дети пробуют самостоятельно. Но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих группах. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в группе. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли.Методический приём «Верно- неверно» (Можно использовать на любых уроках. Группе даются высказывания верные и неверные, ученики обсуждают, пользуются дополнительной литературой, словарями, если это необходимо)Словарная работа после прочтения стихотворения С.Михалкова «Мой щенок»(карточки)После окончания работы, группы просигнальте о своей готовности. Проверку работы можно организовать по данному образцу. (Слайд)Приведу некоторые приемы групповой работы, которые можно использовать при работе в группе:«Блиц – опрос» Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное задание.«Часики». Ученики по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.«Ловушка». Предлагаю несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание.Я вам предлагаю оценить работу в своих группах с помощью символических знаков: смайликов.А также можно использовать критерии, по которым оцениваем работу группы.(карточки настольные)работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.работать по алгоритму (плану)своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалыкаждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.При оценке работы группы важно выделять не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Обсудить с детьми не только количество и качество выполненного, но и уровень коммуникабельности, успешности совместных усилий, умение действовать сообща.В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.Считаю, что групповая форма работы имеет ряд достоинств.Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, а это и является залогом успешного обучения школьников.А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!Правила организации групповой работыВсегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Мы устанавливаем для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы используем выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.Например:
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.
  • На интерактивной доске показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как они начнут работать в группах.Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом.Наблюдая совместную деятельность учащихся, мы пришли к выводу:недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаем ему отсесть; не позволяем себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка). Практическая частьПочему я стала использовать групповую форму работы? Практика показывает, что услышать всех учеников на уроке невозможно. Причин этому много: низкий уровень самостоятельности, особенность мыслительных процессов, банальная «неготовность» к уроку, индивидуальные черты личности ребенка. На уроке чаще всего отвечают самые «активные» ученики.Недостатки классно-урочной системы всем известны:1. Равнение на "среднего" ученика.2. Стандартность построения урока.3. Отсутствие организованного общения между учащимися в процессе обучения.4. Преобладание индивидуальной учебной работы учащихся.Вопрос стоял прямо: «Как организовать групповую деятельность на уроке?». Мои наблюдения показали, что успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности.Учебное сотрудничество не может возникнуть сразу, эффективному взаимодействию и сотрудничеству субъектов обучения нужно также учить – его нужно формировать с первого класса начальной школы. Логичнее всего групповую работу рассмотреть по этапам – от первого класса до четвертого.
  • На первом этапе я поставила задачу формирование мотивации сотрудничества.
  • Уже в первом классе дети проявляют готовность к обсуждению проблемной ситуации и умение находить конструктивные решения. На этом этапе я включала в группы детей, объединённых чувством симпатии. Они быстрее могли наладить сотрудничество. Как показывает практика, их состав целесообразно периодически менять, чтобы у детей накапливался разнообразный опыт общения. Преобладает игровой вид деятельности. Принципиально важно было обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). В этот период детям предлагались творческие учебные задания: придумать новое по аналогии, догадаться, подобрать другие примеры.Я начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.Технология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельностного подхода и занимает важное место в системе современного обучения.Групповая работа предполагает такую организацию деятельности, при которойобучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС.Организация групповой работы начинается с формирования групп.Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в таких группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.Как объединять детей в группы?Виды групп
  • Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
  • Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
  • Группа по желанию;
  • «Случайная» группа;
  • Группа по теме работы;
  • Группа по уровню сложности задания.
  • Способы формирования групп.«Найди пару»На парту каждому обучающемуся кладу лист, на котором написано слово. По моему сигналу ребята читают слова по цепочке и определяют признак, на какие группы им надо разделиться.«Поздравительная открытка»Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.«Имена»Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.«Волшебные карандаши»Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.«Решение примеров»На половине карточек пишу математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.Нельзя:
  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • требовать полной тишины;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
  • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
  • Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Объединитесь в четвёрки и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.
  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
  • В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:
  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
  • Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам снова объединиться в четвёрки и составить правила работы в группе, опираясь на первые слова.Правилами групповой работы могут быть следующими:
  • Говори спокойно, ясно и только по делу.
  • Говори по очереди.
  • Слушай своих собеседников.
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  • Обращайся к товарищу по имени.
  • Уважай мнение каждого участника группы
  • Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. План поэтапного освоения групповой работы следующий:1 этап – Работа в паре. Девиз данного вида деятельности «Мы – напарники»Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.Дети, работающие в паре, выполняют особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.Виды заданий для работы в паре.Задание для произведений в форме диалога (рассказ или стихотворение).1.Познакомьтесь с текстом, подготовьте выразительное чтение. Дети читают, распределяют роли, готовят выразительное чтение.2.Задайте друг другу по два вопроса и ответьте на них.3.Составьте к тексту вопросы со словами зачем? почему? когда? и ответьте на них.4. «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.5.«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.2 этап – Работа в «четвёрках» - группах. Девиз данного вида деятельности«Мы – сплоченная команда».Виды работы в группе.
  • Сочинение коллективной сказки. 1 участник группы – 1 предложение, 2 – второе, не повторяя первое. и.т.д.
  • «Угадай сказку по фрагменту». У учащихся карточки с фрагментами из сказок. Задача отгадать название и автора.
  • Назовите, как можно больше героев на букву «К»( Курочка Ряба Крокодил Гена, Кощей Бессмертный, Карлсон, Кикимора.
  • Распределить героев по сказкам, по характеру, и.т.д. После окончания работы спикеры каждой группы называют свой ответ, остальные участники внимательно слушают и заполняют пустые графы таблицы. Таким образом, у каждой группы заполняется вся таблица.
  • 5.Метод «Четыре шляпы».На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.3 этап – Работа в «больших группах». Дети пробуют свои силы, но уже целыми рядами. Для каждой группы (ряда) я предлагаю задание, которое называется «бумеранг». Почему оно так называется?Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску. Обратим внимание, что все бумеранги заканчиваются одним и тем же словом, выражением. Таким образом, можно подвести детей к изучению любой темы.Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.Возможны следующие ролевые функции:
  • Писарь – записывает решение;
  • Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
  • Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
  • Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга.Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся. Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет. Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой.Я предложила детям выработать совместно критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствует критическому мышлению обучающихся.Критерии групповой работы:- дружно- выбор ролей- тихо (шумно)- правильный ответ- активность- все ли работали- интересно.На первом этапе обучения рефлексии обучающиеся рассказывали, с каким настроением они пришли в школу и какое настроение у них в конце учебного дня. Далее, после выполнения работы в группе ученики оценивали свою работу, успехи и неудачи. Для индивидуального оценивания каждому предлагалась таблица.Да – 2Сомневаюсь – 1Нет – 0Внимательно ли ты слушал(а) друзей по команде?2 1 0Принимал(а) ли ты участиев обсуждении?2 1 0Сумел(а) ли ты при чтениипередать характер героя?2 1 0Нашёл (нашла) ли ты главнуюмысль текста при чтенииучебника?2 1 0Внимательно ли тебя слушали твои товарищи?2 1 0Подсчитай общееколичество балловКлюч: 7–10баллов, ты – молодец! Тыумеешь заинтересовать других и сам внимателен4–6 баллов, будьсмелее, настойчивее, и у тебя всё получится3 балла, тебенужно приложить усилия итерпение, и у тебя всё получитсяИтак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
  • реализуется принцип деятельности;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
  • Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:1. Подготовка к выполнению группового задания:- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);- инструктаж о последовательности работы;- раздача дидактического материала по группам.2. Групповая работа:- знакомство с материалом, планирование работы в группе;- распределение заданий внутри группы;- индивидуальное выполнение задания;- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);- подведение итогов группового задания.3. Заключительная часть.- сообщение о результатах работы в группах;- анализ познавательной задачи, рефлексия;- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.Дополнительная информация учителя на группу.Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.Сначала эти упражнения могут быть такого вида:• Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.• Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.• Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.• Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую. Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара).После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:• По желанию• Случайным образом• По определенному признаку• По выбору «лидера».• По выбору педагога.1. По желанию.Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:• Разделитесь на группы по … человек.• Разделитесь на … равные группы.2. Случайным образом.Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.3. По определенному признаку.Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).4. По выбору «лидера».«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».5. По выбору педагога.В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.Мозговой штурм.• Используется для генерации идей.• Соблюдается жесткий регламент.• Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).• После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).Охота за сокровищами. Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.Примерные правила совместной работы:1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего2) работать по алгоритму (плану)3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:1. Он может контролировать.2. Организовывать.3. Оценивать работу учеников.4. Участвовать в работе группы.5. Предлагать участникам разные варианты решений.6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:• Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;• Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;• Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;2. Содержание работы должно быть интересно детям.3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.• Повышается учебная и познавательная мотивация.• Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.• В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.• Улучшается психологический климат в классе.Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.• Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.• Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.• При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:• Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;• Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;• Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;• Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);• Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но...  возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постРабота в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 
  • Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
  • выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
  • выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
  • выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.
  • Этапы групповой работы:Сообщение о результатах работы группы;Планирование работы в группе;Раздача дидактического материала;Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Этапы групповой работы:Сообщение о результатах работы группы;Планирование работы в группе;Раздача дидактического материала;Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Как бы вы оценили свою работу?Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.Работать по алгоритму (плану)Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалыКаждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.Как бы вы оценили свою работу?Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.Работать по алгоритму (плану)Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалыКаждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.Как бы вы оценили свою работу?Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.Работать по алгоритму (плану)Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалыКаждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.